Украинские игры - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Суббота, 10.12.2016, 11:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Украинские игры

Различные природные, исторические и экономические условия определили многие особенности хозяйства и бытового уклада отдельных районов Украины, что, естественно, оказало влияние на народные игры. В степной части Украины, где много ровных площадок на улице, на лугу, в поле, на околице села, больше распространены игры с размашистыми, широкими движениями: метание палки и мяча, выбивание палкой мяча, бег наперегонки и т. п. В Карпатах и Прикарпатье более широкое распространение получили игры на устойчивость и равновесие - с перетягиванием, с прыжками, с метанием в цель острых предметов (например, «Забивание топорика», «Перетяжка», «Бука тянуть»). Наряду с этим во всех украинских играх есть много общего. Украина - исконный край земледельцев, И здесь много игр, сами названия которых свидетельствуют об этом: «Мак», «Огурчики», «Просо», «Гречка», «Баштан» и др. В играх отображаются характерные движения или повадки типичных для Украины птиц и зверей («Ворона», «Перепёлочка», «Свинья», «Козлик», «Хромая уточка», «Гуси», «Пчелы» и др.); природные явления («Метелица», «Шум», «Дождь» и т. п.). В содержании и.названиях игр отразились различные стороны труда («Забивание топорика», «Кузнец», «Мельница», «Пеку, пеку хлеб», «Стук, стук молоточек» и др.), исторических событий, социальных и семейно-бытовых отношений («Взятие крепости», «Война», «Стрелец», «Гусары на конях», «Царица», «Король», «Золото хоронить», «Пан», «Поп», «Кума», «Дед и баба» и др.). Многие украинские игры названы по основным действиям в них («Вывертень», «Шкандыбки», «Загонючка», «Крутилка», «Верниголова», «Тикач» и др.). Для большинства других игр характерны сочетания различных движений: ловли и увертывания, бега и метания мяча или палки, удара палкой по мячу и бега и т. д.

Народные игры, как правило, не требовали сложного оборудования и специальных площадок. Играли на улице, на выгоне, на лугу или в поле, где пасли скот и гусей. Инвентарем часто служил подручный материал: палки, камешки, специально обработанные косточки животных (бабки), орехи, фасоль и т. п. Из специального инвентаря можно назвать мяч (из шерсти, кожи или тряпичный), биты (палки для метания), лапту (плоскую палку в виде узкой лопатки), «клёк» (короткую круглую чурку) и некоторые другие.


Игры без предметов

Цвет (Колир)

Играют школьники 1-5-х классов, человек десять и больше.

Описание. Договариваются о границах площадки. По считалке выбирают водящего. Играющие образуют круг. Водящий, закрыв глаза, становится спиной к кругу, в 5-6 м от него. Он называет любой цвет, например синий, красный, зеленый, голубой, белый. Затем поворачивается к игрокам. Те, у кого есть одежда названного цвета или какой-нибудь другой предмет, хватаются за эти предметы так, чтобы видел водящий. У кого же нет их, убегают от водящего. Если он догонит и осалит кого-нибудь, то осаленный становится водящим, а прежний водящий встает со всеми вместе в круг. Играют несколько раз.

Правило. Кто выбежит за условленные границы площадки, тот становится водящим.


Цапля (Чапля)

Играют дети 7-10 лет на маленькой площадке (при 5-10 играющих не больше 10 м в поперечнике).

Описание. По считалке выбирают водящего - «цаплю». Остальные - «лягушки». Пока «цапля» «спит» (стоит наклонившись вперед и опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают на корточках, стараясь подражать движениям лягушки. Вдруг «цапля» «просыпается», издает крик и начинает ловить (салить) «лягушек». Осаленный сменяет «цаплю». Играют обычно 5-6 раз.

Правила.

  1. «Цапля» преследует «лягушек» большими шагами, но обязательно на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась (хотя бы одной рукой) за голени ног.
  2. «Лягушки» стараются спастись от «цапли», прыгая на корточках. Кто встанет во весь рост, тот становится «цаплей».
  3. «Лягушка», выпрыгнувшая за пределы площадки, меняется ролью с «цаплей».

Иголочка-ниточка (Голочка-ныточка)

Играют на площадке или в зале дети преимущественно младшего школьного возраста, 7-40 человек.

Рис.1 Иголочка-ниточка
Рис.1 Иголочка-ниточка

Описание. По считалке выбирают водящего - «иголочку». К нему присоединяются (по желанию) 3-7 человек (в зависимости от количества играющих), которые составляют «ниточку». Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие «ниточку», и «иголочка» берутся за руки, образуя цепочку. Впереди - «иголочка».

«Иголочка» бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь. На рис. 1 показан один из вариантов пути бегущих. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания: поют, танцуют, читают стихи, разыгрывают сценки и т. п. Играют по уговору до 5-10 фантов.

Правило. Если цепочка разорвалась, то платят фанты игроки, расцепившие руки.


Волк и козлята (Вовк та козенята)

Играют дети 7-12 лет (5-10 человек), на площадке размером примерно 20х20 м.

Описание. На площадке чертят круг диаметром 5-10 м (в зависимости от числа играющих), а вокруг него на расстоянии 1-3 м - кружки диаметром 1 м - «домики» (на один меньше, чем количество «козлят»). По считалке выбирают «волка». Он становится между большим кругом и «домиками». «Козлята» находятся в большом круге. Сосчитав до трех, они выбегают из круга, чтобы занять «домики». «Волк» в это время их не салит. Одному из «козлят» не достается «домика». Он убегает (между «домиками» и большим кругом) от «волка», который стремится его осалить. Осалил - меняются ролями, не осалил - останется «волком», и игра начинается сначала.

Правила.

  1. После счета «три» все «козлята» должны обязательно выбежать из большого круга.
  2. Если преследуемый «волком» «козленок» 3 раза обежит большой круг и «волк» не догонит его, то «волк» должен прекратить погоню и остаться в той же роли на следующий кон игры.

Колокол (Дзвон)

(Эта игра имеет и другие названия: «Колокольчик», «Звон»)

Эта игра записана на Украине еще в прошлом веке П. Ивановым (в Харьковской области) и П. Чубинским (на Полтавщине). В наше время бытование игры обнаружено в Винницкой и Тернопольской областях. Играют обычно мальчики и девочки 10-15 лет (иногда и старше), 10 и больше человек.

Описание. Взявшись за руки, играющие образуют круг. Водящий, выбранный по считалке, становится внутри круга. Налегая на руки составляющих круг, он старается разъединить их, приговаривая: «Бов». Повторяет это до тех пор, пока не разомкнет чьи-либо руки, после чего убегает, а двое разомкнувших руки ловят (салят) его. Поймавший становится водящим.

Правила.

  1. Водящий должен разъединить руки стоящих в кругу без помощи своих рук.
  2. Водящего можно салить, пока он не отбежит от круга на условленное расстояние.

Вариант (записан в Винницкой области в 1948 г.). Водящий, который стоит в середине круга, закрыв лицо руками, склоняется над соединенными руками («воротами») двух игроков и спрашивает:

«Чьи это ворота?» Ему отвечают, например: «Петра».

«А это чьи?» - «Тараса» и т. д.

Потом водящий подходит к любым «воротам» и просит:

«Пустите меня». - «Не пустим!» Он идет еще к двум-трем «воротам». Наконец выкрикивает: «Бей, колокол, бей! Тучу разбей!» - и пытается прорваться через какие-нибудь «ворота». При удаче убегает, а двое, через «ворота» которых он прорвался, догоняют его. Догнавший становится водящим.



Столб (Стовп)

(Другие названия этой игры - «Пчелы», «Пчела» )

Играют обычно на лужайке, полянке (можно и в спортивном зале), чаще одни девочки 8-10 лет, 8-10 и больше человек.

Описание. Выбрав водящего (по считалке или по желанию), игроки выстраиваются в ряд по росту, берутся за руки и завиваются спиралью вокруг первой (самой высокой) девочки, которая стоит на месте, - образовался как бы столб с маткою посередине и пчелами вокруг нее. Водящий, который стоит в стороне, подходит к «столбу» и, обращаясь к «матке», говорит: «Матка, матка, дай огня».

«Матка» подает ему горсть травы или делает вид, что дает что-то: «На, да смотри не подпали моих пчел».

Получив от «матки» «огонь», водящий тотчас бросает (или делает вид, что бросает) его на «пчел», а сам старается убежать. «Пчелы» с жужжанием бросаются вслед за ним, догоняют и касаются рукой - «жалят». Обычно «пчелам» удается окружить водящего со всех сторон, и тот, изображая ужас, отмахивается или закрывается от них руками. Потом выбирают другого водящего и повторяют игру еще 3-4 раза.

Правила.

  1. «Пчелы» не должны нападать на подошедшего к ним водящего, пока он не начал убегать.
  2. «Пчелам» не разрешается задерживать убегающего руками, можно только преграждать ему путь, окружая его.
  3. Водящему, окруженному «пчелами», нельзя вырываться силой.

Разновидность. Играющие, взявшись за руки, образуют круг, в середине которого стоит «матка». Водящий, получив «огонь», гоняется за «пчелами», которые разлетаются из круга. Пойманный сменяет водящего. «Матка» выбирает другую «матку».


Полотенчико (Рушнычок)

Играют весной или в начале лета 6 девочек 7-13 лет на площадке, полянке, лужайке размером 30х10 м. Две пары девочек становятся на расстоянии 20 м друг против друга, а посередине между ними - пара водящих.

Рис. 2 Полотенчико
Рис. 2 Полотенчико

Описание. По счету водящих «раз, два, три» правая и левая пары разъединяют руки и бегут навстречу друг другу, чтобы поменяться местами, а средняя пара ловит, не разъединяя рук, любого из бегущих (рис. 2). Пара, один из игроков которой пойман водящими, меняется с ними местом и ролью. Если водящим никого не удалось поймать, они водят снова.

Правила.

  1. Водящим достаточно коснуться бегущего одной из рук (осалить). Но если при этом они перестали держаться за руки, то осаленный ими не считается пойманным.
  2. Выбежавший за пределы площадки считается пойманным.

Разновидность. Если играющих много, то позади крайних пар встают еще пары (одинаковое количество с обеих сторон). Бегут каждый раз первые пары, а прибежавшие становятся в конце вереницы, как при игре в «Горелки». Поэтому эту игру иногда называют «Двойные горелки».


Хромая уточка (Крывенька качечка)

Играют 5-10 детей школьного возраста на площадке 10-15 м в поперечнике. Обозначаются границы площадки.

Рис. 3 Хромая уточка
Рис. 3 Хромая уточка

Описание. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов: «Солнце разгорается, игра начинается» - «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих (рис. 3). Осаленные помогают ей салить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».

Правило. Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.


Квадратик (Квадратик)

Играют ребята 7-14 лет, чаще одни девочки. Количество участников - 2-5 человек. Для игры требуется небольшая ровная площадка, на которой чертится квадрат размером 60х60 см.

Рис. 4 Квадратик
Рис. 4 Квадратик

Описание. Обычно порядок игры определяется таким образом: «Чур, я первый!» - «Я второй!» и т. д. Иногда распределяются по считалке. Каждый игрок должен выполнить следующие упражнения:

1) прыжок в центр квадрата (рис. 4, а), затем ноги в стороны прыжком до стенок квадрата, не наступая на черту, снова прыжок в центр, затем прыжок вперед через черту, не поворачиваясь, далее прыжок в центр и за черту квадрата. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из этого кона и ждет следующей своей очереди. Выполнивший упражнение без ошибки переходит к следующим упражнениям;

2) прыжок в центр на двух ногах; прыжком ноги в стороны к стенкам квадрата, не наступая на них; снова в центр; прыжком поворот на 90 градусов, ноги в стороны; прыжок в центр и за пределы квадрата (рис. 4, б);

3) прыжок на одной ноге в центр квадрата; прыжком ноги в стороны и поворот, став ногами по углам квадрата (рис. 4, в); снова прыжок на одной ноге в центр и прыжок с поворотом, став ногами в другие углы; прыжок в центр на одной ноге и прыжок из квадрата.

В этой игре количество прыжков и сочетание прыжков на одной и двух ногах строго не регламентировано. Играющие обычно договариваются, сколько и какие прыжки делает игрок в каждой серии движений. Побеждает тот из них, кто первым выполнит все виды прыжков, о которых договорились заранее.

Иногда играют на изобретательность: каждый из играющих по очереди предлагает свой вариант, остальные должны его повторить. Победителем в этом случае считается играющий, который предложит наиболее трудный или интересный вариант.

Правила.

  1. Ни в одной серии прыжков играющие не должны наступать на черту. Нарушивший это правило выбывает из этого кона.
  2. Сбившийся в порядке движений выбывает из кона.


Командные прятки (Командна схованкы)

В книге Е. А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские» игра «Командные прятки» описана под названием «Малороссийские прятки», что может служить свидетельством широкого ее распространения в прошлом веке именно на Украине.

В наше время в «Командные прятки» играют в разных местах УССР. Эту игру любят подростки и старшие школьники. Играют среди построек, деревьев, кустов, где могут спрятаться одновременно 10-15 человек. Важно точно установить границы участка, где можно прятаться.

Описание. Играющие разбиваются на две равные по силам команды, чаще всего способом отоваривания. Выбирают посредника, который следит за соблюдением правил. При помощи жребия решают, какая команда прячется первой, а какая ищет. Игроки команды, которой выпало искать (водящие), собираются в определенном заранее месте (кон), где садятся тесным кружком и закрывают глаза или накрывают головы чьей-либо курткой или платком. Посредник следит за соблюдением этого правила, пока остальные прячутся. Тогда он подает сигнал, по которому начинаются поиски.

Задача водящих не только найти, но и поймать спрятавшихся. Если хоть один из прятавшихся прорвется непойманным к кону, значит, водящие проиграли и следующий раз снова будут искать. Если же им удалось всех найти и поймать, то команды меняются ролями.

Правила.

  1. Чтобы поймать прятавшегося игрока, достаточно коснуться его рукой (осалить).
  2. Команда водящих может охранять кон от пытающихся прорваться к нему. Только перед началом игры договариваются о количестве игроков, которые могут охранять кон (1-3), и о расстоянии, на котором они должны находиться от кона (не ближе 2 или 3 м).



Игры с предметами

Коломыйки (Коломыйкы)

Коломыйки - это короткие песенки вроде русских частушек. Они так популярны в Карпатах, что слово «коломыйки» дети охотно используют в своих играх. Так, «Коломыйкой» называют здесь игру с мячом, широко распространенную среди девочек 8-13 лет. Играют обычно 5-7 девочек на небольшой площадке у стены дома. Нужен мяч размером с волейбольный.

Рис. 5 Коломыйки
Рис. 5 Коломыйки

Описание. По считалке устанавливают очередность игроков. Первая девочка берет мяч и бьет им о землю так, чтобы он отскочил к стене (рис. 5, а), ударился о нее и отлетел к земле. Когда мяч отскочит от стены и ударится о землю, бросавшая должна перепрыгнуть через него (рис. 5, б), а стоящая за ней вторая по очереди играющая должна поймать (рис. 5, в). Теперь выполняет упражнение сначала вторая играющая, а третья ловит мяч и т. д.

Допустившая ошибку выбывает из игры, и мяч переходит к следующей по очереди. Так игра продолжается, до тех пор, пока останется одна участница - победитель. Теперь все играющие выстраиваются у стены спиной к ней, а участница-победитель становится лицом к остальным игрокам на расстоянии от них около 3 м. Она бросает мяч по порядку каждой девочке у стены. Та должна поймать его и бросить о стену у себя над головой, не оборачиваясь, а победительница должна поймать отскочивший от стены мяч. За это она получает 1 запасное очко, И так с каждой из стоящих у стены.

В следующий кон, если получившая одно или несколько запасных очков упустит мяч, то не выбывает из игры, а только передает мяч следующей по порядку участнице. Это допускается столько раз, сколько имеется в запасе очков.

Правило. Победительница должна бросать мяч стоящим у стены в руки, иначе они имеют право не ловить его. Если кто-то нарочно не поймает правильно брошенный мяч, бросок повторяется.




Коты

(Здесь и далее, где национальное название совпадает с русским, дается одно название )

Играют 3-7 человек, чаще младшие школьники, на ограниченной (по уговору) полянке или лужайке. Для игры нужно 6-8 палочек размером с карандаш - это «коты».

Описание. По считалке определяют водящего, завязывают ему глаза и дают в руки 6-8 палочек - «котов». Затем двое играющих берут водящего под руки и ведут, поворачивая то в одну, то в другую сторону, чтобы он потерял ориентировку. Между водящим и теми, кто его сопровождает, происходит такой диалог:

 - Кружатся журавли? 
- Кружатся.
- Кружимся и мы.

Водящий и сопровождающие кружатся на месте. Затем один из сопровождающих говорит: «Клади двух котов». Тот кладет 2 палочки, и его ведут дальше. Так разносят все 6-8 палочек-«котов». Вернувшись на место, развязывают водящему глаза. Теперь он должен найти всех «котов». Лучшим игроком считается тот, кто быстрее других и без подсказок найдет всех «котов».

Правила.

  1. Водящего нельзя уводить за пределы условленной площадки.
  2. Когда водящий ищет «котов», можно ему подсказывать: «Холодно, теплее, горячо».
  3. Если водящий долго не может найти последнюю палочку, то ему ее показывают и он считается проигравшим.


«Палочки» («Палычкы»)

На Украине и сейчас нередко можно встретить древнюю игру в камешки - как в ее общеизвестном виде, так и в многочисленных своеобразных разновидностях. Например, играют не камешками, а фасолью (см. ниже игру «Куры») или палочками.

Рис. 6 Палочки
Рис. 6 Палочки

В игре участвуют обычно 2 или 4 девочки 6-10 лет. Заготавливают палочки длиной 12-15 см и толщиной с карандаш (до 50 штук).

Описание. Распределившись по считалке, девочки садятся в кружок и играют по очереди. Первая берет в горсть палочки (рис. 6, а), подкидывает их вверх и ловит на тыльную сторону ладони (рис. 6, б). Снова подбрасывает и, перевернув руку ладонью вверх, ловит в горсть палочки. Пойманные палочки считают, откладывая по две: «Пара, пара, пара...» Если их четное число, значит, девочка выиграла. Она забирает себе одну палочку и снова подбрасывает горсть их. Если же число нечетное, то очередь переходит к следующей девочке. Когда все палочки разыграны, считают их у каждой. У кого из девочек окажется меньше всех палочек, та проиграла и будет выполнять задание: танцевать, петь, изображать какое-то действие.

Правила.

  1. Играющая может взять для подбрасывания любое количество палочек, но не меньше пяти.
  2. Нельзя помогать удерживать палочки второй рукой.



Куры

Играют обычно 2-3 девочки 8-12 лет (осенью, когда поспевает фасоль). У каждой из них одинаковое число (10-20) фасолин одного цвета: у одной девочки - красные, у другой - черные, у третьей - желтые, белые или пестрые. Это «куры», среди которых выделяют «наседку» и «петуха» - необычные по величине или форме фасолины.

Описание. Всю фасоль высыпают в платок, перемешивают и прикрывают краями платка. По считалке устанавливают очередность в игре. Первая по очереди девочка берет горсть фасоли из платка, не заглядывая туда. Подкинув фасоль вверх, ловит ее на тыльную сторону ладони, снова подкидывает то, что поймала, и опять ловит, но уже в горсть.

Если она поймает четное количество фасолин-«кур», то забирает их. Если же количество пойманных «кур» нечетное, то их возвращают в платок вместе с непойманными. Поймавшая «наседку» забирает всех «кур» этого цвета, включая лежавших в платке, но не берет «петуха». Поймавшая «петуха» забирает все фасолины одинакового с ним цвета. Кто окажется без «кур», выбывает из игры. Оставшиеся продолжают игру, пока не будут разыграны все «куры». У кого их окажется, меньше всех или не будет совсем, те считаются проигравшими и должны проскакать на одной ноге туда и обратно установленное ранее расстояние. После этого всем возвращают их «кур» и игру можно начать сначала.

Правила те же, что в игре «Палочки».




Салки с мячом (Квач з мьячем)

(Эта игра имеет несколько названий: «Латкы», «Лованкы з мьячем» )

«Квач» - так называют на Украине помазок, которым смазывают сковороды салом. В детской игре с таким же названием салят, пятнают (русские названия игры: «Салки», «Пятнашки» и др.). Во многих местах Украины распространена разновидность «Квача», в которой водящий салит мячом.

Играют 3-20 человек (можно и больше), чаще подростки 12-15 лет (охотно играют и младшие школьники, но они недостаточно владеют мячом).

Описание. Игроки разбегаются по площадке. Водящий бегает с мячом в руке и, бросая его, старается осалить кого-нибудь. Осаленный сменяет водящего.

Правила.

  1. Игрок считается осаленным только при прямом попадании мяча (осаливание мячом, коснувшимся земли, не учитывается, но игрокам не разрешается трогать катящийся мяч - отбивать его, гнать дальше от водящего).
  2. За пределы площадки может выбегать только водящий, если ему нужно поднять мяч. Любой другой игрок, выбежавший за установленные границы, сменяет водящего.

Разновидность (ее используют при небольшом количестве играющих - до 7 человек). Игроки договариваются, что водящий должен осалить всех играющих. Кто осален последним, тот становится победителем. Водит в новый кон тот, кто был осален первым.



Высокий дуб

(Другие названия этой игры - «Дучковый мьяч», «Земляный мьяч», «Дуко», «Соловэй», «Сорока», «Горобэць»)

Впервые эта игра записана украинским этнографом П. П. Чубинским и опубликована в 1877 г. Ее записывали и многие другие этнографы XIX в. В настоящее время эта игра широко распространена на Украине. Обычно играют в нее весной и летом мальчики и девочки 10-15 лет (от 3 до 6-7 человек или две команды по 4-6 человек).

Рис. 7 Высокий дуб
Рис. 7 Высокий дуб

Для игры нужна площадка или полянка размером не менее 10 м в поперечнике. На одном краю ее выкапывают продолговатую ямку размером примерно 10х20 см и глубиной 8-10 см. Поперек ямки кладут толстую короткую палку («цурку»). На нее опирается небольшая дощечка (8х50 см), так, чтобы меньшая ее часть находилась в ямке, а большая - над палкой в наклонном положении. В ямке на доску кладут мяч размером с теннисный (рис. 7). Еще нужна круглая палка («гылка») диаметром 5-6 см и длиной 70-80 см.

Описание. Играющие «меряются» на «гылке»: чья рука сверху, тот водит. Остальные распределяются по площадке произвольно. Водящий берет «гылку» и бьет по верхнему концу дощечки. Мяч летит вверх, играющие ловят его. Кто поймает, тот становится новым водящим (он получает 1 очко, если договори­лись играть до определенного количества очков). Если мяч упал на землю, водящий не меняется.

Если играют две команды, то команда, игрок которой поймал мяч, получает 1 очко. Поймавший мяч бьет. Играют до установленного счета или на время.

Правила.

  1. Если мяч поймали одновременно 2 человека, то это не засчитывается никому.
  2. Отбирать пойманный мяч не разрешается.


Бук тянуть (Бука тянуть)

Это состязание повсеместно распространено в Прикарпатье, Карпатах и Закарпатье Украины. Часто в поединке использовалась прочная палка из бука, растущего в тех местах. Отсюда и название «Бук тянуть».

Рис. 8 Бук тянуть
Рис. 8 Бук тянуть

Участвуют в поединке двое, обычно подростки и юноши, но и взрослые мужчины не отказывают себе в удовольствии помериться силой и ловкостью. Выбирают посредника, который следит за соблюдением правил. Порядок участия остальных игроков устанавливается по жребию или по желанию.

Описание. Двое играющих садятся на пол или на землю, упираясь подошвами ног друг в друга. Оба берутся за прочную буковую палку и тянут ее (рис. 8). Особенно ценится умение не только оторвать соперника от земли, но и сильным рывком неожиданно перебросить его через себя. Победитель обычно приглашает следующего по очереди участника.

Правила.

  1. Тянуть палку начинают по сигналу посредника.
  2. Победителем считается тот, кто сумел заставить соперника оторваться от земли или выпустить палку из рук.



Перетягивание (Перетяжка)

Наряду с общеизвестным перетягиванием каната широко распространено на Украине перетягивание длинной палки, жерди, оглобли. (Эта игра бытовала издавна и называлась часто «Черта тянуть»).

Играют мальчики-подростки, юноши, мужчины, 6-20 человек.

Описание. Играющие делятся на две команды, равные по количеству участников. В каждой выбирается вожак. На оглобле или толстой палке длиной 2-3 м отмечается середина. Чертится небольшой круг, в который становятся вожаки команд. Они берутся руками за палку на равном расстоянии от середины, остальные участники команд берутся за палку позади вожаков, а те, кому не хватает палки, - за пояс впереди стоящего игрока (цепочкой).

По сигналу выбранного судьи обе команды начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает команда, сумевшая перетянуть всю палку за круг со своей стороны.

Правила

  1. Если одна из команд начала тянуть палку до сигнала, то результат не засчитывается и состязание повторяется.
  2. Если в одной из команд часть игроков оторвется от цепочки, это не дает ей права в случае поражения опротестовать его.


Подарок (Дарунок)

Играют обычно мальчики 8-12 лет (4-7 человек) на небольшой поляне или лужайке. Для игры нужны палки длиной 70-80 см по количеству играющих.

Описание. Все садятся в кружок и ударяют палками по земле перед собой, как будто молотят. При этом каждый играющий старается попасть своей палкой по палке партнера. Попал - получаешь 1 очко или берешь фант с того, по чьей палке ударил. Играют до определенного количества очков или фантов. В конце игры разыгрываются фанты или согласно набранным очкам участники распределяются по порядку для следующей игры с палками.

Правила.

  1. Играющие должны не менее 1 раза коснуться палкой земли, прежде чем ударить ею по палке партнера.
  2. Стремясь избежать удара по своей палке палкой партнера, можно отдергивать свою палку вверх, но не в сторону.


Шапка

Раньше на Украине было принято ходить на улице круглый год в головном уборе. Поэтому шапка была у каждого под рукой и очень часто служила своего рода инвентарем для игры. Отсюда и название «Шапка» во многих народных играх. Теперь шапку часто заменяют завязанной в узел тряпкой.

Для игры требуется площадка размером примерно с волейбольную.

Играют обычно младшие школьники и подростки. Играть могут от 5 до 20 человек, но лучше, когда играют человек десять.

Описание. Один из игроков - водящий, которого выбирают по считалке. Он берет в руки шапку. Остальные участники разбегаются по площадке. Задача водящего - бросив шапку в кого-либо из них, осалить его. Задача игроков - увернуться от шапки. Если игрок осален, он замирает. Осаленного может выручить любой игрок, прикоснувшись к нему рукой. Вырученный снова вступает в игру. Его нельзя сразу же салить, а нужно осалить сначала кого-то другого. Если игрок осален в третий раз, выручать его уже нельзя. Он становится новым водящим.

Правила.

  1. Водящему не разрешается охранять осаленного игрока (находиться все время возле него).
  2. Если бегущий на выручку будет сам осален, то уже не сможет выручить осаленного.
  3. Выбежавший за пределы условленной площадки считается осаленным. Он возвращается туда, где пересек границу площадки, и становится там замерев, пока не будет выручен.


Клюшки («Ковинькы»)

Играют мальчики 12-15 лет (иногда и старше) на утрамбованной площадке длиной не менее 20 м и шириной 5-7 м. Количество участников - от 4 до 20 человек. У каждого играющего в руках ковинька - деревянная палка с загнутым концом внизу, напоминающая клюшку. Нужны также кол и опука - чурка длиной и диаметром примерно 7-8 см.

Описание. Разбиваются на две примерно равные по силам команды. В нескольких метрах от одного края площадки вбивают кол - это цур (кон), в который нужно попасть опукой. На другом краю площадки на расстоянии 10-15 м от цура проводят линию, от которой игрок нападающей команды начнет гнать опуку к цуру. Все остальные играющие обеих команд распределяются произвольно перед этой линией. Какая команда будет нападать, т. е. гнать опуку, а какая защищать цур, определяют по жребию. Нападающая команда старается подогнать опуку поближе к цуру и коснуться его. А водящая команда не позволяет ей сделать это. Если нападающим удалось коснуться опукой цура, то они получают 1 очко и право гнать опуку из-за исходной линии к цуру переходит к другой команде.

Победителем считается команда, которая первой набрала условленное количество очков (обычно десять).

Правила (В этой старинной народной игре правила сходны с правилами в хоккее, но они не такие строгие, как в спортивной игре).

  1. Количество играющих в каждой команде обычно от 2 до 10 человек, но может быть и неравным с. общего согласия играющих.
  2. Расстановка игроков на площадке произвольная, за исключением начинающего игру в нападающей команде: он вводит опуку клюшкой из-за начальной черты.
  3. Не разрешается выводить опуку за установленные пределы площадки. Допустивший это не наказывается, а просто возвращает опуку на площадку.
  4. Разрешается гнать и бить опуку только клюшкой.
  5. Нельзя поднимать клюшку выше пояса.


Кувыркалки (Койструбки)

Играют обычно летом, на хорошо утрамбованной площадке (мальчики 12-15 лет - 2-10 человек). Для игры нужны круглые палки длиной 70-80 см (по числу играющих).

Описание. Участники выстраиваются на линии кона. Поставив палку на носок ноги и придерживая ее рукой, каждый выбрасывает ее вперед махом ноги. Делают это все одновременно. Тот, у кого палка оказалась ближе всех к кону, становится первым водящим, у кого немного подальше - вторым и т. д. Первый водящий поднимает свою палку и с того места, где она первый раз коснулась земли (это место называют «дуло»), бросает вперед так, чтобы она «койструбала» («шкандыбала»), т. е. летела вперед, переворачиваясь и ударяясь о землю то одним, то другим концом.

Остальные игроки согласно очереди бросают с того же места (от «дула») свои палки так, чтобы они, «койструбая», попали в лежащую. Если кто-нибудь попал, то прежний водящий бросает снова свою палку от «дула» и все повторяется. Если никто не попал, начинает следующий по очереди водящий (второй и т. д.). В этой игре не выявляют победителей: подростки находят удовольствие в самом процессе игры, развивая меткость и силу броска.

Правила.

  1. Если палка водящего «койструбала» от «дула» на расстояние менее трех стоп, то остальные игроки бросают в нее свои палки не от «дула», а с кона.
  2. В лежащую палку игроки могут бросать свои палки и другими способами (по договоренности).



Банки (Банки)

(Игра имеет и другое название: «Пять банок» («Пьять банок»))

Играют подростки и юноши, обычно от 3 до 10 человек, на ровной площадке не менее 20 м длиной и 10 м шириной. Для игры нужна круглая палка-бита длиной 1 м и 5 банок, например консервных или из-под краски.

Описание. Чертят в 5-7 м от края площадки круг диаметром около 1 м, в центре ставят друг на друга столбиком 5 банок. По считалке или жеребьевке устанавливается очередность игры. Игрок берет палку и от кона бросает ее в банки. С самого начала играющий имеет право на один удар по банкам. Если он собьет с первого удара одну из них, то бьет еще раз, и так до тех пор, пока не выбьет все банки. Если же собьет с одного удара сразу несколько банок, это не засчитывается и он передает право на удар следующему. Если игрок не попадет в банку, то очередь тоже переходит к следующему. Победителем считается тот, кто первым собьет все 5 банок подряд (т. е. пятью точными ударами - один за другим без перерыва).

Правила.

  1. Бросающий палку не должен заступать за линию, с которой договорились бросать.
  2. Устанавливает банки нужным образом после удара и подает палку следующий по очереди игрок.

Вариант. Иногда играющие договариваются, что за каждый удачный удар начисляется одно очко. При потере права удара набранное до этого число очков запоминается. Играют до условленного числа очков (5, 10, 21 и др.).



Мяч втроем (Мьяч втрех)

(Другое название этой игры - «Тройник» («Тройнык»))

Играют дети школьного возраста, втроем. Для игры нужен мяч.

Описание. Обозначают прямоугольник со сторонами около 10 и 5 м. Определив по считалке водящего, двое становятся на коротких сторонах прямоугольника, а водящий - в середине между ними. Крайние перекидывают мяч один другому. Если кто-то из них не поймает мяч, он должен поднять его с земли и, бросая от своей черты, осалить водящего. Если бросавший не попал в водящего, то они меняются местами; если попал, то игра продолжается по-прежнему.

Если же водящий поймал брошенный в него мяч («поймал свечу»), то он старается осалить этим мячом кидавшего, а тот может убегать и увертываться от мяча. Если водящий осалил бросавшего, они меняются местами; если промахнулся, то все остаются на прежних I местах.

Правила.

  1. Водящий передвигается свободно в пределах очерченного прямоугольника.
  2. Водящий должен ловить брошенный в него мяч только на лету, а не после падения мяча на землю.

Квадрат

Эта подвижная игра типа футбола широко распространена на Украине. Для нее не нужно большого поля. Играют обычно вчетвером на площадке размером всего 4х4 м, но могут играть и двое, и трое, а на площадке 5X5 м - и 8 человек. Играют мальчики школьного возраста, чаще всего подростки, иногда в игре участвуют и девочки-подростки. Для игры нужен мяч, лучше футбольный.

Описание. Квадратную игровую площадку делят на 4 равные части, в центре чертят круг диаметром 1 м. Каждый игрок занимает свою часть квадрата. Один из играющих бросает со своего «поля» мяч в центральный круг так, чтобы он отскочил на одно из «полей». Игрок, на чье «поле» попал мяч после подачи, должен отбить его ногой на любое другое «поле» после одного касания мячом земли. Он не должен допустить второго удара мяча о землю в пределах своей площадки, иначе получает 1 очко и выходит из игры или (по уговору) игру продолжают, но игроки передвигаются на одно «поле» по часовой стрелке. Получивший очко начинает игру сначала, бросая мяч через центральный круг (если он промахнется трижды, ему также начисляется 1 очко).

Если в игре участвуют двое или трое, то каждый из них занимает по одному квадрату, а при проходе мяча через незанятый квадрат очко будет начисляться тому, кто послал мяч в пустое «поле». Если же играют 8 человек, то в каждый квадрат становится по 2 человека, которых считают за одну команду.

При игре вчетвером иногда играют двое на двое. Игроки в паре помогают друг другу и могут пасовать мяч между собой.

Играют до условленного количества очко<

Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (14.03.2010)
Просмотров: 20962 | Рейтинг: 4.4/13
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: