Северная Осетия - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Суббота, 10.12.2016, 11:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Северная Осетия
Народные осетинские игры своими корнями уходят в далекое прошлое. Об этом свидетельствует нартский эпос, (Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948).

В древности народные игры проводились не только ради развлечения, они имели и определенную цель: выявить наиболее сильных, ловких, выносливых, мужественных юношей. В эпосе говорится о необходимости наличия в играх и состязаниях таких физических упражнений, как: стрельба из лука, борьба, метание камня, скачки на коне, лазание по врытому в землю столбу, преодоление естественных препятствий и т. д.

У осетин общественные игры развивались в основном на тех же основах, что и у других народов. Игры и состязания были на всех праздниках. Этнографы, описывая народные праздники, наряду с песнями, музыкой и хороводами обязательно отмечают спортивные состязания и игры как составную часть каждого торжества. Своеобразием отличались игры на общеущельских празднествах, которые продолжались иногда от трех до пяти дней. На этих праздниках проводились, например, игры и состязания между отдельными семьями с одинаковыми фамилиями. Основными видами состязаний в играх были: стрельба, скачки, поднятие тяжестей, переход через горную реку, восхождение и бег на гору и др. В праздниках участвовали и молодежь и взрослые. Они заранее знали, какие будут игры (согласно традициям того или иного торжества) и тщательно готовились к ним. Игры проводились организованно, на специально отведенных площадях - ныхасе (место для общественных сборов). Для судейства игр создавался совет стариков (В. Б. Пфаф. Путешествие по ущелью Осетии. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1871).

Национальные игры всегда широко использовались как средство физического воспитания молодежи.

Большое место, занимали военные игры, в которых основное внимание уделялось умению хорошо ездить на лошадях и на скаку стрелять.

В связи с основным занятием осетин скотоводством появились игры в альчики (специально обработанные кости конечностей овец и баранов), например игра «Тохси».

Характерным для национальных игр Осетии является большая их вариативность. Игры, как правило, были различными у детей, молодежи и взрослых. В зависимости от видов движений, входящих в игры, можно разделить их на следующие группы; со скачками и стрельбой, со стрельбой из лука, с поднятием и переноской тяжестей (камня, человека), с лазанием и прыжками, с метанием, с борьбой на поясах и на лошадях, с сопротивлением, с катанием с гор на санях. Кроме того, отдельно выделяются настольные игры.

Игры также можно разделить и в связи с природными условиями: игры в горной местности и игры на равнинной местности. Так, дети, живущие в горных селениях, проводят чаще всего игры, в которых преобладает физическая нагрузка, требующая силы, выносливости. В содержании их много единоборства. В играх на равнинах преобладают бег, прыжки, метания и др.



Игры без предметов

Слепой медведь (Куььрм аре)

В этой игре участвуют младшие школьники, от 5 до 40 человек. Размер площадки для игры - 10X10 м. Игра проводится без инвентаря (можно использовать палочки - по две для каждого играющего, кроме водящего. Одна из палочек гладкая, другая - с нарезанными на ней зубцами).

Описание. Одного из играющих выбирают водящим «медведем», завязывают ему глаза (или он закрывает их руками). Все играющие становятся вокруг «медведя» (или в стороне) на расстоянии 3-5 м и по сигналу хлопают в ладоши (или проводят гладкой палочкой по палочке с зубцами - издается дребезжащий звук). «Медведь» идет на звук хлопков (или палочек) и старается поймать кого-либо из играющих, которые убегают за границы площадки. Тот, кого он поймает, становится «медведем», т. е. водящим. Если он никого не поймает, продолжает водить.

Правила.

  1. Играющие размещаются свободно на заранее очерченной площадке.
  2. Хлопки (или дребезжащий звук па­лочками) выполняет тот игрок, к которому приближается «медведь».
  3. Выбегать за линию площадки не разрешается. Вышедший за нее становится водящим.


Игра с прыжками (Гаепгаенынтаей хъазт)

Играют подростки, от 3 до 40 человек. За правилами выполнения прыжков должен следить руководитель (вожак).

Описание. Перед началом игры выбирают по жребию двух водящих. Они садятся на землю и вытягивают вперед ноги так, чтобы ступни касались друг друга. Остальные игроки прыгают по очереди через вытянутые ноги водящих. Игра включает 8 вариантов преград, через которые надо перепрыгнуть. Все они показаны на рис. 1.

Рис. 1 Игра с прыжками
Рис. 1 Игра с прыжками

Побеждает тот, кто выполнит все 8 прыжков без ошибок.

Правила.

  1. В момент прыжка можно отталкиваться одной ногой (правой или левой).
  2. Если прыгун коснется ногой или рукой кого-либо из сидящих, то занимает его место и в следующий раз начинает участвовать в игре с того упражнения, на котором ошибся в предыдущий раз.


Игра в охотников и зверей (Цуанонтае мае сырдтаей хъазт)

Игра рассчитана на школьников среднего и старшего возраста. Она проводится в лесу или на опушке леса, где есть кустарники. Размер площади игры определяют руководитель и его помощник в зависимости от количества игроков (обычно играют 10-12 человек), но она не должна превышать 300 м в длину и 200 м в ширину.

Описание. Играющие делятся на две равные по количеству участников ко­манды. По жребию одна из них «охотники», другая - «звери». Перед началом игры объявляются границы площадки леса, а также уточняется место финиша. Игра начинается на опушке леса. «Охотники» скрытно располагаются по всей игровой площади (команды «зверей» стоят к ним спиной, закрыв глаза). Когда «охотники» спрячутся, «звери» по сигналу открывают глаза и начинают незаметно пробираться через «лес», в котором прячутся «охотники» (т. е. через цепь «охотников»), к условленному месту - финишу. «Охотники» должны ловить их. Пойманных «зверей» усаживают на землю в скрытом месте. Если «охотники» задержат более половины команды «зверей», то становятся победителями. Если же больше половины «зверей» проникнут через «лес», в котором находятся «охотники» (т. е. через цепь «охотников»), и достигнут финиша, то «звери» считаются победителями.

Правила.

  1. Игра должна проходить только на строго ограниченном участке леса. Тот, кто выйдет за участок, считается пойманным.
  2. «Охотники» могут задерживать «зверей» только на установленном участке леса.
  3. Игроки команды «зверей» могут убегать от «охотников», но если преследующий «охотник» коснется рукой «зверя», то последний считается пойманным.
  4. «Звери» могут пробиться к условленному месту - финишу - только через установленную площадь леса.



Игры с предметами

Перетягивание (Баендаенаей хъазт)

Игру можно проводить на площадке на воздухе и в спортзале, с мальчиками-подростками и юношами. В ней участвует от 2 до 20 человек. Для игры требуется веревка длиной 2-2,5 м.

Описание. На площадке чертят круг диаметром 4 м. Через его середину проводят прямую линию, делящую круг на две равные части. По обе стороны прямой линии становятся спинами друг к другу 2 участника игры. На них надевается кольцо из веревки, так, чтобы веревка прошла под руками. Приседая, эти игроки подают туловище вперед, чтобы веревка была слегка натянута. По команде каждый начинает тянуть соперни­ка из круга. Кому удалось вытянуть партнера из круга, тот выигрывает.

Правила.

  1. Тянуть соперника из круга разрешается только вперед и по сигналу руководителя.
  2. Тянуть можно только за счет движений туловища и рук, запрещается опираться руками о землю.
  3. Игрок, нарушивший одно из правил, считается побежденным.

Ямочки (Дзнхъхъытаей хъазт)

Игра проводится на воздухе на площадке с мальчиками среднего и стар­шего школьного возраста. В ней может участвовать до 20 человек. Для игры требуются палки длиной 1 м (по количеству участников).

Рис. 2 Ямочки
Рис. 2 Ямочки

Описание. Играющие образуют тесный круг, соприкасаясь друг с другом плечами. Перед каждым вырыта ямка. У всех участников - по палке. Один конец ее игрок ставит в свою ямку. Водящий, выбранный по жребию, стоит в центре круга (у него нет ямки). По сигналу играющие толкают друг друга плечами, стараясь вытеснить соседа, чтобы он убрал конец палки из ямки - рис. 2. Толкнув соседа, надо сохранить самому равновесие. Водящий должен воспользоваться моментом и занять свободную ямку своей палкой. Тот, кто останется без ямки, становится водящим.

Правила.

  1. При толкании нельзя отрывать конец палки от дна ямки.
  2. Во время игры толкать можно только плечом.
  3. Игрок, допустивший ошибку, или игрок, ямка которого будет занята палкой водящего, меняется с ним ролью.



Поймай мяч, сидя на плечах (Уаехскыл бадын)

Игра проводится на площадке, в спортзале. В ней участвуют подростки, юноши, молодежь. Количество играющих - 7-21 человек. Для игры необходим маленький войлочный мяч (или теннисный). В настоящее время стали применяться для этой игры большие мячи (волейбольные и баскетбольные). Требуется судья-руководитель.

Описание. Выбрав водящего, участники делятся на пары и путем жеребьевки устанавливают, кто в паре будет на плечах. Пары, в которых один из партнеров сидит на плечах другого, становятся в один ряд (если много пар, то по кругу) на расстоянии 6-10 м друг от друга. Водящий (с мячом в руках) находится впереди на таком же расстоянии от них. Он бросает первой паре мяч. Если сидящий на плечах поймает мяч, то бросает его второй паре, тот - третьей, и так до конца. Затем мяч возвращается обратно в том же порядке. Если сидящий на плечах не поймает мяч, то слезает с плеч товарища, а тот садится к нему на плечи. Если водящий не поймает мяч, ему на плечи садится нижний партнер в первой паре, а верхний становится водящим. Побеждают те, кто ни разу не был водящим.

Вариант. Пары стоят по кругу и перебрасывают мяч сидящим на плечах, а водящий старается перехватить его. Если ему удастся это сделать или кто-нибудь уронит мяч, водящий меняется с ним местами. Через каждые 5 мин. партнеры в паре меняются местами.

Правила.

  1. Стоящий не должен мешать ловить мяч сидящему на его плечах. В противном случае он меняется с ним местом.
  2. При первом варианте игры мяч идет последовательно от первой пары до последней и возвращается обратно так, чтобы стоящим партнерам не приходилось поворачиваться (поворачиваются только ловящие, сидящие на плечах).
  3. При втором варианте игры надо строго следить за установленным временем продолжительности смены ролей в парах.





Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (14.03.2010)
Просмотров: 1191 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: