Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Пятница, 26.04.2024, 03:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Нахичевань

Нахичеванская автономная республика

Г. И. Гадирзаде, С. В. Григорьев, С. Н. Егоров

Нахичевань расположена на юге Закавказья, у границ с Ираном и Турцией. Столица - Нахичевань. Коренное население - азербайджанцы. Здесь живут также русские, армяне и др.

Нахичеванская республика
Нахичеванская республика

Земля этой республики входила когда-то в состав древнейших в истории государств на территории нашей страны. Это нашло отражение в национальной культуре республики, и в частности в нахичеванских народных играх. Многие из них чрезвычайно древние. Археологами установлено, например, что распространенная в этой республике игра с бараньими косточками (ашыг) была известна здесь уже во II тысячелетии до н. э. В эпосе «Китаби дада Горгуд», записанном в XI-XII вв., содержатся упоминания о традиционных играх азербайджанцев. Встречаются игры и в азербайджанских народных сказках и былинах, в других жанрах народного творчества. Сохранилось немало старинных детских считалок, стихотворного игрового фольклора (санамалар).

Для Нахичеванской автономной республики характерно то, что здесь сохранилось много национальных обычаев, обрядов, игр, издревле бытовавших у азербайджанцев.

Заметное влияние на игры республики оказали исторически сложившиеся особенности национальной культуры и психологии народа. Так, азербайджанские мальчики и девочки начиная с 7-8-летнего возраста почти не играют вместе. Даже в одни и те же игры они играют обычно раздельно. Многие игры предназначены исключительно для мальчиков («Дире дойме» - «Игра со жгутом», «Хостана» - игра типа «Чехарды») или для девочек («Бенофше»- «Фиалка», «Бешдаш» - «Пять камешков»).

Нахичевань - горная республика. Условия жизни в гористой, нередко труднодоступной местности требовали хорошего физического развития с раннего возраста. Широко применялись для этого разнообразные игры с прыжками, бегом по пересеченной местности, лазанием, борьбой, игры, развивающие устойчивость и равновесие, умение поднимать и переносить тяжести, игры со жгутом, ремнем, палкой, с метанием различных предметов в цель и на дальность с ловлей мяча и увертыванием от мяча и др. Во многих широко распространенных играх используется горный рельеф (например, в играх «Тапик-тапик» - «Борьба за возвышенное место»), наличие естественных ямок, бугров (игры «Хапо чипбо», «Мухариба»), Преобладают игры, для которых не требуется большой площадки.

Распространенные в республике подвижные игры рассчитаны, как правило, на небольшое число игроков, много игр - для 2-3 участников. Инвентарь для игр в большинстве случаев также связан с местными условиями. Из-за засушливого, резко континентального климата преобладают в растительном покрове травы, кустарники, карликовые деревья. Поэтому деревянный инвентарь сравнительно редко используется в играх (исключением является издавна известная игра «Чилинг агадж» - игра типа «Чижик»), во многих играх инвентарем служат камни разных размеров («Сакка», «Мухариба» и др.).

Собирание и изучение игр азербайджанцев Нахичеванской АССР начато в 1980 г. Нахичеванским научным центром АН Азербайджанской ССР. В 1982 г. во время этнографической работы авторами данного раздела было записано около 50 подвижных игр, широко распространенных в Нахичеванской АССР. Публикаций, специально посвященных национальным играм республики, до настоящего времени не было.


Игры без предметов

Чехарда (Хостана)

Общеизвестную игру «Чехарда» очень любят мальчики-подростки. «Хостана» - разновидность этой игры - имеет свои особенности.

Рис. 1 Чехарда
Рис. 1 Чехарда

Играют на небольшой площадке или в зале, от 4 до 8 человек.

Описание. По считалке или жребию выбирают водящего. Он назначает одного из игроков ведущим, а сам отходит на 3-5 м от остальных участников и становится боком к ним, согнув спину и упираясь руками в колени. Ведущий с разбега прыгает через водящего (рис. 1). Способ прыжка ведущий выбирает любой, по своему усмотрению. Остальные участники должны перепрыгнуть через водящего таким же способом. Ведущий меняет способы прыжков. Он может прыгать не касаясь руками спины наклонившегося игрока или с силой опираясь на спину и произносить при прыжке те или иные слова, может поставить какой-либо предмет на спину водящему и т. д. Постепенно ведущий усложняет свои движения, стараясь придумать такое, которое кто-нибудь из остальных играющих не смог бы выполнить. Наиболее трудным считается следующее: перепрыгнув через наклонившегося, ведущий становится рядом (бок о бок) с ним, также наклонившись и упираясь руками в колени. Следующий игрок должен перепрыгнуть через двоих. Если это ему удается, то он становится третьим в «цепочке» наклонившихся. Затем прыгает четвертый игрок и т. д. Самый трудный прыжок предстоит последнему из играющих, и редко кто может его выполнить. Игрок, во время прыжка задевший водящего или не сумевший перепрыгнуть через него, становится водящим, и играющие выбирают нового ведущего.

Правила.

  1. Если ведущий кладет какой-либо предмет на спину водящему, то должен делать это во время прыжка. Следующий игрок должен в прыжке взять положенный предмет. Третий игрок, тоже в прыжке, - снова поставить на спину и т. д. Если предмет упадет со спины, то игрок, ставивший или бравший предмет, становится водящим.
  2. Водящий не должен во время прыжка через него менять положение своего тела. Если это правило нарушено, прыгавший имеет право повторить прыжок.

Защищай (Гору!)

( Другое название этой игры - «Защищай товарища!» («Гору йолдашыны!») )

Эта игра, требующая выдержки, смелости, ловкости, характерна для многих народов Кавказа. Несколько ее вариантов широко распространены в Нахичеванской АССР.

В игре участвуют мальчики школьного возраста, обычно по 4-6 человек. Она проводится на небольшой площадке.

Описание. По желанию или по жребию один из играющих становится на площадке, согнув спину и упершись руками в колени. Рядом с ним становится другой игрок, выполняющий роль защитника. Он старается осалить ногой по ноге не выше колена любого из играющих, которые приближаются к наклонившемуся, чтобы прыгнуть ему на спину. При этом защитник не должен отходить от защищаемого дальше расстояния вытянутой руки. Если кому-либо из играющих удается сесть на спину неосаленным, он может остаться на ней, тогда другие игроки могут, прыгая, столкнуть его. Он может и сам спрыгнуть со спины, отбежать в сторону, а потом снова прыгать на спину защищаемого. Так игроки прыгают, спрыгивают, опять прыгают, стараясь не быть осаленными. Тот, кого осалят, становится защищаемым, а замененный им игрок - защитником, защитник же - простым игроком.

Правила.

  1. Защищаемый игрок не должен мешать действиям садящегося ему на спину или пытаться сбросить его со спины.
  2. Осаливание защитником игрока, находящегося в прыжке, не засчитывается.
  3. Если ноги сидящего на спине окажутся на высоте менее 25-30 см от земли (обычно это высота стопы), то его можно салить.

Игры с предметами

Война (Мухариба)

В игре обычно участвуют 5-10 мальчиков школьного возраста. Играют на небольшой открытой площадке.

Описание. На бугре или на ровной площадке выкапывают лунку диаметром около 10 см и глубиной 5-7 см. Каждый из играющих находит 5 камней удобного для метания размера. Очередность бросков устанавливают по желанию. Играющие начинают кидать свои камни в лунку - по 1 камню 5 раз подряд, подсчитывая число попаданий, с линии, расположенной в 5-7 м от лунки, стараясь забросить в нее возможно больше камней. Забросившие только 1 или 2 камня возят на спине победителей от линии до лунки и назад. Если побежденных будет меньше половины играющих, то каждого победителя катают 1 раз. Если же побежденных больше, то каждый победитель может прокатиться на каждом из побежденных. Если все играющие забросили равное количество камней, то кидают камни еще раз, пока не произойдет разделения на победителей и побежденных. В том случае, когда кому-либо из игроков удается забросить все 5 камней, устраивается «война»: играющие, кроме победителя, образуют пары, в которых один (обычно забросивший больше камней) садится на плечи или на спину другого, и начинается «бой всадников» (См. игру «Осилить» («Тартыс»)). Победитель только наблюдает за этим. Потом игра повторяется.

Правила.

  1. Камень, попавший в лунку, но выкатившийся из нее, не засчитывается.
  2. В случае 5 попаданий в лунку устраивается лишь «бой всадников», катание же на спинах не проводится.


Сакка

(«Сакка» - название используемого в игре камня)

Эта игра широко распространена в Нахичеванской АССР. Она встречается под разными названиями («Мозадаш», «Мураба-мураба») и в других местах Азербайджана.

Играют обычно подростки от 2 до 6 человек, иногда и больше. Каждый участник должен иметь небольшой камень (выбирается по размеру кисти). Перед началом игры чертится исходная линия, перед которой находится свободная площадка длиной не менее 20 м.

Описание. Все играющие становятся на исходную линию, в руках у каждого - камень. Один участник бросает свой камень на 10-15 м вперед. Следом за ним бросает свой камень второй игрок, стараясь попасть в камень первого. Если это ему удалось, то первый игрок везет на себе второго от своего камня до исходной линии. При неудаче бросает свой камень третий игрок, метясь в один из двух лежащих, брошенных до него камней. В чей камень попадет третий игрок, тот должен везти его на себе к исходной линии, после чего игра возобновляется. Если же третий игрок промахнется, то бросает камень четвертый участник и т. д. После последнего из них снова бросает первый (но уже с того места, где остановился его камень) в остальные лежащие камни. Поэтому каждый играющий старается выполнить первый бросок так, чтобы его камень в случае промаха отскочил как можно дальше от остальных лежащих камней.

Есть в этой игре, как и в любой нахичеванской игре с камнями, своеобразный обычай: если при метании камень одного из играющих разобьется (что при здешней каменистой почве случается нередко), то владелец камня должен сразу произнести: «Тьфу на обломки камня!» Только после этого ему разрешается взять новый камень и продолжать участвовать в игре. Если же он забыл об этом и кто-либо из участников успел сделать ему замечание, то провинившийся выбывает из игры до следующего кона.

Правило. Очередь бросающих камней устанавливается произвольно по желанию игроков.



Султан

Это одна из разновидностей широко распространенной древней игры с бараньими косточками (ашыг). В игре участвуют обычно мальчики младшего школьного или подросткового возраста, чаще всего 2-4 человека. Играют на небольшой ровной площадке. Каждому участнику нужно иметь 2-3 специально обработанных ашыга.

Рис. 2 Султан
Рис. 2 Султан

Описание. На площадке чертят круг диаметром 1-2 м и с двух сторон от него на расстоянии 4-5 м проводят две параллельные линии. Каждый игрок ставит на кон в центре круга по 1 или 2 (согласно договоренности) косточки. Одна косточка ставится в центре (это «султан»), а остальные - в линию по сторонам от него (рис. 2,а). Для того чтобы установить, кто будет кидать первым, один из участников собирает биты всех игроков (битой служит наиболее крупная и тяжелая из косточек, называемая «сакка»). Он кидает их с расстояния около 1 м на землю один или несколько раз, пока чья-нибудь бита - одна из всех - не окажется в положении «ты» или «цы» (рис. 2,б). Владелец этой биты получает право первого удара. Потом тем же способом определяется второй, третий и другие бьющие. Установив очередность, игроки отходят к одной из линий и кидают по очереди биты в круг, стараясь попасть в «султана». Каждый кидает по 1 разу с обеих линий. Если после попадания в «султана» он не вылетит из круга, то попавший игрок должен добавить на кон 1 или 2 своих ашыга (а иногда и больше - столько, сколько стояло на кону, о чем договариваются заранее). Победителем считается игрок, после броска которого «султан» вылетел из круга. Этот игрок получает все косточки, стоящие на кону, и игра повторяется.

Правила

  1. Попадание в косточки, кроме «султана», не засчитывается, и косточки ставятся на прежнее место.
  2. Если после броска бита оказалась в положении «ты» или «цы», то игрок получает право на дополнительный бросок. Если она приняла такое же положение, как у «султана», то ее кидают на землю с высоты 1 м, и если после этого она ляжет в положении «ты» или «цы», то игрок получает право на дополнительный бросок.


Выход (Кирме)

В игре участвует четное количество игроков, обычно 10-12 человек, чаще всего мальчики подросткового возраста. Ее можно проводить летом на большой площадке, зимой - в спортивном зале. Для игры нужен теннисный мяч.

Описание. Играющие делятся на две равные по силам команды. Участники одной из них располагаются в небольших кругах (диаметром примерно 1 м), которые чертятся (или обозначаются) на земле для каждого игрока этой команды. В центре площадки чертится еще один круг диаметром 2-3 м. Малые круги находятся на равных расстояниях (4-5 м) от центрального круга. Игроки должны перебегать из одного малого круга в другой, а также могут забегать в центральный круг (иногда договариваются о том, что перебегать можно только через центральный круг). Другая команда, которая располагается произвольно по всей площадке, получает теннисный мяч. Один из ее игроков прячет его, а остальные делают вид, что он находится у них. Задача этой команды - попасть мячом в одного из перебегающих игроков. После неудачного броска команда может опять прятать мяч, а может попробовать осалить соперника и не пряча мяча. Как только в одного из перебегающих игроков попадут мячом, команды меняются ролями.

Правила.

  1. Бросать мяч в игроков, стоящих по одному в малых кругах или в большом кругу, не разрешается.
  2. Нельзя становиться в маленький круг сразу 2 игрокам. При нарушении этого правила можно кидать мяч в одного из них.
  3. Игрокам, занимающим круги, не разрешается долго стоять на месте не перебегая. Если противоположная команда хором сосчитает до трех и за это время никто не перебежит, то команды меняются ролями.







Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 1851 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: