Главная » Статьи » Мои статьи |
ЛитваСтолица - Вильнюс. Коренное население - литовцы (название на родном языке - летувяй). Живут здесь также русские, поляки, белорусы, украинцы, евреи и др. Литва Литовские игры создавались веками, поэтому их репертуар многослоен. Корни значительной части игр уходят в глубокое прошлое, в них отразилось мифическое мировосприятие («Лауме детей украла»), древние промыслы, обычаи и снаряжение воинов («Топор») и т. д. С течением времени менялись характер, содержание и назначение игр. Например, скачки, связанные с похоронными обрядами, уже давно превратились в развлекательные состязания. И в наши дни на льду озер восточной Литвы проводятся конные скачки с участием множества людей. Способствовала развитию самобытных игр и сама природа республики: в Литве почти три тысячи озер, множество рек и речушек, зеленых лугов, полей и холмов. Наибольшее отражение нашли в играх труд и быт крестьянина и ремесленника. Условия труда, в котором участвовали подростки и молодежь, порождали характерные игры. Например, в ночном играли в «Кнут», во время отдыха на полевых работах - в «Табалас». Игры «Валка шляпы», «Ткачиха», «Рубка сосны», «Печь хлеб», «Молоть перец» и другие содержат элементы подражания отдельным видам труда. Различные трудовые действия отражены в популярной в Литве игре «Юргялис-мастер». Немало молодежных игр с любовными мотивами («Сваты», «Свадьба» и др.). Игры были удобной формой для знакомства, выражения внимания и симпатии. В играх дореволюционного периода отражено угнетение крестьян помещиками и семейно-бытовое неравенство («Сирота», «Теща»). Значительная часть литовских игр изображает птиц и животных, о чем свидетельствуют сами их названия: «Ястребок», «Куропатка», «Ворона», «Белочка», «Зайчик», «Козленок» и т. д. Эти образы, взятые из мира животных, способствовали в то же время поэтизации характера человека, его чувств, взаимоотношений или же высмеиванию недостатков. Игры сопровождали человека всю жизнь. Маленьких развлекали взрослые, их качали на ноге, играли в ладушки, веселили пестушками и потешками («Кеку кеку», «Кату кату катутес», «Варю, варю кашу»). Сами дети любили играть в «Прятки», в отгадывание «Что в ладони?», в «Молчание». Любимыми их играми были и «Волк и овцы», «Репка», «Гусиный мост» и т. д. Юноши и девушки участвовали в играх и забавах, приуроченных к народному календарю. Одни из них связаны с пением, танцевальными движениями (например, хороводы); другие (например, качели; купальское прыгание через огонь) не связаны прямо с хореографией. Вообще, в одних играх главным является изобразительное, драматическое, хореографическое начало, в других - состязание в ловкости, силе, выносливости или освоение необычных движений (например, хождение на ходулях). Из игр состязательного, спортивного характера самые излюбленные у литовцев «Чижас», «Керепла», «Палендра», «Ритинис». Предметы, наиболее часто используемые в них, - полотенце, палки, отпиленная от бревна деревянная шайба («рипка») и др. Многие народные игры так же, как сказки, пословицы и поговорки, загадки, являются общими для литовцев и многих других народов. Однако даже такие общие игры приобрели у литовцев самобытные черты. В этом можно легко убедиться, сравнив литовскую игру «Юргялис-мастер» и русскую «У дедушки Трифона семеро детей» или игру с изображением моста, которая бытует у многих народов, с литовской игрой «Гусиный мост», отличающейся тонкой поэтичностью. Эта и многие другие игры литовцев украшены поэтичными диалогами. Интернациональный характер репертуара игр еще больше усилился в XX в. Этому способствовали переводы, публикации сборников игр. Одновременно увеличилось число игр индивидуального творчества. Первые сведения об играх балтов (предки пруссов, литовцев, латышей) встречаются в записи путешественника Вульфстана (IX в.). С XVII в. появляется все больше описаний игр, и эти игры характеризуются все более подробно. Много ценного материала об играх собрали С. Даукантас, Л. Юцявичус, М. Валанчус, А. Юшка, П. Вишинскис и др. В начале XX в. литовские народные игры не только собирали, но и пытались обработать их, приспособив к занятиям молодежи в училищах. В 1911-1914 гг. М. Григонис опубликовал несколько сборников игр, в которых значительное место занимают литовские народные игры. После первой мировой войны собиранием народных игр спортивного характера занимался К. Динейка. Его сборники «Несколько народных игр» (1923 г.), «Рипка Вильнюса» (1926 г.) и другие способствовали распространению народных игр спортивного характера. В Советской Литве собиранием, публикацией народных игр занимаются специалисты Академии наук Литовской ССР, преподаватели высших школ и др. В 1953 г. вышел первый сборник народной хореографии и игр. Его составители и авторы введения - Ю. Лингис, В. Якелайтис и 3. Славюнас. Хореограф Ю. Лингис подготовил в 1955 г. новый сборник - «Литовские народные игры», а фольклорист 3. Славюнас опубликовал древний вид игр «Сутартинес» в трехтомном издании «Сутартинес» (1958-1959 гг.) и написал раздел о народных играх в обобщающем труде Института литовского языка и литературы - «Очерк литовского фольклора» (1963 г.). Сотрудники института подготовили обширную антологию «Литовский фольклор» (в пяти томах) (1962-1968 гг.), в пятый том которой включены и народные игры (подготовил К. Григас, вводная статья Л. Сауки). Изучением игр малышей занимается сотрудница института П. Йокимайтене. В 1956 г. опубликован сборник игр В. Степонайтиса (около 300 описаний игр частично спортивного характера, некоторые в индивидуальной обработке). Им написана и статья об истории изучения народных игр в Литве (1963 г.). В 1969 г. вышел сборник игр по материалам экспедиции, проведенной Вильнюсским педагогическим институтом. Его составитель - м. Лазаускене. Народные игры публиковались в популярных детских изданиях, в краеведческих, этнографических, хореографических сборниках. Среди авторов этих публикаций - К). Лингис, К. Пошкайтис, Е. Моркунен, Е. Дулайтене-Глемжайте и др. Педагогическому значению народных детских игр посвящена диссертация 3. Контаутене. Материалы по играм содержатся в этнографических исследованиях, в энциклопедиях и т. д.
Ныне в республике культивируются новые виды спорта, спортивные игры, но
наряду с ними по-прежнему пользуются популярностью испытанные временем
народные игры. Элементы старинных игр являются хорошим материалом для
создания новых игр. Например, популярная народная игра «Ритинис» давно
приобрела спортивный характер. Народные игры включены в программу
физического воспитания школьников и дошкольников республики. Телевидение
проводит конкурсы по подвижным играм в школах. Игры без предметовТкачиха (Аудейёля)Играют на улице или в просторном помещении 20-40 человек - школьники или молодежь. Описание. Выбирают по считалке или просто по желанию двух водящих - два «челнока». Остальные игроки становятся в две шеренги друг против друга на расстоянии около 3 м, сцепившись руками в локтях. Это - «движущиеся части ткацкого станка». Оба ряда медленно приближаются друг к другу, а потом отступают назад под песню: Я искусная ткачиха, Гусиный мост (Жасу тйлтас)В игре участвуют обычно 10-30 детей 6-7 лет. Описание. Играющие выбирают «волка», «медведя», «гусака». Остальные - «гуси». «Волк» и «медведь» берутся за руки, а «гуси» выстраиваются перед ними в колонну. Впереди - «гусак». Он ведет разговор с «медведем» или «волком»: - Куда летите, гуси? - Через моря. - Не перелетите. - Положим соломинку и перейдем. - Она сломается. - Положим доски. - Их вода смоет. - Мой отец мастер. Он сделает железный мост, и мы пройдем.После последних слов «волк» и «медведь» поднимают сомкнутые руки, а «гусак» с «гусями» проходят через эти «ворота». «Волк» с «медведем», опустив руки вниз, стараются поймать последнего «гуся». Если это удается, спрашивают, к кому он хочет идти: к «волку» или «медведю». Выбрав одного из них, «гусь» становится за его спину. Таким образом, к концу игры образуются две группы - группа «волка» и группа «медведя». Они выстраиваются напротив друг друга. Участники каждой группы держатся за пояс впереди стоящего, а «волк» с «медведем» соединяют руки. Каждая цепь тянет в свою сторону. Побеждают перетянувшие хотя бы одного соперника через линию, проведенную между перетягивающими группами. Правила.
Юргялис(Юргялис - литовское мужское имя. Другое название игры - «Юргялис-мастер» ) Эта старинная игра до сих пор широко распространена в Литве среди дошкольников и младших школьников. Участвует в ней от 5 до 40 человек. Описание. Взявшись за руки, играющие образуют круг. Один из них сам вызывается (или выбирается по считалке) быть водящим (Юргялисом-мастером). Он становится в середину круга. Остальные идут по кругу и поют: Юргялис-мастер, учи своих детей, После этих слов водящий по своему усмотрению показывает разные движения: приседает, хлопает в ладоши, крутится на месте, подпрыгивает и т. д. Лучшим Юргялисом-мастером считается игрок, который смог показать трудовые движения: как рубят топором, косят косой, куют или забивают гвозди молотком и т. д. Все играющие повторяют движения водящего. Потом он выбирает на свое место другого игрока, а сам становится в общий круг. Игра повторяется. Правило. Предыдущий водящий выбирает нового водящего по своему усмотрению, или заранее договариваются, что он выберет того, кто лучше других повторял его движения, или, наоборот, того, кто больше ошибался. Варианты. Могут быть иными слова песни играющих. В некоторых местностях, например, поют: Отец приехал учить детей своих: Водящий («отец») выбирает нового водящего («мать»), и дальше поется: Мать приехала учить детей своих: Каменщики (Мурининкай)В игре состязаются 2 игрока, что характерно для многих литовских игр. Участвует в ней примерно 8-15 человек или больше, мальчики и девочки. Возраст играющих в основном дошкольный, младший школьный, подростковый. Для игры нужна площадка примерно 10-20 м длиной и шириной. Размеры могут быть другие, в зависимости от числа игроков. О границах площадки договариваются заранее. Описание. Выбирают двух водящих. Это - «каменщики». Другие участники, которых называют «кирпичиками», разбегаются по площадке. «Каменщики» начинают салить рукой игроков-«кирпичиков». Осаленный становится в установленном месте. Когда осален последний игрок, подсчитывают, кто из «каменщиков» набрал себе больше «кирпичиков». Он - победитель. После этого выбирают новых «каменщиков». Правила.
Огонь - вода (Угнис - вандуо)Играют на небольшой площадке школьники, примерно равные по силам и по возрасту, 10-20 человек. Описание. Выбирается ведущий по желанию, по считалке или другим способом. Остальные участники становятся вокруг него на небольшом расстоянии. Когда ведущий громко говорит: «Огонь!» - все начинают приседать, когда говорит: «Вода!» - все бегут в одну сторону по кругу, каждый в своем темпе. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и то же слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову. Ведущий может не стоять на месте, а двигаться вместе с остальными участниками по кругу. Кто из них ошибся, тот выходит из игры. Играют до тех пор, пока останется один участник. Он считается победителем. Поскольку в этой игре ребята быстро устают, нужно контролировать ее длительность. Лучше продолжать игру до 3-7 оставшихся (в зависимости от количества участников). Правила.
Цветы (Гелес)Это своеобразный вариант «Салок», который распространен в Литве среди мальчиков и девочек младшего школьного и подросткового возраста. Играют в теплое время года на воздухе или в просторном помещении. Количество участников - 6-12 человек. Ограничивают площадку, ее размеры в длину и ширину - около 6-10 м. Описание. По считалке или иным способом выбирают водящего. Каждый игрок выбирает себе название цветка и говорит его вслух. Водящий бежит за кем-либо из разбегающихся игроков, чтобы осалить. Игрок, которого он вот-вот догонит, может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, поднимает вверх руку или по-другому привлекает к себе внимание. Тогда водящий бежит сразу за тем игроком. Игрок, не успевший назвать новый цветок прежде, чем его осалит (коснется) водящий, сменяет водящего. Правила.
Пятрасу нужна одежда (Пятруй реикя рубу)Это игра для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Играют на небольшой площадке (достаточно 5-7 м в поперечнике) или в просторной комнате. Количество участников - от 5 до 15 человек. Описание. По желанию или по считалке выбирается ведущий, которому по традиции дают имя Пятрас. Остальные игроки чертят круг диаметром 3-5 м, а по линии этого круга - кружки на каждого. Пятрас отходит в сторону, а остальные участники говорят друг другу название какого-либо предмета одежды, выбранного для себя. После этого Пятрас начинает ходить или бегать внутри круга, остальные игроки стоят в кружках. Пятрас произносит различные названия предметов одежды. Если это название совпадает с выбранным тем или иным игроком, то он подходит к Пятрасу и следует за ним. Когда Пятрас отгадает несколько названий, тогда уже все вошедшие в круг игроки начинают бегать за Пятрасом, ожидая, когда он встанет в один из освободившихся кружков. Как только он это сделает, все бросаются занимать свободные кружки. Кто не успел, тот будет Пятрасом в следующий кон. Вызванные Пятрасом игроки на следующий кон придумывают себе новые названия предметов одежды.
Правило. Игроки должны бегать за Пятрасом (не разрешается
топтаться около кружков). Голуби и ястребы (Карвяляй ир ванагай)Эта игра особенно нравится мальчишкам и девчонкам младших и средних классов школы, Для игры требуется площадка примерно 6х6 м или больше. Количество играющих - от 10 до 30 человек. Описание. Чертят границы четырехугольной площадки. В углах ее рисуют круги диаметром около 1,5 м, называемые «голубятнями». По желанию, по считалке или другим способом выбирают двух «ястребов». Остальные игроки делятся на четыре равные группы «голубей». Каждая группа становится в один из 4 кругов (в «голубятню»), «ястребы» - в центре площадки. По сигналу руководителя или кого-то из игроков «голуби» перебегают из «голубятни» в «голубятню» в определенной очередности (например, двигаясь по ходу часовой стрелки) и, побывав в каждой «голубятне», возвращаются в свою. Во время перебежек «ястребы» салят «голубей». Осаленные выходят из игры. «Ястребы» не имеют права салить, если игрок находится в круге. Поэтому «голуби» могут отдохнуть и, выбрав подходящий момент, перебежать в очередную «голубятню». Побеждает группа, в которой перебежало больше всего игроков. После подведения итогов выбирают новых «ястребов». Группы «голубей» в основном сохраняют состав или делятся заново. Правила.
Кто дальше отметит? (Кас толяу паженклис?)Играют около стены на улице или в помещении. Эта игра привлекает в основном мальчиков-подростков, хорошо подготовленных физически. Количество участников - двое и больше. Описание. Играющий стоит прислонившись спиной к стене, ноги вместе. Не сдвигая ног, он отталкивается от стены (без помощи рук) и падает вперед на руки, затем вытягивает их и ставит отметку, например черточку, на земле (полу) как можно дальше от стены. То же самое делают по очереди другие играющие. Чья отметка дальше от стены, тот победитель. Игра непродолжительна. В этой игре больше возможностей победить у игроков высокого роста, однако не всегда самый высокий становится победителем (не обязательно ставить стопы к самой стене, можно посильнее оттолкнуться от стены). В настоящее время эту игру проводят на уроках физкультуры.
Правило. Игроку не разрешается сдвигать носки ног с места, когда
он приземляется на руки. Борьба ногами (Кова койомис)Эта игра была в прошлом одной из любимых у молодежи в минуты отдыха после тяжелой полевой работы. Люди говорили: «Работали руками, а теперь поработаем ногами». В настоящее время играют в нее чаще мальчики-подростки - двое или больше. Играют на ровном месте на траве, можно и в помещении. Рис. 1 Борьба ногами
Описание. Два игрока ложатся на спину рядом, головами в разные
стороны. Скрещивают левые руки, поднимают левые ноги, как показано на
рис. 1. По команде начинают нажимать каждый на ногу соперника. Кто
нажмет сильнее и заставит своего соперника перевернуться или
передвинуться в сторону по земле, тот победитель. Победитель
определяется в результате нескольких попыток. Правило. Игроку нельзя
нажимать ногой раньше поданной команды. Испытание силы ног (Койу йегос ишбандимас)Эта игра, заключающаяся в своеобразном испытании силы ног, предназначена преимущественно для подростков и юношей. Она может проводиться с руководителем или самими ребятами. Участвует одна или несколько пар игроков. Описание. На земле (или на полу) чертят круг диаметром 2,5 м. В него становятся друг против друга 2 игрока. Каждый поднимает правую или левую ногу параллельно земле и прижимает ступню к ступне. По команде руководителя или одного из игроков начинают, прыгая на одной ноге, выталкивать соперника из круга. Кто заступит ногой за черту круга, считается побежденным.
Правило. Не разрешается отрывать свою ступню от ступни соперника,
отпрыгивать вбок. Игры с предметамиПиление досок (Ленту пйовимас)В игре имитируется старый способ пиления досок. Участвуют в ней чаще мальчики-подростки и юноши - по одному поочередно. Для игры требуется скамья высотой около полуметра. Описание. Один из участников ложится животом вниз поперек скамейки параллельно земле, сплетает руки за головой и начинает качаться, доставая головой пол и возвращаясь в исходное положение (можно условиться касаться пола одновременно головой и ногами). Остальные считают, сколько раз это удалось ему выполнить. Сделавший большее число раз - победитель. Правила.
Кот (Катинас)Играют на улице в теплое время года или в помещении мальчики и девочки. Возраст участников 6-13 лет. Играют трое, другие могут быть болельщиками и по одному заменять игроков. В игре используются скамейка и платок. Описание. По считалке или другим способом выбирают «кота» и «продавца». «Покупатель» подходит к «продавцу», сидящему на конце скамейки, и договаривается о покупке «кота». После этого «кот», сидящий на другом конце скамейки, убегает от «покупателя» (бегает вокруг скамейки) и стремится опять сесть на свое место. «Покупатель» бежит с любой стороны, стараясь догнать «кота» и осалить его платком, который держит в руке. Если осалил, то становится «котом», а «кот» - «продавцом». Если не осалил, то вместо него идет к «продавцу» кто-нибудь из болельщиков. Если игроков всего трое, то «покупатель» делает новую попытку. Правила.
Кошка и мышка (Кате ир пеле)В Литве играют в своеобразный вариант широкоизвестной игры «Кошки-мышки». Играют двое - дошкольники, младшие школьники, подростки. Требуется скамейка. Описание. Из нескольких игроков, выбирают по считалке или иным способом «кошку» и «мышку». Они становятся у разных концов скамейки или на расстоянии 3-4 м, если скамейка длинная. По сигналу «кошка» догоняет «мышку» (разрешается менять направление бега). Если она догонит и осалит ее, то они меняются ролями. Если никак не может догнать, то «кошкой» вызывается быть новый игрок. Когда играют двое, то «кошка» «сдается» и они могут поменяться ролями или закончить игру.
Правило. Нельзя перепрыгивать и салить через скамейку. Рубка капусты (Копусто киртимас)Участвуют в этой игре в основном подростки и юноши - парами поочередно. Для нее нужна устойчивая невысокая скамейка. Описание. Два игрока садятся на скамейку лицом друг к другу на расстоянии около полуметра, скрестив ноги на скамейке. По сигналу они начинают хватать, толкать друг друга руками, стараясь сбросить своего соперника со скамейки, т. е. «срубить капусту». Самый лучший способ выиграть - взять соперника за плечи и сильно толкнуть в сторону. Часто бывает, что падающий игрок хватает своего соперника за руки или одежду и обе «капусты» сваливаются на землю. Для точного определения победителя руководителю или другим игрокам нужно смотреть, кто первый коснется земли любой частью тела. Можно договориться, чтобы падающие игроки не держались один за другого. Правила.
Козленок (Ожялис)Это старинная литовская игра. В ней участвуют дошкольники и младшие школьники, 3-10 человек. Для игры нужна шапка. Описание. Один играющий - «козленок». У него на голове шапка. Он становится на четвереньки, не касаясь коленками земли или пола, а остальные окружают его. Игроки стараются снять с «козленка» шапку. Но это не всегда просто: «козленок» брыкается. И если он дотронется рукой или ногой до игрока, последний становится «козленком», а бывший «козленок» присоединяется к остальным игрокам. Если с «козленка» сняли шапку, то в наказание ему дают задание: прокричать по-козлиному, спеть, сплясать и т. п. Роль козленка трудная, особенно если играющих больше трех: надо заметить подходящих с разных сторон игроков и вовремя «брыкнуть» ногой. Да и передвигаться на четвереньках нелегко. Лишь некоторым играющим удается, находясь в роли козленка, сохранить шапку. Правила.
Состязание лис (Лапю ленктинес)Играют на сухой площадке, можно проводить игру и в спортзале. Возраст участников - 7-13 лет, чаще это мальчики. Ребята постарше могут играть вместе с младшими. Количество участников - 10-20 человек. Желательно, чтобы был руководитель. Для игры нужен какой-нибудь предмет, называемый петушком. Описание. Чертится круг диаметром 5-6 м или больше. Игроки становятся по линии круга парами один за другим лицом к центру круга. В центре круга лежит «петушок». Передние игроки в парах называются «лисами». По команде «лисы» поворачиваются лицом к партнерам, пролезают между их ногами, потом так же обратно и бегут к центру круга наперегонки, чтобы взять «петушка». Более трудный способ - не бежать, а скакать на одной ноге, другая полусогнута и вытянута (почти параллельно земле) назад (это «хвост лисы»). Кто первый возьмет «петушка», тот победитель. Так «лисы» могут состязаться в «скачках» несколько раз, Потом меняются ролями с партнерами. Правила.
Испытание силы рук (Ранку йегос ишбандимас)В этой игре участвуют в основном мальчики-подростки и юноши - парами поочередно. Для испытания силы рук нужна круглая палка длиной около 1 м. Описание. Состязаются 2 игрока. Они становятся лицом друг к другу на расстоянии около полуметра, берут в руки палку и поднимают ее над головами. По сигналу опускают палку вниз, стараясь, чтобы она не прокручивалась в их руках. Тот, в чьих ладонях она повернулась, считается проигравшим. Победитель испытывает свои силы с другим игроком. На палку желательно нанести отметки, чтобы было видно, как она прокручивается. До начала игры можно договориться не сгибать ноги и не отрывать их от земли. Тогда состязание становится сложнее.
Правило. Опускать палку нужно плавно. Валка шляпы (Кепалушо велимас)В этой народной игре своеобразно отражены отдельные элементы процесса изготовления шляпы - традиционного головного убора литовцев. В ней участвуют 3 игрока: один «мастер» и двое «подмастерьев» - мальчики 10-15 лет. Играющим нужны палка высотой около 1 м и шляпа - «кепалушас». Описание. «Мастера» и «подмастерьев» выбирают по считалке или другим способом. «Мастер» садится на землю, перед ним слегка воткнута в землю палка, на которую надета шляпа. «Подмастерья» стоят рядом с «мастером» (слева и справа). «Мастер» обеими руками начинает вращать палку со шляпой и говорит: «Типу, талу, типу, тапу. Валяю шляпу - шляпу широкополую, с широким верхом. Есть вода и березовый клин?» «Подмастерья» отвечают: «Есть!» Тогда «мастер» внезапно хлопает одного из игроков по ноге и почти одновременно с ударом говорит: «Подмастерье, налей!» имеется в виду вода, нужная для валки шляпы. Если «подмастерье» успевает коснуться руки «мастера», то они меняются местами. Если не успевает, то «мастер» выигрывает 1 очко и продолжает «валять шляпу». Выигрывает тот, кто набрал больше очков. Можно играть и не на очки.
Правило. «Подмастерья» должны стоять прямо, не закрывая ногу
рукой. Игра с веревочкой (Жайдимас су вирвуте)Литовские ребята любят различные игры с веревочкой. Эти игры не требуют специальной площадки, в них может участвовать несколько человек и даже один. «Игра с веревочкой» распространена среди девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Для нее нужна веревочка или скакалка длиной немного больше роста играющего. Описание. Игрок крутит веревочку или скакалку и, прыгая через нее, на каждый подскок называет числа: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Кто ошибется, отдает фант и передает веревочку следующему по очереди. Когда все примут участие по 1 разу, разыгрывают фанты. Игроки могут договориться прыгать различными способами, называть трудные для быстрого произнесения числа. Это усложняет и оживляет игру.
Правило. Если игрок не назвал число на подскок, то прыгает
следующий. Ловля куропаток (Курапку гаудимас)В эту игру-шутку играют на ровной лужайке, в спортивных костюмах. Возраст участников - 5-10 лет, количество - 6-12 человек. Для игры нужна длинная веревка. Рис. 2 Ловля куропаток Описание. Несколько игроков садятся на землю в ряд - это «куропаточки». В 10-15 м перед ними сидит или стоит еще один игрок - «куропатка». Двое участников, которые посильнее, ставят «западни» на «куропаточек»: просовывают веревку каждому под левым коленом, надевают на шею и потом тот же самый конец веревки изнутри просовывают под правым коленом (рис. 2). Все «куропаточки» должны махать «крыльями» (руками). Ловцы «куропаточек» говорят: «Западни поставлены» - и сильно подтягивают веревку вверх. Все «куропаточки» переворачиваются на спину. Они стараются быстрее выпутаться, добежать до «куропатки» и коснуться ее. Отставший от других попадает в руки ловцов. Игра повторяется до тех пор, пока останется один непойманный игрок. Он будет «куропаткой».
Правило. Игроки не должны мешать друг другу выпутываться. «Охота на медведя» («Мяшкос шовимас»)В этой игре, как и во многих других литовских играх, требуются сила рук, гибкость тела, тренированность. В ней участвует несколько человек (старшеклассники, молодежь). Хорошо, если есть руководитель. Она проводится в теплое время года на земляной площадке или дорожке длиной 5-7 м. Для игры нужны одна или несколько пар палочек длиной 15-20 см, диаметром 3-5 см и три палочки, связанные в верхней части, которые называются «медведем». Рис. 3 Охота на медведя Описание. Первый по очереди игрок берет в руки палочки так, чтобы концы палочек упирались в ладонь, или другим способом. Он занимает почти горизонтальное положение, опираясь на палочки и носки ног (рис. 3). Тяжесть тела должна переноситься на палочки. Игрок проходит таким образом 6 м до «медведя». Подойдя к нему, поднимает одну ногу, сбивает «медведя» палочкой и вновь опускается на четыре точки. Можно организовать соревнование: несколько игроков с разных сторон одновременно направляются к «медведю». Кто первый его собьет, тот считается победителем. Правило.
Рубка сосны (Пушинейимас)В этой игре, как и в ряде других литовских игр, используется скрученное жгутом полотенце. Играть можно в помещении или на открытой площадке примерно по 6-8 м в ширину и длину. Играют в основном учащиеся 1-8-х классов. Описание. По желанию или по считалке выбирается «дровосек», остальные игроки - «сосны». «Дровосеку» завязывают глаза и в руку дают скрученное жгутом полотенце, которое называют «топором». Примерно в 4-6 м от «дровосека» становится другой игрок. «Дровосек» крутится на месте 3 раза и спрашивает: «Кто ты?» Ему отвечают: «Сосна». - «Я тебя буду рубить!» - «А я не буду падать!» По этим ответам «дровосек» может сориентироваться, в какой стороне и как далеко от него находится «сосна». Тогда он делает несколько шагов к «сосне» и «рубит» полотенцем наискосок сверху вниз 1 раз. Если попал, значит, «срубил сосну». Затем «рубит» вторую, третью «сосну» и т. д. Если «дровосек» не попадает в «сосну», то выходит из игры и уступает свое место другому. Выигрывает игрок, «срубивший» больше «сосен». Правила.
Вариант. Игроки могут сразу размещаться произвольно в 4-6 м
вокруг «дровосека» и отвечать на вопросы хором. «Дровосек» тогда сам
выбирает, к кому ему идти. Если он попал полотенцем по игроку, то этот
игрок сменяет «дровосека»; если не попал, то игроки становятся на другие
места, а неудачливый «дровосек» снова задает вопросы и идет «рубить
сосну». Рипка (Ритинис)(Не переводится ) «Рипка» («Ритинис») - одна из популярных игр народов Прибалтики. В Литве она получила особенно большое распространение. Рис. 4 Рипка В этой игре участвуют 12-16 подростков и юношей, но можно играть и при меньшем числе игроков. Для нее необходимо сделать «рипку» - деревянный диск диаметром 15-20 см, толщиной 2-3 см. Его отпиливают от бревна, чаще березового, и для прочности иногда обивают тонкой жестью. Бывают и специальные резиновые «рипки». У каждого участника игры должна быть палка длиной около 1,5 м с утолщенным загнутым нижним концом. Играют на ровной площадке. Описание. Играющие делятся на две равные по численности команды. Проводится средняя линия. Команды становятся на расстоянии 10 м от нее (рис. 4). По жребию определяют, какой команде начинать игру. Капитан одной из команд бросает «рипку»: берет ее правой рукой, поднимает высоко над головой и, широко размахнувшись, бросает. «Рипка» сначала летит несколько метров, потом, коснувшись земли, быстро катится. Игроки другой команды стараются с помощью палок остановить «рипку». Сделавший это бросает ее рукой с того места, где это ему удалось, в сторону соперника. Можно также отбить «рипку», если она еще катится, палкой. В зависимости от того, где играют в «рипку», изменяется цель игры. Если играют на дороге, то конечная цель - пригнать «рипку» к определенному пункту (у каждой команды свой пункт). Если играют на ограниченной по длине площадке (например, на футбольном поле), то конечная цель - набрать определенное число очков (по уговору). Каждое очко дается команде, когда «рипка» перекатилась через заднюю линию поля или попала в ворота (для игры подходят футбольные ворота). Можно ограничить время игры. Тогда победитель - команда, набравшая наибольшее количество очков. Учет очков ведется нередко также в игровой форме. Например, в окрестностях Юрбаркаса отмечали очки так: каждая команда втыкала палку с равным количеством сучков. На нижний вешали шапку. Когда команда выигрывала очко, шапку перевешивали выше, и так до тех пор, пока она не дойдет до верхушки. Правила.
Эта игра - основа многих более простых игр, например: попасть в квадрат
5X5 м с расстояния 10-30 м, бросив «рипку» рукой; прокатить «рипку»
палкой (кто дальше); прокатить «рипку» по доске; подбросить «рипку»,
которая катится навстречу, ударив по ней палкой (кто выше).
После этого все повторяется сначала. В некоторых случаях водящего называют «дедушкой Юргялисом» и соответственно изменяют в песне слова.
Когда участников сравнительно немного (около 20), направление движения Рядов меняют с началом каждой строчки или через две. Если участников много, то через каждый куплет. Между рядами на короткое время образуется «коридор». По нему с противоположных концов пробегают «челноки». Повторяя песню, ряды начинают двигаться все быстрее. «Челнокам» становится все труднее пробегать между рядами. Если «челноки» не успевают обменяться местами и оказываются между сблизившимися вплотную рядами, игра прекращается, «челноками» выбираются другие участники, и игру начинают сначала. Правила.
| |
Просмотров: 8043 | Комментарии: 85 | Рейтинг: 2.0/1 |
Всего комментариев: 37 | 1 2 3 4 » | ||||||||||
| |||||||||||
1-10 11-20 21-30 31-37 | |||||||||||