Мордовия - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Суббота, 10.12.2016, 11:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Мордовия

До Великого Октября культура мордвы (например ее устно-поэтическое, прикладное, музыкальное, хореографическое, театральное народное творчество) была непосредственно связана с крестьянским трудом. Игры мордвы, как составная часть ее культуры, явились своеобразной формой отражения этого труда с помощью специального изобразительного языка. Сюда входили пантомима, воспроизводящая производственную деятельность, ритмические песни, сопровождающие хозяйственные работы, драматический диалог, борьба за достижение желаемого и т. п. Такие игры были широко распространены как среди детей, так и среди молодежи. Детская игра отличалась от молодежной своей непосредственностью и простотой. Ребенок в игровой форме изображал труд взрослых (игры «В редьку», «Тканье полотна», «Посев мака» и т. п.).

Большое место в играх занимали образы птиц и зверей («В курочек», «В журавлей», «В ворону», «В петушка», «В белочек» и др.). Подобные детские игры, как правило, сопровождались драматизированным или вокальным диалогом, с помощью которого раскрывалось основное содержание производимых действий: сев, уборка урожая, защита беспомощных детенышей птиц и животных от сильных и коварных зверей.

Более подробно и обстоятельно сельскохозяйственные работы и действия по изготовлению предметов ручного труда воспроизводились в молодежных играх. Так, во время зимних святок широко бытовали игры типа «Овин» и «Харчевня», в которых изображалась развернутая картина трудового дня крестьянина: пробуждение от сна, сборы на работу, приход на ток, молотьба, провеивание зерна и т. д. Завершалась игра ужином в «харчевне» (Записано нами от A. Д. Пиняевой (80 лет) в мордовском селе Напольное Порецкого района Чувашской АССР в 1975 г.).

Своеобразную форму принимают у молодежи и игры, в которых изображается изготовление предметов ручного труда или возделывание земли («Холст Шуниной Анки», «Маковица-головица», «А мы парку парили» и т. д.) (Записано нами от Е. М. Симкиной (79 лет), Е. Н. Бояркиной (64 года), В. П. Логиновой (56 лет) в селе Сабанчеево Атяшевского района Мордовской АССР). У детей же игры с таким сюжетом отражались в хороводах с вокально-драматизированными эпизодами.

Подобные игры с малых лет прививали детям чувство уважения к труду земледельца.

С изменением условий жизни после Октябрьской революции, с развитием коллективного хозяйства игры, воспроизводящие быт крестьян, становятся иными по содержанию. С развитием физкультуры и спорта большое место занимают подвижно-спортивные игры. Бытующие в Мордовии подвижные игры имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию у участников многих ценных качеств и навыков. Эти игры любят и маленькие дети, и подростки. По традиции они по-прежнему остаются в основном «сельскими» (потому что для большинства таких игр нужен простор). В гораздо меньшей степени они используются в городах.

Тесная связь мордвы с русскими и другими братскими народами, естественно, влияла на содержание игр. Порой очень нелегко точно определить их подлинную «национальность».

Игры, приведенные в данной книге, бытуют среди мордвы с давних времен. Об этом говорят материалы, имеющиеся в архиве мордовского ученого М. Е. Евсевьева. Несколько игр записано в мордовских селениях ряда областей и автономных республик Поволжья и Урала А. И. Инчиным, К. Т. Самородовым, Э. Н. Таракиной. Часть из них вошла в 8-й том «Устно-поэтического творчества мордовского народа».


Игры с предметами

Мяч об узкую стенку (Мяч тея стенас)

В игре участвуют главным образом, школьники среднего возраста, мальчики и девочки. Количество играющих - 4 и более человек. Для игры требуются резиновый мяч диаметром не более, 10 см, плоская бита длиной 60 см, шириной 12 см и доска размером 200x30 см или щит размером 100x30 см, прибитый к палкам, врытым в землю.

Рис. 1 Мяч об узкую стенку
Рис. 1 Мяч об узкую стенку

Описание. На площадке чертятся две линии (два кона) на расстоянии 15-20 см одна от другой. В центре первого кона ставится доска или щит. Один из играющих (по жребию) становится в 1 м от щита, не выходя за линию кона. Остальные участники свободно располагаются в «поле» за вторым коном (рис. 1). Из числа играющих можно выделить судью - учетчика очков. Игрок, стоящий у щита (водящий), сильным ударом биты посылает мяч в «поле», остальные игроки стремятся поймать его. Поймавший мяч подходит к линии второго кона и бросает мяч в щит.

Если он достигнет цели, то заменяет первого игрока, пославшего мяч в «поле», а тот присоединяется к остальным участникам. Если мяч не пойман или не попал в щит, то водящий продолжает отбивать мяч в «поле». За каждый отбитый в «поле» мяч, который не пойман или не попал в щит, водящий получает очко. Каждый игрок, поймавший мяч и попавший в щит, тоже получает очко. Выигрывает тот, кто сумел получить большее количество очков. Если играют две команды, то бьющими являются все время капитаны, остальные участники ловят мяч в «поле» и бросают в щит. Выигрывает команда, получившая больше очков.

Правила.

  1. При ударе битой по мячу заходить за линию кона нельзя.
  2. Если водящий промахнулся и не отбил мяч, то имеет право бить второй раз. Если и второй раз промахнется, то меняется ролью с очередным игроком «поля».
  3. Бросать мяч в щит можно только из-за линии кона.


Шлыган

(Есть и другие названия данной игры: «Муха», «Мушка», «Чертик». )

Играют в «Шлыган» дети школьного возраста (в основном мальчики), от 3 до 10 человек.

Название игры происходит от названия основного ее инвентаря, сделанного из дерева, - «шлыган» (имеющий вид крючка); длина его - 10-12 см (рис. 2, А).

Рис. 2 Шлыган
Рис. 2 Шлыган

В некоторых селениях вместо деревянного крючка ставится деревянная, конусообразной формы фигура («Попок») (рис. 2, III). Для игры требуются еще биты - палки длиной 70-80 см, диаметром до 5 см, с затесанным концом вместо ручки (рис. 2, В). Количество бит должно соответствовать числу игроков. Кроме «шлыгана» и бит нужен еще колышек высотой 50-70 см (рис. 2, Б). Его забивают на ровной площадке размером 1 кв. м. На колышек вешается «шлыган» (см. рис. 2, Б). При игре в «Попок» фигура ставится на верхний срез колышка (см. рис. 2, III).

Описание. На земле на расстоянии 5 м от колышка чертят линию (так называемый 2-й кон), а на расстоянии 10 м - еще одну линию (1-й кон) (см. рис. 2, I).

В начале игры ребята становятся спиной к колышку и каждый через голову бросает свою биту как можно дальше. Тот, чья бита окажется ближе всех, становится «сторожем» возле колышка. Игрок, бита которого полетит дальше других, бьет первым с 1-го кона битой по колышку со «шлыганом» и сразу бежит за ней. Он стремится поскорее вернуться с битой на свое место. «Сторож» бежит за сбитым «шлыганом» и торопится поставить его на колышек, пока пробивший игрок не успел еще вернуться с битой на свое место (1-й кон), Если «сторожу» это удастся, то он меняется с пробившим игроком местом и ролью.

Если же «шлыган» улетел недалеко и «сторож» успел поставить его на колышек, то игрок, сбросивший «шлыган», добежав до своей биты, остается возле нее на месте, а следующий за ним (по порядку) бьет в «шлыган» и также стремится добежать до своей биты, поднять ее и вернуться обратно. Игрок, оставшийся ранее у своей биты, возвращается с нею на 1-й кон, а «сторож» в это время снова бежит за «шлыганом», стараясь опередить очередного игрока и успеть поставить «шлыган» на место.

И так игра продолжается. Случается, что все игроки, бросившие биты в «шлыган», кроме последнего, не успевают опередить «сторожа» и остаются у своих бит. Тогда последний игрок - «выручатель» - идет на 2-й кон и с расстояния 5 м сильным ударом биты старается подальше выбить «шлыган» с колышка. Все бегут на 1-й кон, и игра продолжается. Если «выручатель» промахнулся, то «сторож» отбирает биты у остальных игроков, находящихся в «поле», и с 1-го кона бьет по колышку сам. Тот, чьей битой будет сбит «шлыган», меняется со «сторожем» местом и ролью.

Игра проходит в очень быстром темпе, и «сторожу» иногда приходится водить много раз подряд. В этом случае разрешается заменить его по договоренности.

Заканчивается игра по желанию участников.

Правила.

  1. Бить битой можно только не заходя за линию кона. В противном случае попадание не засчитывается.
  2. Во время бросков биты «сторож» должен находиться сбоку квадрата в таком месте, где биты не могут попасть в него.
  3. При удачном броске по «шлыгану» игроки, оставшиеся в «поле» у своих бит, имеют право вернуться бегом на свои места, если «сторож» не успеет поставить «шлыган» на колышек.
  4. В случае если вместе со «шлыганом» будет выбит и колышек, «сторож» обязан воткнуть колышек в прежнем месте (вместе со «шлыганом»).



Клёк

«Клёк» - разновидность игры «Шлыган» (Игра «Клёк» имеет в разных местах и другие названия: «Вейке чушкасо», «Оня чушкасо»). Для игры требуются биты-палки длиной 70-80 см (по количеству играющих) и одна чурка, «клёк», в виде городка. Количество играющих - до 10 человек.

Описание. На площадке чертят квадрат размером 1х1 м, внутри его - второй квадрат, размером 15X15 см, для «клёка». От центра квадратов на расстоянии 8-10 шагов выкапываются небольшие полукруглые лунки (по количеству игроков, исключая «сторожа», который дежурит у «клёка»).

Как и в «Шлыгане», устанавливается, кто будет «сторожем». Взяв свои биты, каждый из игроков выбирает себе лунку и становится в нее одной ногой (пяткой). «Сторож» во время игры следит за тем, чтобы все стояли так. Если кто-то будет стоять вне лунки, «сторож» может занять его место, и оставшийся без места становится «сторожем».

Игроки бьют по очереди по «клёку», стараясь выбить его из кона (квадрата). «Сторож» бежит за вылетевшим «клёком», а выбивший его бежит за своей битой. «Сторож» стремится схватить «клёк», поставить его на место и занять лунку пробившего, если тот еще не вернулся с битой. Если бросок был неудачным («клёк» не сбит или бита упала близко от «сторожа»), пробивший может не бежать за битой, а ждать следующего удачного броска.

Правила те же, что в игре «Шлыган», и дополнительно следующие: 1) если игрок вынет биту из ямки, «сторож» может ее занять и тогда меняется ролью с игроком; 2) если «сторож» займет лунку, не успев поставить «клёк» на место, он может бросить «клёк» на кон, стоя в лунке.


Наша гора (Минек пандось)

«Наша гора» - зимняя игра. Место ее проведения - искусственная гора или большой снежный утрамбованный сугроб (игра на сугробе позволяет привлечь большее число игроков). Участвуют в игре в основном подростки, 10-30 человек. Для игры требуется шест высотой 2,5-3 м с флажком любого цвета. Шест ставится на вершине горы (сугроба).

Описание. Выбираются два командира («матки»). Все играющие делятся на две команды. По жребию одна из них идет на гору защищать флаг, другая произвольно размещается у ее подножия, готовясь наступать на гору для захвата флага. Команда, находящаяся на горе, ставит одного часового у флага для его защиты, остальные располагаются на горе так, чтобы защищать самые уязвимые места при подходе к флагу.

Наша гора
Наша гора

По сигналу, установленному играющими (свисток или возглас одного из выбранных игроков), наступающая команда пытается пробиться к флагу. С этой целью ее игроки отвлекают внимание защищающей команды, стараются стаскивать игроков этой команды вниз в борьбе один на один. Игроки же защищающей команды не допускают нападающих к флагу, образуют вокруг него цепь (рис. 3, А). Наступающая команда стремится разорвать цепь и подойти к флагу.

Если кто-либо из нападающей команды прорвется к флагу и дотронется до него, то его команда считается победившей и участники, поменявшись ролями, проводят игру второй раз. Побеждает команда, быстрее завладевшая флагом.

Правила

  1. Нельзя допускать грубых приемов при спускании игрока команды соперника вниз с горы (например, хватать за одежду, толкать ногами, ударять в лицо). За грубость игрок выводится из игры.
  2. Разрешается перетягивать соперника, отталкивать его туловищем, но только в «схватке» один на один.

Вариант игры - без разделения на команды: выбирается один часовой, а все остальные игроки - наступающие. Такая игра проводится при участии небольшого количества игроков, 3-6 человек (рис. 3, Б).






Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (14.03.2010)
Просмотров: 1705 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: