Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Четверг, 25.04.2024, 17:20
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Русские игры 3
Мы предлагаем некоторые наиболее популярные игры, записанные в фольклорно-этнографических экспедициях на Урале и в Сибири, в которые играли мальчишки примерно до середины ХХ века. Многие игры распространены на территории всей России.Молодецкие игры и забавы часто сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Это были гусли, гудок, скрипка, балалайка, гармонь и т.п. Звучание музыка очень часто (особенно в парных состязаниях) подавало сигнал к началу поединка или игры. Названия игр и наименование местности их бытования очень часто давали названия наигрышам. Например: «Подзаборного», «Горбатого» или «Сумецкая», «Карагаева» «Пожеревицкого» и т.д. (наигрыши «под пляску» или «под драку»).

Парные игры.

 

«Шапки» («Снять шапку»).

Место бытования: Псковская, Новгородская, Архангельская, Вологодская обл., Урал и Сибирь.

Два игрока, с шапками на голове (это могут быть панамки, бейсболки, вязанные шапки и т.д.).

Под музыку (желательно гармонь), вначале выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись  друг с другом грудью, расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот, кто первым снимет с соперника головной убор.

 

«Перетяжки» («Вырвать репу»).

Место бытования: Тверская обл., Урал.

Два игрока, садятся на землю, друг напротив друга. Упираются ногами "стопа в стопу". Берутся руками за одну палку и по команде (голосом или началом наигрыша на гармони), тянут каждый в свою сторону. Выигрывает тот, кто перетянет или вырвет из рук палку.

 

«Крестики» («Зайка-попрыгайка»).

 Место бытования: Урал, Сибирь.

Две палки кладутся на землю: крест - на крест.

Делаются два креста. В игре участвуют два человека. По команде, играющие подпрыгивая, меняют ноги так, чтобы не задеть палки. Ноги постоянно чередуют места прыжка, как циркуль. Руководитель игры задаёт ритм, хлопая в ладоши, постепенно его ускоряя. Играющие совершают прыжки под хлопки (в Сибири под песню «Зайка попрыгайка»), не отставая от ритма. Проигрывает тот, кто каким-либо образом сбивается с ритма или задевает палку.

 

"В палку".

Место бытования: Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Ростовская, Курганская обл.

Играющие становятся в центр круга, заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг. Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

 

"Столкнуть с места".

Место бытования: Московская, Тверская, Ростовская обл., Алтайский край.

Играющие становятся друг против друга боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места, хотя бы одной ногой.

 

"Положить на спину".

Место бытования: Ростовская обл.

Игроки становятся спиной друг к другу. Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

 

"Петушки".

Место бытования: Архангельская, Вологодская, Курганская, Челябинская, Омская обл.

Играющие становятся друг против друга. Берут в руку, каждый свою ногу и стоя на одной ноге сталкиваются грудью. Задача заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника (без рук) за заранее обозначенный круг. Выигрывает тот, кто остаётся в кругу.

 

"Олабышки".

Место бытования: Архангельская, Тюменская обл.

Играющие садятся на лавку друг против друга, при этом скрестив ноги. Ноги также находятся на лавке полусогнутыми. Один из игроков складывает ладоши так: тыльная сторона кисти руки - к тыльной стороне другой кисти, затем ладошку плотно прижимает к своему уху, делая "подушку". Другой игрок должен ударом руки в сложенные руки (как бы по уху) сбить соперника с лавки. Выигрывает тот, кто удержался на лавке и не упал.

 

«Борьба на поясах».

Место бытования: Омская область.

Соперники становятся друг напротив друга, ноги расставлены на уровне плеч. На каждого участника через спину (по диагонали) пропускается кушак или пояс. Соперник берёт в левую руку один конец кушака, который выходит из-за плеча другого соперника и правой рукой за другой конец кушака выходящего из-за пояса соперника. Это проделывают оба игрока. По команде, соревнующиеся стараются, натяжением кушаков, столкнуть соперника с места.

 

Групповые игры.

 

"Валенок" ("Мешочек").

Место бытования: Северо-Западный регион, Урал, Сибирь.

В центре стоит водящий, у которого на голове шапка. Водящий, начинает раскручивать над головой верёвку, на конце которой привязан валенок или мешочек набитый тряпками. Длина верёвки 3-4 м.

Задача игроков сводится к тому,  чтобы сорвать шапку с головы водящего. При этом верёвка не должна задеть нападающего. Если удалось кому-либо из нападающих сорвать шапку с головы водящего, то он сам становится водящим. Нападающих может быть сколько угодно, но нападать можно только после того, как раскрутится валенок (мешочек) и до тех пор, пока валенок не упал на землю (не остановился).

 

"Ягодка".

Место бытования: Ростовская обл.

Парни становятся в 2 шеренги, лицом друг к другу. Попарно берут за руки участников противоположной шеренги. Один лишний парень. Который остался без пары, выбирает из стоящей рядом толпы девушку. Ставит её в конец шеренги, а сам возвращается в начало. Затем, парень должен разбежаться и прыгнуть «щучкой» на сцепленные руки шеренги. Участники шеренги одновременно слегка подкидывают парня, перемещая его в конец строя до девушки и останавливают движение держа его на сцепленных руках. Затем парень целует девушку, после чего он спрыгивает с рук и встаёт в строй. Игру продолжает следующий участник из шеренги.

Правила: Участники игры, стоящие в шеренге должны стоять плотным строем (плечом к плечу), чтобы не было между ними «просветов». Руки сцепляются крест накрест хватом ладонь в ладонь или каким-либо другим хватом. Главный участник игры (которого подкидывают), должен сильнее разбежаться и прыгнуть упав на руки товарищей «пластом». Руки вытянуты вперёд, ноги обязательно сомкнуты вместе и оттянуты. Держащиеся за руки не должны разваливать строй.

 

"Веточка".

Место бытования: Московская, Ростовская обл.

Играющие берутся за руки образуя ровный круг. В центр круга вертикально (в землю) втыкается палка или ветка высотой чуть ниже роста играющих.  Все стараются тянуть круг (играющих) на ветку.  Цель игры: не задеть своим телом или рукой эту ветку, а также нельзя разрывать руки. Задевший ветку или разорвавший круг, выбывает из игры. В конце игры должен остаться один победитель.

 

"Аки баба".

Место бытования: Курганская обл., Южный Урал.

Обозначаются две условные зоны на поле.

Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну линию (в одной из зон). Водящий выкрикивает имя одного из игроков. Игроки отвечают "Аки баба!". Тот игрок, которого назвали пытается убежать, а игроки пинками гонят его к другой зоне. Если игроку удалось убежать, водящий остаётся прежний, ежели ему "надавали пинков", то водящим становится он.

 

Я знаю...

Играют мячом любых размеров, но достаточно упругим, чтобы он легко отскакивал от земли. Задача состоит в том, чтобы «чеканить» мяч об землю, т. е. бить по отскочившему мячу рукой, снова посылая его к земле. Ребята любят различные игры, включающие такое упражнение. Участвуют в этой игре девочки и мальчики 6-10 лет (по 2-5 человек), установив очередность по желанию.

Описание. Первый по очереди начинает бить мяч рукой об землю, на каждый удар произнося по одному слову условленной фразы: «Я знаю пять...» Далее перечисляются различные предметы (например, цветы, или животные, или названия городов, или имена мальчиков или девочек).

Кто ошибется в подборе слов или уронит мяч на землю, тот передает очередь следующему и ждет, когда очередь снова придет к нему. Побеждает тот, кто первым выполнит упражнение. Когда с этим справятся все, задание усложняется (например, длиннее делается цепочка слов, или по мячу бьют тыльной стороной, ребром ладони, или требуется на каждое слово делать еще и шаг вперед).

Разновидность «Нагонялы»: второй играющий должен повторить все слова и действия первого и потом выполнить придуманное им самим, давая тем самым задание для повторения третьему, и т. д.

Правила.

   1. Считается ошибкой, если играющий назовет большее или меньшее количество предметов, чем было условлено.
   2. Если мяч успел дважды удариться о землю прежде, чем по нему ударил игрок, это считается ошибкой и мяч передается следующему игроку.



Школа мяча

«Школой мяча» принято называть комплексы самых разнообразных упражнений с малым мячом, например теннисным. Многие упражнения с ловлей мяча существуют и в отдельности, имея свои названия.

Играют обычно дети 6-10 лет, самостоятельно, группами по 2-4 человека. Под руководством воспитателей дети могут играть большими группами, до 30-40 человек.

Уже более 100 лет известны среди русских детей такие, например, упражнения:

«Поднебеска» («Звездочка», «Вершина», «Шесты», «Жерди ста­вить»). Играющий высоко подбрасывает мяч вверх и, когда тот, упав, отскочит от земли, ловит его.

«Свечка». Играющий сначала не очень высоко бросает мяч вверх и затем ловит его. Потом бросает мяч примерно вдвое выше и ловит его. В третий раз бросает мяч как можно выше. Это называется «ставить свечки».

«С ладошками». Подкинув мяч, играющий хлопает определенное число раз в ладоши и после этого ловит мяч.

«С одеванием». Подкинув мяч повыше, играющий начинает изображать одевание, потом ловит мяч. При втором подкидывании изображает обувание, надевание шапки и т. д.

«Из-за спины». Мяч подбрасывают рукой, заведенной за спину, а ловят перед собой уже другой рукой или обеими руками (как уговорятся сами играющие).

«Перевертышки» («Вертушка, «Калачики»). Играющий кладет мяч на ладонь, слегка подбрасывает его вверх и в это время подставляет тыльную сторону ладони, которой опять подбрасывает мяч вверх. После этого ловит мяч уже в ладонь или в обе ладони.

«Xватки». Играющий, взяв мяч в правую руку, выпускает его, чтобы он падал вниз, и тут же ловит на лету. То же делает левой рукой.

Заранее договариваются, сколько раз надо выполнить каждое упражнение и каков их порядок.

Правило. Допустивший ошибку или не поймавший мяча передает очередь следующему игроку.



Мяч в воздухе (Не давай мяча водящему)

(В настоящее время играющие часто называют игру «В собачки» )

Это старая игра. Раньше она носила другие названия («Воздушный мяч», «Летучий мяч»). В ней использовали тряпичный мяч, шапку, надутый пузырь.

В настоящее время эта игра несколько модернизирована. Она стала подготовительной игрой ко всем спортивным играм с мячом.

Игра проводится на небольшой площадке или в зале. Участвуют в ней дети (начиная с младшего школьного возраста) и молодежь, от 3 до 30 человек. Играющим требуется мяч (волейбольный, баскетбольный или простой детский).

Описание. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий (по жребию) встает в середину круга. У кого-либо из стоящих по кругу в руках мяч. Играющие перебрасывают мяч по воздуху или перекатывают по земле так, чтобы водящий не мог коснуться его. Бегая в середине круга, водящий стремится дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из игроков. Если водящему удастся коснуться мяча, то он меняется местом с игроком, бросившим мяч, или с игроком, державшим мяч, когда его коснулся водящий.

Если играющих более 15-20 человек, можно выделить 2-3 водящих. Когда участники хорошо освоят игру, можно ввести усложнение: играющие все время двигаются по кругу.

Правила.

   1. Если мяч вылетит из круга, то играющие должны как можно быстрее поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру.
   2. Водящий имеет право касаться не только мяча, находящегося у кого-либо в руках, в воздухе, на земле, но и мяча, вылетевшего за круг.



Охотники и утки

Это очень старая игра. Она и сейчас широко распространена у нас. Раньше в нее играли с малым самодельным мячом, в настоящее время используют волейбольный и баскетбольный мячи. Уже несколько десятилетий эта игра входит в программу по физкультуре в общеобразовательных школах. Ее применяют и в подготовке к спортивным играм.

В «Охотниках и утках» участвуют от 6 до 40 человек. Играют и дети (начиная с 9-10 лет) и взрослые. Для игры нужен мяч среднего размера (лучше волейбольный).

Описание. На площадке чертят большой круг диаметром от 6 до 10 м. Если играют в узком зале, то рекомендуется начертить две линии на расстоянии 6-8 м одна от другой, образовав прямоугольник, двумя сторонами которого будут стены и двумя другими - начерченные линии (рис. 7).
Рис. 7. Охотники и утки
Рис. 7. Охотники и утки

Играющие делятся на две команды - «охотников» и «уток» (могут быть и другие названия). «Охотники» становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись пополам (см. рис. 7). У одного из них в руках мяч. «Утки» располагаются произвольно в кругу или в прямоугольнике.

«Охотники», не входя в круг, перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в «уток». Спасаясь, «утки» увертываются от мяча, бегают и прыгают внутри круга. Осаленная мячом («подстреленная») «утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все «утки», после чего команды меняются ролями и местами.

После двух игр отмечается победитель - команда «охотников», быстрее другой «перестрелявшая» всех «уток».

Если времени для игры мало, а ее участники хорошо владеют мячом и физически хорошо подготовлены, можно ограничить игру временем. Например, отмечается количество «уток», пойманных за 3 мин. В этом случае считается победительницей команда, которая больше осалит «уток» за установленное время.

Правила.

   1. «Охотники» не имеют права заступать за черту круга (или прямоугольника). В противном случае попадание не засчитывается.
   2. Салить мячом можно в любую часть тела, за исключением головы. Если круг или прямоугольник небольшие, то место для попадания может быть ограничено (например, ноги до коленей).
   3. Осаливание «уток» мячом, отскочившим от земли или от пола, не засчитывается.
   4. «Подстреленная» «утка» временно не участвует в игре (пока не будут осалены все «утки» и команды не поменяются ролями).



Круговая лапта

Это старинная игра. В XIX в. ее называли «Немой лаптой». Ниже описы­вается последний вариант этой игры, широко распространенный среди детей среднего и старшего школьного возраста. Количество участников - от 6 до 40 человек. Для игры требуется один мяч (волейбольный или маленький, размером с теннисный мяч. Старшие школьники могут использовать и баскетбольный мяч).

Описание. На площадке на воздухе или в зале чертится большой круг или прямоугольник - такой же, как в предыдущей игре «Охотники и утки».

Играющие делятся на две равные команды. Согласно жребию, одна из них - «водящая команда» (она становится в середину круга или прямоугольника), другая - «полевая команда» (располагается за кругом, прямоугольником - с двух сторон). У одного из полевых игроков в руках мяч. По договоренности можно спрятать его или показать водящим игрокам. Полевые игроки по сигналу стремятся попасть мячом в водящих (в любую часть тела, за исключением головы), а те, увертываясь от мяча, ловят его. Если игрок будет осален мячом, то он выбывает из игры; если же водящий поймает мяч, он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших из игры. Вырученный им игрок становится опять в середину круга. В процессе игры количество водящих игроков то убывает, то увеличивается за счет вырученных игроков.

Игра продолжается установленное время или пока не будут осалены все водящие игроки. Участники меняются ролями и играют второй раз. Проигрывает команда, у которой к концу установленного времени будет меньше игроков в «поле» или в которой все игроки будут осалены.

Правила.

   1. Если водящим игроком пойман мяч, но выручать им некого (нет выбывших из игры), то он имеет право в дальнейшем оставить в кругу первого осаленного игрока.
   2. Полевые игроки при метании мяча не имеют права заходить за черту круга.
   3. Только непосредственное попадание в водящего игрока считается осаливанием. Если мяч попал в игрока после отскока от земли, пола или какого-либо предмета, то осаливание не засчитывается и водящий остается в кругу.
   4. Если мяч попал в одного игрока, а затем отскочил ко второму, первый считается осаленным, а второй остается в игре.
   5. Выбывшие из игры снова входят в нее в соответствии с очередностью их выхода из игры.



Свеча

Эта игра проводится на воздухе. Играют школьники всех возрастов, но главным образом младшие, самостоятельно, без руководителя. Количество участников - 3-20 человек. Для игры нужны мяч размером с теннисный (простой резиновый, литой, тряпичный или теннисный), одна лапта (круглая палка длиной 70-80 см с немного обструганным концом, для того чтобы удобнее было держать ее; другой конец можно несколько обтесать, сделать плоским, - для младших ребят).

Описание. На одной стороне площадки чертят линию длиной 4 м. Вся площадь впереди этой линии называется «полем». Играющие выбирают двух игроков: метальщика и подающего. Они становятся у линии. Подающий берет мяч, а метальщик - лапту. Остальные размещаются произвольно на «поле» лицом к ним. Подающий подбрасывает невысоко мяч, а метальщик сильно бьет по нему лаптой, стараясь послать его как можно выше и дальше в «поле».

Игроки, стоящие в «поле», стремятся поймать мяч на лету, т. е. «поймать свечу». Кому это удастся, тот становится метальщиком, а бывший метальщик бежит в «поле». Если поймать «свечу» не удалось, один из игроков «поля» поднимает мяч и бросает его подающему. Если подающий поймает мяч не заходя за линию, он становится метальщиком, а бросивший мяч - новым подающим. Бывший метальщик бежит в «поле». Игру заканчивают по желанию.

Правила.

   1. Если метальщик промахнется 2 раза или отобьет мяч назад за линию, то он меняется местом с подающим.
   2. Если подающий 3 раза подряд плохо подал мяч (в сторону или далеко от метальщика), то он идет в «поле», а на его место назначается новый.
   3. Не разрешается отбивать мяч в землю, он должен лететь по воздуху.


Лапта

Старинная игра «Лапта», часто называемая «Русской лаптой», широко распространена в РСФСР и в других республиках Советского Союза, причем в разных местах она имеет свое название (например, в Таджикистане эта игра называется «Тулуфбози», в Башкирии - «Уральский мяч», в Каракалпакии - «Кошамаран») и некоторые различия в правилах. Приведенные ниже правила игры применяются главным образом в средней полосе РСФСР.

В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время. Участвуют в ней школьники, молодежь и взрослые, от 8 до 30 человек. Игра проводится самостоятельно. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд, или «матки», как их часто называют в этой игре.

Для игры требуются небольшой тряпичный, резиновый или теннисный мяч и лапта - круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3,5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руках; на другом конце она остается круглой (для начинающих можно сделать ее лопатообразной).

Описание. На двух сторонах площадки - «поля» - на расстоянии 40-80 м чертят или отмечают ветками или другими предметами две линии - линию кона и линию «города». Выбирают двух капитанов («маток») и разделяются на две команды любым способом (обычно путем сговаривания). По жребию одна команда становится за линию «города»; другая размещается произвольно в «поле». Капитан «полевой» команды посылает одного игрока в «город» для подачи мяча.

По очереди первый метальщик - игрок «города» - берет лапту и становится у линии «города», напротив него находится подающий, который подбрасывает мяч, а метальщик отбивает его лаптой в «поле» как можно выше и дальше. Полевые игроки стараются поймать его с воздуха или схватить с земли. Пробивший удачно по мячу бежит на кон и возвращается в «город», за что зарабатывает 1 очко. Игроки «поля», схватив мяч с земли, пытаются осалить мячом перебегающих. Если кого-либо осалят, сами бегут в «город», а игроки из «города» бегут в «поле» и стремятся попасть мячом в игрока, не успевшего убежать в «город» (т. е. стремятся «отсалиться»). Команда, успевшая в полном составе занять «город», остается там и начинает отбивать мяч в «поле». Если полевой игрок поймает его с воздуха («свечу»), вся его команда переходит в «город», а бывшие в «городе» идут в «поле». И так идет борьба за овладение «городом». Каждый сумевший пробежать на кон и обратно зарабатывает очко.

Играют до определенного количества очков или на условленное время. Команда, получившая больше очков, выигрывает.

Правила.

   1. Игроки «города» отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном.
   2. Каждый игрок бьет по мячу 1 раз, а капитан имеет право на 3 удара.
   3. Подающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так до 3 раз. Если 3 раза он подбросит плохо, его сменяют.
   4. Перебегающий должен оставить лапту в «городе», иначе обязан возвратиться за ней.
   5. Попадание мячом засчитывается лишь в том случае, если он попадет в игрока непосредственно, а не отскочив от чего-либо.
   6. Если игрок пробил мяч слабо, он может не бежать на кон, а ждать хорошего удара, выполненного затем кем-либо из других игроков. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно.
   7. Подающий имеет право осаливать перебегающих, как и игроки «поля».
   8. Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне «города».
   9. Вернувшийся в «город» игрок имеет право опять отбивать мяч в «поле» в порядке очереди.

Вариант - «Лапта с полуконом». То же построение играющих, что и в предыдущей игре, только посередине между линиями «города» и кона чертится параллельно им линия полукона для того, чтобы бегущий после удара по мячу мог остановиться на полуконе в случае, если ему трудно добежать до кона. При следующем ударе он бежит на кон, а затем, если сможет, бежит обратно и на обратном пути может остановиться на полуконе.

Правила - те же, что в предыдущей игре.


Город за городом

Эта игра является разновидностью «Русской лапты». Она проводится не только в РСФСР, но и в других республиках под разными названиями. В нее чаще играют под руководством организатора, преподавателя (используют как в свободное время, так и на уроках физической культуры в школе).

Играют дети 9-14 лет, от 6 до 40 человек. Размер площадки для игры должен быть не менее 6х12 м, лучше всего 10х30 м. Для игры требуются маленький мяч и лапта.

Описание. По четырем сторонам или по углам площадки чертятся 3 «города» размером 1х1 м (рис. 8, 1, 2, 3) и главный «город» размером 3х3 м (рис. 8, 4).
Рис. 8. Город за городом
Рис. 8. Город за городом

Играющие делятся на две равные команды, и каждая выбирает себе капитана. Бросается жребий, какой команде идти в главный «город» и какой разместиться произвольно на площадке, в «поле». Команда, находящаяся в главном «городе», - подающая. Она получает мяч и лапту. Команда, расположившаяся в «поле», называется полевой. Она водит. Капитан подающей команды устанавливает в ней очередь для отбивания мяча. Игрок, назначенный первым, берет лапту и становится у передней черты главного «города», а капитан его же команды (в отличие от предыдущей игры) - напротив него в 2 м с мячом в руках. Он подбрасывает мяч вверх, а игрок с лаптой отбивает его как можно выше и дальше в «поле». Если удар был хорошим и можно рассчитывать, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в главный «город», а затем, если успевает, во второй, в третий и обратно в главный. Если же игрок отбил мяч плохо или промахнулся, он может совсем не убегать из главного «города» или, если мяч полетел недалеко, добежать до первого «города» и там дожидаться следующего удара очередного игрока и тогда уже обежать другие «города» и вернуться в главный. Полевые игроки стараются «поймать свечу» (т. е. поймать мяч в воздухе) или схватить упавший мяч и попасть им в перебегающего из «города» в «город». Они могут перебрасывать мяч друг другу с тем, чтобы точнее осалить мячом перебегающего, после чего занимают главный «город», а игравшие там, запомнив, кто и где находился, идут играть в «поле». Если им удастся «поймать свечу», они меняются местами с командой водящих; если же не удастся, то следующий по очереди игрок водящей команды отбивает мяч в «поле» и игра продолжается таким же образом. Все пробившие по мячу стараются обежать все «города» и возвратиться в главный не будучи осаленными мячом. Каждый обежавший все «города» и возвратившийся в главный «город» выигрывает для своей команды очко и имеет право опять бить по мячу в порядке очереди. Руководитель игры или капитан записывает очки, выигранные каждой командой.

Играют установленное время или до определенного количества очков. Победительницей считается команда, набравшая большее количество очков или быстрее другой получившая установленное количество очков. В играх в «Лапту» от капитанов требуется хорошее знание сил участников, чтобы правильно распределить их для подачи мяча, а также выгоднее расставить на «поле». Лучше, чтобы вначале отбивал мяч более слабый игрок, тогда более сильные игроки смогут хорошими ударами по мячу выручить их, дать им возможность обежать все «города». Более сильных игроков в полевой команде лучше ставить дальше от главного «города», чтобы легче было поймать мяч после сильных дальних бросков. Игрокам подающей команды необходимо запоминать «города», в которых находился каждый из них.

Правила. Те же, что № 1, 2, 4, 5, 6, 8 и 9 в «Лапте», и дополнительно:

   1. Перебегать из одного города в другой игрок имеет право, пока мяч с «поля» не перебросили обратно в главный «город».
   2. Команды меняются местами и обязанностями в следующих случаях: 1) если кто-либо из подающей команды осален в «поле» во время перебежки, 2) если «поймана свеча», 3) если у подающей команды нет в главном «городе» ни одного игрока, имеющего право бить по мячу.
   3. «Отсаливание» в этой лапте не разрешается.
   4. При смене игроков команд каждый игрок из бывшей подающей команды занимает тот «город», в котором он был до смены.


Сколько часов до вечера?

(Другие названия этой игры - «Малечина-калечина», «Держать палочку» )

Играют школьники разного возраста, когда соберутся вместе 2-5 и более человек и найдется под рукой прямая нетолстая палка (2-3 см в диаметре) длиной от 50 до 150 см. Организуют игру самостоятельно, специальных судей не требуется. Иногда играют и в одиночку, готовя для товарищей сюрприз - новые, остроумные способы игры.

Рис. 9. Сколько часов до вечера

Описание. Палку держат вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (рис. 9). Нельзя поддерживать палку другой рукой. Чтобы палка не упала, приходится делать балансирующие движения и рукой, и всем телом, шагать вперед, назад, в сторону, наклоняться и т. д. При этом следят, сколько секунд удержится палка до падения, или проговаривают речитативом стишок:

 Малечина-калечина,
 Сколько часов до вечера?
 Раз, два, три...

Когда палка падает, ее надо подхватить второй рукой, не допуская окончательного падения на пол (на землю). Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал, прежде чем уронил палку.

Правило. Счет ведет сам держащий палку, причем с оговоренной скоростью, иначе его результат не засчитывается.

Разновидности. Придумывают новые способы держать палку:

1) на тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове, на большом пальце ноги и т. д.;

2) слегка подбрасывая палку вверх, перемещают ее по руке, продолжая удерживать вертикально;

3) удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут по начерченной линии и т. п.;

4) держат одновременно 2 палки (например, одну на ладони, другую на голове).



Бабки

(Другие названия этой игры - «Козны», «Шугаи», «Панки», «Лодыжки»)

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Они сохранились кое-где до нашего времени. Следовательно, эта игра бытует среди русских около полутора тысяч лет. Попытки снова широко распространить «Бабки» предпринимаются некоторыми школами, Домами пионеров, пионерскими лагерями и др.

Эта игра известна также у других народов СССР - под равными названиями и с некоторыми изменениями в правилах.

Для игры берутся бабки - специально обработанные кости нижних надкопытных суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния (до 40 м), тогда как по мелким бабкам и тем более по альчикам бьют обычно с 3-10 м. Играют обычно подростки, юноши и молодежь, от 2 до 10 человек. Раньше играли порой и люди зрелого возраста. У каждого своя бита и 3-10 бабок (по договоренности). В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Для игры требуется площадка размером до 60-70 м для мужчин и до 30-40 м для подростков. Если играют у стены (чтобы бабки не улетали от удара слишком далеко), то площадка может быть на 15-20 м короче.
Рис. 10. Бабки
Рис. 10. Бабки

Описание. Примерно в середине площадки чертят линию кона, на которую ставят собранные у всех игроков бабки в один или два ряда или же гнездами по 2, 3, 5 штук (рис. 10, А, а, в, г). Иногда строй бабок перпендикулярен к линии кона (рис. 10, А, б). Изредка строят из бабок замысловатые фигуры, например «рыбу» с раскрытым ртом (рис. 10, А, д) или, рассыпав бабки, ставят затем каждую на том месте, где она легла.

Определение очередности играющих само уже представляет интересный период игры. Обычно все выстраиваются вдоль кона и кидают свои биты в ту сторону, откуда договорились бить по кону. Метрах в двух-трех от кона проводится черта- «сало». Каждый бросает свою биту за «сало» на такое расстояние, какое считает наиболее подходящим для себя. При этом учитывают, что право бить первым получит тот, у кого бита ляжет дальше всех от кона. Поэтому рассчитывающие на свою силу и меткость стремятся забросить биту подальше. Нередко устраивается «гон» («гонка»), т. е. разрешается переносить свою биту еще дальше, и наиболее решительные игроки начинают переносить ее один дальше другого - в расчете на свои силы. Тот же, кто хитрит и бросает биту поближе (в расчете, что другие промахнутся издали и ему достанется бить вблизи), может не получить желаемого результата в случае меткости его товарищей, а бывает, что его наказывают: если его бита упадет ближе «сала», он должен будет бросать по кону не только последним, но и с закрытыми глазами. Сравнительно редко учитывается при определении очередности ударов положение упавшей на землю биты (Играющие могут договориться, например, что право бить первыми отдается тем, у кого бабка ляжет на «спинку», т. е. «брюшком» вверх («жок», «сак», «орел» и другие названия) (см. рис. 10, Б, б). Из них самым первым бьет тот, у кого бита легла дальше других лежащих в таком же положении. У кого она легла поближе, тот бьет вторым и т. д. Затем распределяются места тех, у кого бита легла на плоский «бок» («плоцка», «альча», «чик») (см. рис. 10, Б, г) и т. д. Иногда преимущество имеют другие положения бабки (рис. 10, Б, а, в)), и тем самым меньшая роль в русских разновидностях «Бабок» отводится случаю, везению, а большая - собственным достижениям играющих.

Иногда очередность играющих определяют более простыми способами: по жребию, по считалке, по уговору и др.

Завоевавший право бить первым подходит к месту, где лежит его бита, и бросает ее оттуда по бабкам, стоящим на кону. Если он собьет (повалит) своей битой бабку на кону, то выигрывает эту бабку или все гнездо, в которое она входит (в зависимости от договоренности). После этого бьет следующий по очереди. Когда на кону не останется бабок, игра прекращается. Если все пробили, а на кону еще остались бабки, то играющие договариваются или повторить игру с оставшимися на кону бабками, или поставить на кон дополнительно по определенному количеству бабок от каждого участника. Игра повторяется обычно по многу раз. Побеждает выигравший наибольшее количество бабок.

Правила существенно различались в отдельных видах «Бабок». В описанном выше виде игры соблюдались такие правила: 1. Бросать биту по кону надо каждый раз с того места, где лежала бита, делая не более 1- 3 шагов вперед. 2. Если бабка на кону задета битой, но не упала, она не считается выбитой. 3. Выбитые бабки фазу забираются с кона выбившим их игроком. 4. Можно бросать по кону 1-3 биты подряд (по договоренности). 5. Иногда вводится правило: начинать сбивать бабки, стоящие гуськом, можно только с последней пары, причем в случае падения других бабок они не считаются сбитыми.

Разновидность игры в «Бабки» - «Через кон» (Она известна еще под названиями «Из кона в кон», «Из поля, в поле» и др.). Все бьют по кону с одной черты, называемой «салом». Она проводится в 10-15 м от кона или дальше - по договоренности. Очередность определяется по жребию. Когда все пробьют с одной стороны, то идут на другую сторону кона к своим битам, перелетевшим через кон. Теперь каждый бросает свою биту по стоящим на кону бабкам с того места, где лежит его бита, причем первым бросает тот, чья бита лежит дальше от кона. У кого же бита при броске от «сала» не долетела до кона, тот бьет последним и притом с завязанными глазами. В остальном игра та же, что и предыдущая.

Другая разновидность игры в «Бабки». На площадке проводится линия «города», а в 6-8 м от нее параллельно ей чертится линия кона. Бабки ставятся на кон в один или два ряда (см. рис. 10, А).

Все играющие становятся за линию «города». Любым из известных им способов они определяют очередность в игре.

Каждый игрок по очереди делает один удар по бабкам. Его задача - сбить как можно больше бабок. Каждая сбитая бабка дает ему выигрышное очко. Когда первая фигура сбита, ставится вторая, затем третья и т. д. (см. рис. 10, А). Когда все бросят биту по одному разу, но не все бабки будут сбиты в установленных фигурах, играют второй раз. Когда все бабки будут сбиты, подсчитываются очки. Игру повторяют несколько раз. Каждый раз очередь бить по бабкам разыгрывается. Выигрывает набравший наибольшее количество очков.

Правила те же, что и в предыдущих разновидностях, но есть и отличие: бить надо не заступая за линию «города». В противном случае выбитая бабка ставится на прежнее место.



Городки

«Городки» - старинная русская игра, в которой участвуют не только подростки и молодежь, но и взрослые. Количество играющих - от 4 до 12 человек. В настоящее время эта игра существует и в виде спортивной (включена как отдельный вид спорта в соревнования).

Ниже описывается обычная простая игра «Городки», в которую играют во многих республиках Советского Союза с некоторыми вариантами.

Для игры надо иметь 10 коротких круглых чурок (одинаковых размеров - толщиной 5 см и длиной 10-12 см) - городков. Кроме того, нужны несколько палок-бит длиной 70-80 см. Биту делают из твердых пород дерева: березы, дуба, кизила и др. Толщина биты на одном конце 5-6 см, на другом, за который берется игрок, - 3 см. Для игры выбирается ровная площадка.
Рис. 11. Городки
Рис. 11. Городки

На одном конце площадки чертят два квадрата, стороны каждого равняются 2 м. Это «города» (рис. 11, А). В них размещаются фигуры, составляемые из 5 городков. От передних углов каждого «города» проводятся вперед - в стороны по две линии («усы»). Затем проводится штрафная линия - на расстоянии 1 м от лицевой линии «города». Часть площадки, заключенная между «усами» и «городом», называется «пригородом». Против каждого «города» (квадрата) чертят по две короткие (длиной 2 м) линии: одну на расстоянии 10 м от лицевой линии «города», другую - на расстоянии 5 м от «города». Дальняя черта н
Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (14.03.2010)
Просмотров: 3480 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: