Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Пятница, 19.04.2024, 13:39
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Коми

Край этот суровый (среднегодовая температура от 1° до - 6°С), требующий особой закалки для жизни в суровых условиях Севера.

Народ коми издавна признавал важность развития в человеке физических и духовных сил и способностей. Это запечатлено в национальных традициях, обычаях и фольклоре коми: в сказках, былинах, песнях, поговорках, крылатых выражениях. Сильный человек сравнивался в них с медведем, как с самым сильным из зверей: «ош кодзь ён» («силен, как медведь»). Человека незаурядного здоровья сравнивали с оленем: «кэр кодь ён» («здоров, как олень»). Сила, ловкость совершенствовались в самобытных народных играх и состязаниях (панласьэм) молодежи и взрослого населения. Наиболее популярными из них были состязания типа единоборств: перетягивание друг друга, сцепив согнутые крючком пальцы (чунь крукэн кыскасьны) или взявшись за палку (паличэн кыскасьны), борьба (вермасьэм), а также различные виды соревнований: состязания косцов (диасьны), состязания на лошадях, оленях (вэлэн панласьэм, кэрьясэн панласьэм); хороводные пляски, игры (йоктэм, горань). Среди детей, подростков на всей территории Коми широко распространены самобытные народные подвижные игры (ворсэм).

Наиболее характерным признаком игр Коми являются простота и оздоровительно-прикладная направленность.

В этих играх представлены все виды естественно-прикладных движений: ходьба и бег на лыжах (в условиях Севера это первая необходимость), бег, прыжки, метание предметов, лазание и перелезание и др. Значительная часть игр способствует развитию наблюдательности, сообразительности, памяти, тактического мышления, умения ориентироваться на местности и во времени, в сложных ситуациях.

Большинство подвижных игр проводится на воздухе: во дворах, в лесу, на лугу, на берегу реки. Игровой инвентарь простой. Это палки-биты, мячи, городки, обработанные предварительно кости и косточки животных и птиц, шары и др. Изготовление такого инвентаря по силам самим играющим.

На земле Коми сохраняются как самобытные национальные, так и многие русские игры, занесенные в этот край 3-4 столетия назад («Лапта», «Чижик», «Палочка-выручалочка» и др.).


Игры без предметов

Олени (Кэрэн)

Играют мальчики и девочки 7-13 лет (на поляне или во дворе).

Описание. Играющие договариваются о границах площадки (указывают деревья, кусты или другие предметы, дальше которых во время игры нельзя убегать). По считалке выбирают водящего («морта» - человека). Остальные - «олени» («кэрэн») - разбегаются по всей площадке.

Первый вариант. Водящий начинает догонять кого-нибудь из «оленей». Если сумеет осалить (коснуться рукой) убегающего игрока, то последний должен остановиться и ответить на вопрос водящего: «Человек или олень?» («Кэр или морт?». Осаленный, ответивший: «Человек» («морт»), становится вторым водящим и начинает вместе с первым водящим салить других «оленей». Если же осаленный ответит: «Олень» («кэр»), то водящий старается удержать его силой, считая до 10. Игрок, вырвавшийся до конца счета «десять», остается «оленем», а игрок, удержанный водящим, становится еще одним водящим. Игра продолжается, пока не будет осален и удержан последний «олень», который и признается самым быстрым, ловким игроком - «оленем».

Правила.

  1. Осаленному игроку не разрешается убегать до ответа на вопрос водящего.
  2. «Олень», убежавший от водящего за установленные границы площадки, считается пойманным.

Второй вариант. Для девочек и мальчиков 7-10 лет больше подходит игра без элементов борьбы с водящим: осаленный игрок, ответив: «Кэр» («олень») на вопрос водящего, старается убежать, а водящий стремится осалить его еще раз.

Третий вариант. Можно продолжать игру не до последнего осаленного и пойманного «оленя», а до 3, 5, 8 осаленных (при большом количестве играющих).


Ведущий (Йэртчэм)

Играют 3-15 мальчиков и девочек 10-12 лет на пересеченной местности (с кочками, ручейками, канавами, холмами).

Описание. В начале игры выбирается ведущий (йэртчэм) - наиболее ловкий и быстрый игрок. Для этого все участники бегут наперегонки, взбираясь на вершину холма, или до определенного предмета (например, дерева). Достигший цели первым становится ведущим. Остальные участники выстраиваются за ним в колонну по одному в том порядке, в каком прибежали при выборе ведущего. По своему усмотрению ведущий бежит в любом направлении, стараясь выбрать трудный маршрут движения (взбегает на крутые горки, обегает вокруг кустов, дерева, прыгает по кочкам, перепрыгивает ручейки, канавки, перелезает через изгороди, кувыркается, прыгает на одной или двух ногах и т. д.). Остальные игроки, следуя за ним, выполняют эти движения. Не сумевшие их выполнить выходят из игры. К концу ее ведущий должен закончить маршрут в том месте, откуда началась игра.

В зависимости от прихода играющих на первоначальное место определяются порядковые места участников. Игрок, прибежавший первым после ведущего, получает право быть ведущим в следующей игре.

Правила.

  1. Закончившим игру считается только тот, кто выполнял все движения указанным способом.
  2. По дороге играющие могут обгонять друг друга.
  3. Каждому разрешается при преодолении препятствия использовать три попытки.

Разновидность. Игра может быть и командной, если в ней участвует больше 16-20 человек. В таком случае все ребята разбиваются на две равные команды. В каждой из них выбирается капитан, который, став ведущим в команде соперника, придумывает трудные способы преодоления маршрута.

Маршрут должен быть примерно одинаковым по трудности для обеих команд. Преодолевать все препятствия каждая команда должна таким образом, какой будет предложен. Ведущий следит за правильным выполнением командой соперника условий игры, т. е. за преодолением препятствий показанными им способами. Если игрок не может преодолеть препятствие за три попытки, он выбывает из игры.

Обе команды начинают бег с преодолением препятствий одновременно по сигналу. Команда-победительница определяется по большему количеству ее участников, правильно закончивших дистанцию. В случае равенства победа присуждается той команде, последний игрок которой раньше пришел к финишу.


Чур все! (Чур-ставным)

Играют мальчики и девочки 7-12 лет, 4-20 и более человек.

Описание. Играющие разбиваются на две равные по численности команды.

Между двумя любыми представителями их команд считалкой определяется команда водящих и команда прячущихся. Желательно выделить двух судей. Игроки-водящей команды, стоя по кругу, поочередно каждый по 3 или 5 раз (по договоренности) громко повторяют речитатив, составленный из скороговорок. Например: «Добр бобер для бобрихи, бобрят...», «Лосиха лижет лосят», «Лиса любит лисят» («Шереманьвань, шереваньмань, маньвань шер», «Киц-карын, кущис кызвылкар карены...»). В это время игроки другой команды прячутся все в одном месте.

Как только последний игрок закончит речитатив, вся команда отправляется на поиски спрятавшихся. Если удается обнаружить (заметить) хотя бы одного из спрятавшихся игроков, ищущие, крикнув «чур!», бегут к месту жеребьевки и, взявшись за руки, произносят громко 1 раз один из указанных речитативов. Игроки команды, которая пряталась, также бегут к месту жеребьевки и, образовав круг, произносят тот же речитатив. Та из двух команд, которая сделает это быстрее, становится прячущейся командой, и игра возобновляется.

Правила.

  1. Речитатив нужно произносить не переставляя в нем слова, иначе судья обяжет повторить еще раз.
  2. Надо начинать речитатив хором, когда все игроки команды прибегут в круг.


Игры с предметами

Игра в шар (Шарэн ворсэм)

Играют мальчики начиная с 8 лет, юноши и взрослые (в том числе пожилые) мужчины, 3-10 человек.

Требуются крепкий деревянный шар, сделанный из нароста на стволе березы, диаметром 5-10 см и для каждого игрока прочная палка-бита (в зависимости от физического развития и возраста игрока бита может иметь длину от 60-70 до 120 см и диаметр 3-5 см), одна доска длиной 2-3 м и шириной 20-25 см, установленная на ребро и укрепленная вбитыми в землю с обоих боков доски деревянными колышками.

Игра в шар
Игра в шар

Описание. Для определения очередности ударов и выбора водящего устраивается бег с битой в руке на 40-100 м (например, до дерева, по которому, добежав, надо стукнуть битой, а затем обратно). В зависимости от того, кто когда финишировал, участникам присваиваются порядковые номера. Прибежавший последним становится водящим.

Водящий и игрок, получивший право на первый удар, становятся у доски (боком к ней, лицом друг к другу), расстояние между ними - 4-5 м. Водящий подбрасывает деревянный шар вперед-вверх в сторону поля, а бьющий, бросая биту, ударяет ею в воздухе по шару (рис.). От удара бита и шар улетают в разные стороны в поле. Бьющий и водящий устремляются бегом за ними: водящий - за шаром, бьющий - за своей битой, взяв которые спешат поскорее возвратиться и коснуться укрепленной на земле доски.

Во время бега водящий может с любого места начать катить шар или бросить его в доску, а бьющий имеет право своей битой снова отогнать шар, не дав ему коснуться доски. Так повторяется иногда несколько раз, до тех пор, пока кто-нибудь из этих двух игроков не коснется доски: водящий - шаром, бьющий - битой. Кто из них сделает это первым, тот занимает очередь за последним игроком, чтобы бросить в порядке очередности свою биту в шар. Проигравший становится водящим (подбрасывает шар для очередного игрока).

При промахе (первого или любого последующего игрока) промахнувшийся встает за доску и ждет, пока удачно пробьет любой из очередных игроков. Как только сделан удар по шару, все игроки, ранее промахнувшиеся, и игрок, точно метнувший биту, стремительно бегут за своими битами, а водящий - за шаром и, подняв их с земли, возвращаются к доске. Кто из них позже других коснется доски битой или шаром, тот водящий, а остальные занимают очередь для метания биты. Игра продолжается обычно до 3-5 ударов каждым игроком.

Правила.

  1. Никому из играющих и зрителей не разрешается находиться в поле во время метания шара и биты.
  2. Во время бега-поединка нельзя чинить препятствия бегущему сопернику.


Игра в прокладывание лыжни (Ворсэм лызь туй)

В игре участвуют мальчики 12-14 лет, от 4 до 20 и более человек. Она проводится на слабопересеченной местности без проложенной лыжни. Обозначается линия старта. В 150-800 м от нее (в зависимости от плотности и глубины снега, количества игроков в команде и их физической подготовленности) отмечается место поворота.

Описание. Участники делятся на две-пять команд, в каждую из которых входит от 2 до 10 и более лыжников. На старте команды выстраиваются колоннами (по одному). Очередность лыжников в команде произвольная.

По общему сигналу команды начинают бег - прокладывание лыжни (лызь туй) до места поворота и обратно.

Команда-победитель определяется по времени прихода последнего лыжника команды.

Правила.

  1. Все лыжники команды должны идти по одному следу, проложенному идущим первым лыжником этой команды.
  2. Смена лыжника, прокладывающего лыжню первым, в каждой команде производится по ее решению.



Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (14.03.2010)
Просмотров: 6264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: