Молдавские игры - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Вторник, 02.09.2014, 08:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Молдавские игры

Молдавия

Н. М. Бэешу, А. Н. Кульгускин

Столица республики - Кишинев. Коренное население - молдаване (название на родном языке - молдовень). Живут здесь также украинцы, русские, гагаузы, болгары, евреи, белорусы и др. Молдавская республика отличается высокой плотностью населения преобладанием сельских жителей.

Молдавия
Молдавия

Молдавская народная культура богата разнообразным музыкальным, словесным, танцевальным фольклором, традиционными праздниками: «Анул ноу» (новый год), «Ынтымпинаря примэверий» (встреча весны), «Ынчеперя сечеришулуй» (начало жатвы), «Утлимул сноп» (последний сноп), «Сэрбэтоаря вицей де вие» (праздник виноградной лозы) и др. А какой праздник, особенно на селе, может обойтись без танца, веселой игры, молдавской народной борьбы - трынта! Эта борьба сохранилась в Молдавии не только как национальный вид спорта, но и как народное игровое единоборство, непременными элементами которого являются импровизации, народный юмор. В нем участвуют взрослые, юноши и даже дети (разновидности этого единоборства называются «Трынта на петуха», «Трынта на зайца»).

Молдавский народ, населяющий территорию, расположенную в прошлом на пересечении путей с севера на юг и с запада на восток, аккумулировал в своей культуре наряду со словесным, музыкальным, танцевальным фольклором и игры других народов. Этот процесс продолжается и сейчас. Такие подвижные игры, как «Де-а батиста» («Платочек»), «Де-а мижатка» («Жмурки»), «Мыца ши шоаречеле» («Кошка и мышка»), и другие широко известны не только у молдаван, но и у многих других народов.

На характер молдавских народных игр накладывает свой отпечаток природа республики. Игры Молдавии, как и ее природа, преимущественно спокойные, ровные, мягкие по характеру. Редко можно встретить игру с суровыми правилами, наказаниями, с резко выраженной азартностью. Благодаря продолжительному теплому лету много игр проводится на лужайках, на лесных полянах. Наличие в Кодрах сравнительно большого лесного массива способствует широкому распространению в этом районе республики древесного игрового инвентаря. Так, например, повсеместно известная игра «В камешки» благодаря замене традиционного игрового инвентаря на древесный преобразовалась в игру «Дуль» («Палочки»).

Но главное влияние на содержание народных игр оказывает характер труда народа. Основные занятия молдаван в прошлом, как, впрочем, и сегодня, - это земледелие и животноводство. Естественно, что народные игры отражают эти виды труда. Об этом красноречиво говорят названия таких игр: «Де-а харбужий» («Арбузы»), «Де-а бостэнеий («Кабачки»), «Поарка» («Свинья»), «Оиле ши лупул» («Овцы и волк»), «Де-а капра» («Коза»), «Де-а каий» («Лошади»), «Вынэтбрул ши епуреле» («Охотник и заяц»), «Вынэтбрул ши урсул» («Охотник и медведь»).

Все чаще педагоги обращаются к народной игре как к Эффективному средству, используемому на уроках физкультуры, во внеклассной и внешкольной работе, в детских садах (С. Вангели, 1968 г.; И. П. Боян, 1980 г.; Г. А. Грумеза. Жокурь мобиле молдовенешть. - Кишинэу: Картя Молдовеня-скэ, 1983 г.). Однако внимание к народным играм остается еще недостаточным, особенно в школе.

Сбор и изучение молдавского игрового фольклора были начаты в середине XIX в. фольклористами Т. Стамати, А. Ламбриор, Г. Теодореску, С. Флоря-Мариан, Б. П. Хаждэу. В начале нашего века издавались книги с описаниями игр Е. Никулицэ-Воронка, Т. Памфиле и др. В советское время работу по изучению народных игр ведет сектор фольклора Института языка и литературы АНМССР.

В 1980-1981 гг. проведена этнографическая экспедиция КДИ с целью изучения молдавских игр. К настоящему времени в Молдавии зафиксировано около 400 игр, их разновидностей и вариантов.


Игры без предметов

Яблоко (Де-а мэрул)

Это игра, которую можно проводить на школьных праздниках, пионерских сборах, на спортивных площадках, во дворах. Распространена она среди ребят младшего школьного возраста. Количество участников - 10-15 человек.

Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг, в центре которого находится ведущий, выбранный по общему желанию. Игроки бегут по кругу под слова ведущего:

 Яблоко, червивое яблоко, 

Игры с предметами

Скользящий прут (Де-а баланка)

Играют мальчики школьного возраста на ровной площадке (10х5 м). Инвентарь: гибкие прутья (по числу игроков) для метания на дальность с отскока (длиной 1,5 м, диаметром 1-2,5 см) и палка (длиной до 2 м, диаметром 3 см). Играющие, обычно 2-6 человек, устанавливают (по желанию) очередность участия в игре.

Описание. На землю кладут палку, в 2 м от которой проводят параллельную ей линию. Первый игрок, став на линию и взяв прут за тонкий конец, бросает его так, чтобы он, скользнув по палке (поперек нее), пролетел по площадке как можно дальше. Побеждает тот, кто бросит прут дальше всех.

Правило. Прут, брошенный игроком, обязательно должен удариться о палку, иначе результат не засчитывается.


Охотник и медведь (Вынэтбрул ши урсул)

Почти век назад, когда охота была широко распространена в некоторых районах Молдавии, там пользовалась популярностью игра в «Охотника и медведя». В ней участвовали наиболее ловкие и сильные юноши. Сейчас эта игра - большая редкость.

Описание. Двое игроков распределяют между собой роли по желанию: один - «охотник», другой - «путник». «Путник» втыкает в землю палочку длиной 35 см так, чтобы она легко вытаскивалась. Если игра проводится в помещении, то вместо палочки можно использовать кеглю. «Охотник» берет в руки две гладкие крепкие палки (длиной 30 см) и, зажав их в кулаках, принимает положение упор лежа, опираясь на палки и носки ног (см. рис. к игре «Охота на медведя» в разделе «Литва»). Как только он займет указанное положение, к нему подходит «путник» и затевает разговор:

- Куда ты идешь?

- На охоту на медведя.

- А где медведь?

- Там.

«Охотник», опираясь на одну палку, другой рукой показывает на «медведя» - палочку или кеглю, расположенную в 20 см от него.

- А где твое ружье?

- Здесь.

«Охотник» показывает одной рукой, с зажатой в ней палкой, за спину. При этом опирается на палку, зажатую в другой руке.

- А где твой рог?

- Есть у меня.

- Тогда стреляй в «медведя»!

Задача «охотника» - опираясь на одну палку, а другую положив около себя, схватить освободившейся рукой «медведя» и положить около себя. Побеждает тот, кто выполнит все перечисленные движения.

Правила.

  1. «Охотнику», принявшему положение упор лежа, нельзя сгибать ноги в коленях и сгибаться в поясе.
  2. После каждого показанного движения «охотник» снова опирается на обе палки.

В стеклышко (Де-а стиклуца)

Игра распространена среди девочек школьного возраста. Обычно в нее играют во дворах у домов на асфальтированных дорожках. Количество участников - 4-8 человек. Для игры требуется бита - стеклышко с обточенными краями (или плоская баночка из-под крема).

В стеклышко
В стеклышко

Описание. Играющие чертят на площадке 7 кругов диаметром 40-50 см и в 50 см от первого круга проводят черту (рис. 1). Одной из девочек (очередность устанавливается по желанию), которая становится на черту, завязывают глаза платком и дают в руки биту. Задача - точно попасть битой в 1-й, 2-й и остальные 5 кругов. Если стеклышко не попадет в нужный круг, то его берет следующая по очереди играющая, а бросавшая девочка становится последней в очереди. Когда она снова получит право на бросок, то будет бросать стеклышко в тот круг, на котором остановилась. Победительницей становится та из играющих, которая первой попадет во все 7 кругов.

Правило. Бросающей стеклышко не разрешается заступать за линию.

Разновидность. Девочке, попавшей битой в круг, предлагают поднять биту самой. Она должна с завязанными глазами найти ее и вернуться на исходную линию, а остальные подсказывают направление, говоря «горячо», если направление верное, и «холодно», если оно неверное.



Перешагивание через ноги (Пэшитул песте пичдаре)

Мальчики и девочки 7-15 лет охотно проводят эту игру на школьных вечерах, на улицах возле домов, в пионерских лагерях. В ней участвуют 8-12 человек. Для игры требуется несколько скамеек, установленных по кругу.

Описание. Выбирают (по желанию) водящего. Ему предлагают запомнить, кто где сидит, затем завязывают глаза. Сидящие вытягивают вперед ноги на высоте 20-40 см от земли.

Задача водящего - пройти по кругу, перешагивая через вытянутые ноги. Иногда играющие подшучивают над ним: опустив ноги, наблюдают, как он шагает через отсутствующее препятствие. Побеждает тот, кто перешагнет через все ноги, ни разу за них не задев.

Правила.

  1. Водящий может вытянуть вперед руки, чтобы не натолкнуться на участников игры, но не имеет права опускать руки вниз, чтобы нащупать вытянутые ноги.
  2. Играющим не разрешается поднимать ноги выше 20-40 см.


Восцулик

(Название не переводится)

Девочки и мальчики 10-15 лет любят эту своеобразную игру. В ней участвуют 8-10 человек. Место для игры: рощица, кустарник на берегу озера и др.

Описание. Играющие образуют круг и, начиная с самого высокого из участников, рассчитываются по порядку номеров. Десятый по счету водит.

Водящий, закрыв глаза, считает вслух до 50-ти. В это время все прячутся, затем он идет искать спрятавшихся. Первый, кого найдет водящий, помогает ему в поисках второго - «восцулика». Как только «восцулик» найден, все выходят из своих укрытий и образуют круг. «Восцулик» с завязанными глазами становится в центр круга. Находящиеся в кругу меняются местами и, стараясь изменить голос, говорят «Угадай!» Не сходя с места, они могут нагибаться, приседать. «Восцулик» должен найти любого из играющих и на ощупь опознать. Угадал - получает очко. У него 3 попытки. Потом игра начинается сначала. Новым водящим становится первый пойманный и узнанный игрок. Если «восцулик» никого не узнал, то нового выбирают по считалке. Побеждает тот, кто наберет условленное количество очков.

Правила.

  1. Спрятавшимся игрокам не разрешается менять места своего укрытия.
  2. Игрокам не разрешается сходить с того места, на котором произнесено слово «угадай» (до произнесения этого слова можно передвигаться).


Галки (Стэнчиле)

Обычно играют 7-8 мальчиков-подростков. Для игры нужны палочка, длиной 10 см, диаметром 3 см и палки длиной около 1 м, диаметром 4-5 см (для каждого участника).

Описание. Участники образуют круг, диаметр которого зависит от числа играющих. Они должны стоять по кругу так, чтобы не касаться друг друга палкой при взмахе ею. По считалке (непереводимой): «Еката, беката, чуктама, абул, фабул, думнята, екс, пеке, тулемпуф, наут!» - выбирается игрок, который будет бросать палку первым. Он берет в левую руку маленькую палочку и, подкинув ее, подбивает большой палкой так, чтобы она летела к любому игроку, который отобьет ее другому, и т. д. до тех пор, пока палочка не упадет. Тот, у кого она упала, получает штрафное очко. Получивший 3 таких очка становится «галкой». Игрок, ставший «галкой» 3 раза, выбывает из игры. Оставшийся в кругу последним объявляется победителем.

Правила.

  1. Палочка посылается от одного игрока к другому не очень сильным ударом. Кто нарушит это правило, получает штрафное очко.
  2. Игрок должен отбивать палочку, если она пролетает около него на расстоянии вытянутой руки с палкой. Не смог отбить - получает штрафное очко.
  3. Если палочка пролетела на большем расстоянии, чем указано, то штрафное очко получает игрок, ударивший по ней перед этим.

Одиннадцать (Унспрезече)

Эта игра сочетает в себе элементы футбола и салок с мячом. В нее играют 3-7 мальчиков, подростков от 10 до 16 лет на футбольном поле. Игра ведется в одни ворота.

Описание. Взяв футбольный мяч, один из играющих «чеканит» его (подбивает вверх ногой), пока не уронит на землю. Кто меньше всех «начеканит», становится вратарем.

Вратарь занимает место в воротах, остальные игроки - на площадке. Задача полевых игроков - передавать мяч друг другу в одно касание (одним ударом ноги или головы или туловища) и в удобный момент забить гол в ворота. Каждый гол - это 1, или 2, или 3 очка, в зависимости от способа, каким он был забит: носком ноги - 1 очко, пяткой - 2 очка, головой или туловищем - 3 очка. Эти очки вычитаются из 11 очков, которые получает вратарь в начале игры. Как только у него не остается ни одного очка, игру заканчивают и могут начать сначала с новым вратарем.

Вратарь может в любой момент игры поменяться ролью с полевым игроком. Для этого ему нужно поймать (или остановить на земле) мяч и осалить им любого из полевых игроков. Тогда этот игрок становится вратарем и получает 11 очков. Задача вратаря двоякая: или как можно быстрее осалить полевого игрока, или возможно дольше сохранить свои 11 очков, не пропуская мяч в ворота.

Правила.

  1. Вратарю разрешается выбегать из ворот, когда он салит полевых игроков, и преследовать их до середины футбольного поля.
  2. Если вратарь, кинув мяч, не попадет в полевого игрока, то становится опять в ворота. Пока ворота пустые, в них можно забивать голы.
  3. Полевой игрок становится вратарем, если мяч, посланный им в ворота, пролетит мимо них.

В треугольник (Де-а триунгюл)

В этой летней игре участвуют мальчики 12-15 лет. Для нее требуется бита - шайба из свинца диаметром 3-4 см, толщиной 1-2 см.

Описание. На ровной площадке роют 3 ямки, которые являются вершинами равностороннего треугольника со стороной 4 м. Каждый из участников становится у своей ямки; у одного из них - бита. Он бросает ее в ямку игрока, стоящего слева. Если бита не попала в ямку, то бросавший получает 1 штрафное очко. После броска первого игрока бита независимо от результата броска переда­ется следующему (по часовой стрелке) игроку. Получивший 5 штрафных очков выходит из игры. Двое оставшихся бросают биту по очереди в ямки друг друга. Оставшийся последним у ямки - победитель.

Правило. Игрок бросает биту, стоя за своей ямкой.



Квадратики (Де-а пэтрэцелеле)

Играют обычно 5-6 детей 8-12 лет. Для игры требуется квадрат 2X2 м, разделенный на 36 квадратиков. Каждый квадратик нумеруется (рис. 2). Играющие устанавливают очередность бросания битки (камешка, плоской баночки из-под крема и т. п.).

Квадратики
Квадратики

Описание. Первый по очереди участник игры бросает с любого места битку в квадратик № 1 и прыгает в него на одной ноге. Из этого квадратика он бросает битку в следующий по номеру квадратик и прыгает в него и т. д. Победа присуждается тому, кто пропрыгает через все квадратики. Если игрок ошибется, то битку бросает следующий.

Правила. Не разрешается: 1) попадать биткой на черту; 2) наступать на черту или, прыгнув в квадратик, передвигать ногу; 3) нарушать очередность прохождения квадратиков.



Палочка (Де-а бецишорул)

Это один из вариантов известной у многих народов игры «Лапта», популярной и в Молдавии. Он удобен тем, что игра может проходить при участии всего 3 человек. Начинают играть в нее с 6-7 лет, наиболее распространена она среди мальчиков 12-15 лет. Играют на ровной площадке 30х40 м. Требуются теннисный мяч и бита - круглая палка длиной 60-70 см и диаметром 3 см.

Описание. На площадке чертят две параллельные линии длиной по 30 м (линию подачи и линию возврата), расположенные в 40 м одна от другой. Играющие выбирают (по жребию) водящего, который идет в поле ловить мяч, бьющего, который посылает мяч в «поле», и накидывающего, который подбрасывает мяч бьющему. Бьющий направляет ударом биты мяч в «поле» так, чтобы его не поймал водящий, и бежит до линии возврата и обратно. Водящий старается поймать мяч на лету. Если это ему удалось, он меняется с бьющим местами, не удалось - поднимает мяч с земли и старается осалить им перебегающего. Осаленный перебегающий становится водящим, роль бьющего переходит к накидывающему, а его заменяет бывший водящий. Если же бивший по мячу не был осален при перебегании, то он получит 1 запасное очко, что позволяет ему при осаливании во время бега следующий раз остаться бьющим. Игра продолжается до тех пор, пока все бьющие не побывают водящими.

Правила.

  1. Главное отличие этой игры от наиболее распространенных видов «Лапты» в том, что после удара необходимо перебежать «поле» туда и обратно без остановки, не ожидая на противоположной стороне удобного момента.
  2. Бивший по мячу должен перебегать «поле» в любом случае, даже если он промахнулся.


Знамя (Де-а стягул)

Игры с борьбой двух команд за знамя распространены во многих республиках. У молдавских ребят есть свои любимые разновидности этой игры. Здесь приводится одна из наиболее распространенных. Участвуют в ней 10-20 мальчиков 11-15 лет.

Описание. Играющие делятся на две команды путем сговаривания. При этом следят, чтобы в каждой паре сговорившиеся были равными по силам. На площадке проводится линия длиной 20 м. На одном ее конце втыкается в землю «знамя» - флажок на крепком древке длиной 30-40 см, на другом конце проводится перпендикулярно линия старта, вдоль которой (с разных сторон от середины) выстраиваются в шеренгу обе команды. Выбирается судья, который становится недалеко от флажка. По его сигналу обе команды бегут к флажку. Команда, игрок которой первым схватил флажок, выигрывает. Но если за древко флажка схватились одновременно игроки двух команд, то команда-победитель выявляется путем перетягивания: соперники (которые сговаривались перед началом игры) перетягивают друг друга за руки через линию. Побеждает команда, перетянувшая всех (или большинство) игроков команды соперника на свою сторону. Играют обычно несколько раз подряд.

Правила.

  1. Игрок считается перетянутым, если переступил через линию обеими ногами.
  2. При перетягивании можно брать соперника только за руки.


В палки (Ын беце)

Это летняя игра. Она распространена в Молдавии среди мальчиков 10-14 лет. Проводится на ровной площадке. Играют обычно 11 человек, включая судью, которого выбирают по желанию. Для игры нужны палки длиной около 1 м (по количеству участников).

Описание. Участники делятся на две команды путем сговаривания. Команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 4 м в шеренгу с интервалом между игроками в каждой шеренге 50 см. Каждый игрок ставит перед собой (немного сбоку) на расстоянии вытянутой руки палку (перпендикулярно к земле), придерживая ее за конец указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

По сигналу судьи (на счет «три») все отпускают свои палки, делают несколько шагов вперед и каждый старается схватить палку, отпущенную стоящим впереди игроком противоположной команды.

Сколько палок не поймано командами, столько они получают штрафных очков. Игра продолжается несколько конов. Команда, первой набравшая 10 штрафных очков, считается проигравшей.

Правила.

  1. Игрокам не разрешается, отпуская свою палку, сообщать ей ускорение. За это команде дается штрафное очко.
  2. Палку можно ловить только руками (нельзя помогать ногой).

За выполнением правил следит судья.


Игра в мяч вшестером (Де-а мйнжя ын шасе)

Сейчас эту интересную игру редко можно встретить в Молдавии, но полвека назад она была одной из самых любимых игр не только подростков, но и взрослых. Для ее проведения требуется ровная площадка размером не менее 10 X 15 м. Играющим нужны 4 палки (длиной 1,5 м и толщиной 2-4 см) и теннисный мяч.

Рис. 3 Игра в мяч вшестером
Рис. 3 Игра в мяч вшестером

Описание. В середине площадки чертят 3 прямоугольника разных раз­меров (рис. 3) и делают 4 лунки - по одной на каждом углу большого прямо­угольника. 4 игрока с палками становят­ся возле лунок, расположенных в верши­нах прямоугольника 6х 3 м. 2 других игрока- водящие (выбираются по жре­бию) - занимают малые прямоугольни­ки, имеющие размеры 3 х 2 м каждый. У одного из этих игроков мяч. Он бросает его игроку, занимающему такой же прямоугольник на противоположной стороне. Этому мешают игроки с палка­ми, стоящие у лунок. Они стараются отбить в сторону палками летящий мяч. Если игроку, которому брошен мяч, удалось поймать его на лету, он меняется ролью с одним из двух ближних к нему игроков, стоящих с палками у лунок. Если мяч отбит палкой, то бросавший поднимает его и возвращается на свое место, откуда снова делает бросок. Задача водящих - как можно быстрее поменяться ролями с одним из тех, кто стоит с палкой у лунки.

Правила.

  1. Игрокам, занимающим лунки, разрешается делать только один шаг от нее (в любую сторону). Нару­шивший это правило занимает место водящего.
  2. Тому, кто ловит или броса­ет мяч, разрешается свободно двигаться только в пределах своего прямоугольни­ка.
  3. Непойманный и не отбитый на лету палкой мяч поднимает, выйдя на время из своего прямоугольника, игрок, кото­рому он был брошен.

Мяч в цель (Минжя ын цел)

В Молдавии это распространенная игра среди мальчиков и девочек 10-14 лет. Проводят ее летом, на воздухе. Играют 8-10 человек. Играющим нужен теннисный или волейбольный мяч.

Описание. На ровной площадке (15 х 25 м) чертят две параллельные линии на расстоянии 15 м одна от другой. Играющие делятся на две равные по численности команды. Та из них, которая начинает игру, занимает место на одной из начерченных линий. У этой команды мяч. Другая команда рассредоточивается на площадке за второй линией.

Любой игрок команды, начинающей игру, бросает мяч на площадку, занятую противоположной командой. Если мяч будет пойман игроками команды, то бросивший его выходит в центр между двумя линиями и остается там, замерев на месте. В него летит мяч, брошенный поймавшим его. В случае попадания оса­ленный мячом выходит из игры, и теперь уже игрок команды соперника бросает его на территорию другой команды. Если же поймавший мяч не сможет попасть в стоящего в центре игрока, то сам стано­вится на его место, а этот игрок возвращается к своей команде, получая 1 очко, позволяющее ему в другой раз при попадании в него мячом не выходить из игры. Следующий игрок из его команды бросает мяч в игрока, стоящего в центре. Так играют до тех пор, пока на «поле» останется один игрок. Побеждает команда, в которую входит этот игрок. Если в начале игры противоположная команда не поймает брошенный на ее площадку мяч, то бросивший его получает очко, а его команда - право еще на один бросок.

Правила.

  1. Игроку, бросившему мяч, не разрешается переступать за линию.
  2. Если брошенный мяч не попал на противоположную площадку, то право на бросок переходит к другой команде.











Ветер дует, оно падает.

Как только произнесено последнее слово, все игроки должны быстро присесть на корточки, не делая ни шага. Тот, кто упадет или сделает хотя бы один шаг, выходит из игры. Она продолжается до тех пор, пока в кругу останется 3-4 участника. Они считаются победителями.

Правило. Игрокам, бегущим по Кругу, не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших это правило, один выходит из игры (тот, у кого оказалась свободной правая рука).

За соблюдением правила следит ведущий.

Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 4158 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: