Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Пятница, 29.03.2024, 16:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Казахские игры

Казахстан

Б. У. Тутенаев

Столица Казахстана - Алма-Ата. В конце XIX в. Казахстан был колониальной окраиной Российской империи. Еще в шестидесятых годах прошлого века завершилось добровольное присоединение Казахстана к России, оказавшее огромное влияние на развитие края, на исторические судьбы казахского народа. Оно открыло широкие возможности для приобщения Казахстана к передовой экономике России и ее культуре. В Казахстане живет более 100 национальностей.

Казахстан
Казахстан

Подавляющая часть населения дореволюционного Казахстана занималась сельским хозяйством. У казахов преобладало кочевое и полукочевое животноводство, у русских и украинских крестьян-переселенцев - земледелие.

Как и в других республиках, социально-экономические условия жизни и быта оказывали свое влияние на формирование культуры казахского народа, его традиции и обычаи. С древнейших времен в играх казахов применялись приспособления, сделанные из камней, дерева, костей животных, а позднее - из металла. Широко развивающиеся взаимоотношения между народами, рост общей культуры рождали новые виды игр и развлечений.

Воспитание детей и юношей на народных играх с самого раннего возраста испокон веков способствовало формированию правильного отношения к окружающей природе, к взаимоотношениям в обществе. В юношеском возрасте уже воспитывалось активное участие в повседневной общественной жизни в соответствии с морально-этическими требованиями казахов.

По традиции народа воспитанием юношей, как правило, занимались мужчины. Мальчики в играх подражали взрослым мужчинам, воспроизводя их хозяйственную деятельность; в играх девочек отражались семейно-брачные и бытовые отношения.

Жизнь кочевника-скотовода требовала всестороннего физического развития. Вот почему народные игры были, как правило, очень подвижными, играющие демонстрировали свою силу и недюжинную ловкость.

Народные игры отражали и воспитывали бережное отношение к животным, окружающей среде. Поскольку одной из отраслей народного хозяйства была и охота, у казахов издавна славилось искусство подражания движениям и крикам зверей и птиц. Игры, имитирующие повадки животных, встречаются и поныне.

Казахские племена, борясь за свою независимость, вынуждены были вести множество войн. В своих играх джигиты часто разделялись на обороняющихся и наступающих, воспроизводя некое подобие военных действий.

И в наше время среди казахов еще бытуют игры, несущие отголоски суеверий, религиозных предрассудков. Таковы, например, «Мырш-мырш» (прозвище), «Ханды карабасты» («Ангел-хан»), «Ужымак-тозак» («Рай-ад»). Правда, о религиозной их направленности сегодня можно судить лишь по названиям, а конкретное содержание таких игр в обобщенном виде можно охарактеризовать как извечную борьбу добра со злом.

Большинство игр, дошедших до нас с древних времен, сохранило неизменным свое содержание, однако в процессе исторического развития изменили свое название: «Карагие» - «Найза лактыру» («Метание копья»), «Ац аулау» - «Кус сасу» («Охота с ловчими птицами»), «Какпа тас» - «Бестас» («Пять камешков»), «Садак ату» - «Жамбы ату» («Стрельба из лука») и др.

Таким образом, национальные игры, как и виды спорта, в разные исторические периоды являлись конкретным и объективным отражением жизни народа. Молодое поколение проходило в них школу воспитания.

В 1976 г. была выпущена книга Б. У. Тутенаева «Казахские национальные игры и виды спорта», в которой собрано и проанализировано около 100 игр. В 1979 г. вышло пособие для средних специальных учебных заведений по казахским народным играм, написанное Б. У. Тутенаевым. Национальные игры включены в школьную программу по физическому воспитанию. Они составляют неотъемлемую часть традиционных народных праздников и гуляний.


Игры без предметов

Бугнай

(Бугнай - это кличка)

Игра проводится в любом месте, где могут расположиться по кругу все играющие, от 10 до 25 человек. Играют дети младшего школьного возраста.

Описание. Играющие усаживаются по кругу, скрестив ноги впереди (по-казахски). Водящий (выбранный по жребию) начинает пересчитывать игроков: «Первый бугнай, второй бугнай, третий бугнай...» и т. д. - до последнего. Затем он неожиданно называет какой-нибудь номер, (например: «Шестой бугнай!»). Названный быстро встает с места и, в свою очередь, называет номер, после чего быстро садится по-казахски. Вызванный встает и также называет любой из номеров. И так каждый раз: вызванный быстро встает, называет номер и быстро садится. Если кто-то, когда назовут его номер, не встанет или встанет другой игрок, то ему дается какое-либо задание (ответить на вопрос, угадать загадку, станцевать, спеть, проскакать на одной ноге и т. д.). После этого он называет новый номер по своему желанию.

В заключение отмечают тех, кто ни разу не ошибся.

Правила.

  1. Каждый игрок должен запомнить свой номер и не вставать до вызова.
  2. После вызова игрок садится по-казахски на свое место.

Волк (Каскулак)

Игра проводится на воздухе (на площадке во дворе, на лужайке), в основном в сумерки. В ней участвуют старшеклассники, от 10 до 20 человек.

Описание. Выбираются «волк» и «ночной сторож». Остальные игроки изображают стадо овец. Они расходятся в стороны и прячутся так, чтобы их не увидели ни «волк», ни «сторож». «Волк» завязывает голову белым платком, чтобы быть заметнее. Отыскивая спрятавшихся, он старается не попасться на глаза «сторожу». Задача «сторожа» - следить за «волком» и отгонять его. Спрятавшиеся стараются не двигаться. Если «волк» поймает кого-нибудь из игроков и их не увидит «сторож», то «волк» становится «сторожем», а пойманный игрок - «волком». «Сторож» же идет прятаться, исполняя роль овцы. Если «сторож» увидит «волка», то тут же бросается за ним в погоню, отгоняя от своего «стада». Время игры не ограничивается. В заключение отмечают лучших «волков», «сторожей» и «овец».

Правила.

  1. Если «волк» увидел игрока, ему не обязательно догонять его, достаточно назвать по имени.
  2. Если «волк» назовет спрятавшегося правильно, тот должен остаться на месте (не убегать).
  3. Когда «волк» и «сторож» поменяются ролями, надо громко объявить, кто стал «волком», а кто «сторожем». Игроки остаются на своих местах.

Осилить (Тартыс)

Игра проводится на зеленой лужайке, в спортзале (на матах или на ковре). Играют мальчики, подростки и юноши, от 4 до 30 человек.

Описание. Играющие делятся на две равные по силам команды и становятся парами. В первой паре каждой команды верховой садится на спину своего партнера. По сигналу пары сближаются и «верховые» начинают сваливать друг друга. При первом касании одного из участников какой-либо частью тела земли паре засчитывается поражение. После первых пар борются вторые и т. д.

Выигрывает команда, одержавшая больше побед. Затем играющие могут поменяться ролями.

Правила.

  1. Не разрешается стаскивать соперника за одежду.
  2. Если в течение 2 мин «верховые» не свалят один другого, то засчитывается ничья и на ковер выходят следующие пары.


Схватка (Кындык-сандык)

Играют школьники-мальчики всех возрастов. Количество участников - от 2 до 40 человек.

Описание. Участники игры делятся на две команды во главе с капитанами, которые следят за соблюдением правил. На середину площадки вызывается пер­вая пара: по одному игроку из каждой команды. Стоя спиной друг к другу, они сцепляются локтями. По команде водящего каждый пытается поднять своего соперника, оторвав его ноги от земли (от пола). Сделать это не так легко, потому что по сигналу водящего оба принимают положение полуприседа. Поднявший соперника побеждает. Выигрывает команда, одержавшая больше побед.

Правила.

  1. Капитаны команд меряются силами последними.
  2. Каждая схватка начинается по сигналу руководителя.


Игры с предметами

Черная корова (Кара-сиир)

Играют школьники младшего и среднего возраста, от 3 до 10 человек. Обычно в игре используют темный предмет (старую шапку, мешочек с песком).

Описание. Все игроки образуют тесный круг и закрывают глаза. По указанию руководителя один из игроков должен выйти из круга и спрятаться, положив подле себя предмет. Задача играющих - найти спрятанный предмет. Когда предмет находят, то об этом громко объявляют и все собираются вокруг находки. Владелец защищает свой предмет, а все остальные стараются обманным путем захватить его. Тот, кому это удается, становится водящим, т. е. идет прятать предмет, а все остальные опять образуют тесный круг и закрывают глаза. Игра начинается сначала.

Правила.

  1. Во время захвата предмета не разрешается применять физическую силу против защитника и вообще дотрагиваться до него.
  2. Начинать искать можно только по сигналу руководителя.


Бросать палки (Таяк жугирту)

Игра проводится зимой на снежном поле. Играют школьники среднего и старшего возраста, от 5 до 20 человек. Каждый участник изготовляет себе палку (копье) длиной 1-2 м из самого твёрдого дерева (береза, боярка и т. п.). Один ее конец заостряется и высушивается. Игроки лепят из снега стенку 20-40 см толщиной, 1,5-2 м высотой.

Описание. По жребию выбирается водящий, который устанавливает очередь игроков. Первый играющий метает свое копье в снежную стенку с расстояния 3-5 шагов (по договоренности), место для метания отмечается линией. Затем бросает копье следующий по очереди игрок. Самым последним бросает водящий. Задача играющих - попасть в снежную стенку и как можно дальше бросить сквозь нее копье. Выигрывает тот, кто пошлет копье дальше всех.

Правила.

  1. Игроки бросают палку, как копье, держа ее за середину и разбегаясь.
  2. Заступать за линию броска нельзя.
  3. Победитель начинает первым бросать копье в следующем туре.


Воздушная палка (Aуe таяк)

Игру проводят на открытом воздухе. В ней участвуют школьники среднего и старшего возраста, от 2 до 20 человек. Для игры требуются гладкие палки (длина 80 см, диаметр 2-3 см) по количеству играющих.

Описание. Играющие делятся на пары или на две команды. Руководитель вызывает первую пару или первых игроков из команд. Один из вызванных, отойдя назад на 3-4 м от установленной линии, с разбега бросает свою палку вперед-вверх. Следом за ним, выходя вперед, бросает свою палку второй игрок, стремясь попасть в летящую в воздухе палку первого игрока. Если он попадет в нее, то заработает очко. Затем выходит вторая пара и т. д. Во втором туре игры участники меняются в парах ролями. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила.

  1. Каждый старается бросить палку повыше и подальше, чтобы соперник не попал в нее.
  2. Бросая палку, нельзя заступать за установленную черту. Заступивший проигрывает или повторяет бросок.



Толкать шапку (Борик теппек)

Игра широко распространена среди казахской молодежи. Как явствует из ее названия, игроки первоначально толкали свои шапки - кто дальше. В настоящее время толкают небольшие камни или тяжелые набивные мячи (1-2 кг). Название же сохранилось старое. Играют на лужайке, на площадке, только юноши, от 2 до 30 человек. Количество предметов - по числу играющих.

Описание. На одной стороне площадки проводится линия. Все игроки становятся шеренгой за линией. С правого фланга по очереди бросают предметы рукой или толкают ногой вперед как можно дальше. Бросивший ближе, всех обязан собрать предметы, раздать игрокам и выйти из игры. То же делает второй бросивший ближе всех. Игра продолжается до выявления одного победителя.

Правила.

  1. Во время броска или толчка запрещается переходить линию.
  2. Дальность броска измеряется от линии до места соприкосновения предмета с землей.
  3. Бросают или толкают предмет по договоренности.

Найти колечко (Сакина салу)

В игре участвует молодежь, до 40 человек.

Описание. Участники садятся в ряд или по кругу. Руки держат перед собой, ладонями одна к другой. Водящий (по жребию), находящийся в середине круга, положив между ладонями колечко (копейку), обходит всех участников и каждому как бы кладет в ладони колечко. Положив кому-либо колечко, он отходит на несколько шагов назад и говорит; «Где мое колечко?» Услышав вопрос, владелец колечка должен встать. Задача соседа справа - задержать его. Если игрок с колечком сумеет встать незадержанным, его сосед получает наказание, а если не сумеет встать, то будет наказан сам. Наказание может быть разным: покатать на спине выигравшего, проскакать на одной ноге, сплясать, спеть и др. Наказанный становится после выполнения задания водящим, и игра продолжается.

Правила.

  1. Кольцо надо класть незаметно, а получившему его стараться не выдавать себя.
  2. Подсказывать нельзя.



Волшебная палка (Сикырлы таяк)

Играют дети младшего и среднего возраста, до 40 человек. Для игры требуется палка длиной 1 м.

Описание. Чертится круг диаметром 4-5 м. Игроки становятся по линии круга и получают порядковые номера. Внутри большого круга чертится круг диаметром 2-3 м. Водящий (по жребию) втыкает в землю палку (если играют в помещении, то палка скрепляется набивными мячами или другими предметами). Для охраны палки назначается «сторож», который становится в маленький круг. Водящий, находясь вне кругов, называет номер игрока по своему усмотрению. Вызванный должен, отвлекая «сторожа» движениями, схватить палку. «Сторож» же старается поймать его в маленьком кругу или осалить. Если игрок захватит палку, он зарабатывает очко и возвращается на место. Если же его поймает «сторож», то они меняются ролями. Водящий может вызвать игрока дважды. Победителями считаются те, кто больше заработает очков.

Правила.

  1. Водящий произносит номера четко и громко.
  2. Палка считается захваченной, если игрок вынес ее из маленького круга и не был осален «сторожем».


Мишень (Карагие)

Игра проводится на поляне, на спортивной площадке. Играют мальчики, подростки и юноши, 3-8 человек.

Каждый должен иметь копье-палку из дерева (береза, боярка, ргай, тал и т. п.) длиной 3-4 м с заточенным высушенным концом. По количеству играющих нужно иметь, кроме того, палки и колпаки (цветные мешки, старые шапки и т. п.).

Описание. Играющие выстраиваются в одну шеренгу. Напротив на расстоянии 15-20 м чертится линия, в нее втыкаются палки с колпаками (или другими предметами) против каждого игрока.

По сигналу водящего (руководителя) правофланговый бросает копье в мишень (в свой колпак). После него бросает рядом стоящий, затем следующий и т. д. Игра проводится трижды. Победителем считается тот, кто 3 раза попал в свою мишень.

Правила.

  1. Не попавший в мишень выходит из игры.
  2. Бросают копье только по сигналу. Не выполнивший этого требования выходит из игры.


Монданак

(«Монданак» - название предмета)

Игра распространена среди молодежи. Количество участников - от 10 до 40 человек. Играющие используют платок или полотенце.

Рис. 1 Монданак
Рис. 1 Монданак

Описание. Игроки садятся в круг на близком расстоянии, ноги полусогнуты в коленях, руки находятся под коленями. Водящий располагается в середине круга (рис. 1).

Руководитель незаметно для водящего отдает кому-нибудь из игроков платок (полотенце), а тот, пряча его под коленями, по команде руководителя «Начали!» передает платок рядом сидящему. Получивший платок, в свою очередь, передает его соседу. Каждый старается передать платок так, чтобы водящий это не заметил. Одновременно игроки поют: «Куда ушел монданак, туда пошел монданак, сюда пришел монданак». Водящий ищет платок. Когда он стоит спиной, держащий платок может слегка хлопнуть им по спине водящего. Водящий, найдя платок у игрока, меняется с ним ролью.

Правила.

  1. Нельзя ударять платком по голове водящего.
  2. Обнаруженный платок дальше передавать нельзя.


Пять камешков (Бестас)

Игра была распространена среди кочевых племен на территории Казахстана со времен, когда орудием труда служили дерево, камни, кости. Это было главное развлечение взрослых. Во многих областях Казахстана игра входила в свадебный ритуал. Если выигрывал игрок со стороны жениха, тогда невесту тот получал без калыма. Если выигрывал представитель невесты, то жених платил калым.

Существует несколько вариантов этой игры. Ниже приводится один из самых распространенных среди молодежи в настоящее время.

Игра проводится на лужайке, в комнате, в спортзале. Количество участников - до 5 человек. Для игры требуются 5 круглых камешков («асыков»).

Описание. Очередность участия в игре определяется по жребию. Все располагаются по кругу. Игру начинает первый и играет до тех пор, пока не нарушит правила. Затем в игру вступает второй, третий и т. д. Играют одной рукой.

Действие первое. Игрок разбрасывает по полу 5 камешков, выбирает из них один, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий камешек и ловит подброшенный. Подобранный камешек откладывается. Снова подбрасывается камешек вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый.

Действие второе. Камешки разбрасываются. Один подбрасывается вверх, а с пола подбираются два и ловится подброшенный. Затем подбираются другие два.

Действие третье. Камешки разбрасываются. Подбрасывается один и подбираются три. Во второй раз подбирается оставшийся.

Действие четвертое. Все камешки - в руке. Один подбрасывается вверх, остальные кладутся на пол, подброшенный ловится. Затем один бросается вверх, четыре подбираются и ловится подброшенный.

Действие пятое. Один камешек подбрасывается вверх, остальные четыре находятся в руке. Указательным пальцем игрок дотрагивается до земли 3 или 5 раз (по уговору), пока не поймает брошенный камешек.

Действие шестое. Четыре камешка кладутся по углам квадрата (примерно 20x20 см). Подбросив один вверх, игрок должен успеть собрать все камешки и поймать подброшенный.

Действие седьмое. Камешки разбрасываются. Один подбрасывается вверх, а остальные по одному собираются в левую ладонь и ловится подброшенный.

Действие восьмое. Камешки разбрасываются. Один подбрасывается вверх, подбирается с пола один и ловится подброшенный. В руках игрока оказываются два камешка. Один из них игрок подбрасывает вверх, а второй заменяет лежащим на полу и ловит подброшенный. Так, заменяя камешки, он собирает их в кучу. Подбрасывая и ловя последний камень, собирает в руку 4 камешка.

Действие девятое. Повторяется первое действие, но при ловле подброшенного камешка остальные не должны ударяться друг о друга.

Действие десятое. Повторяется первое действие, но при ловле подброшенного камешка он должен удариться о подобранный с пола.

Действие одиннадцатое. Левой рукой игрок образует как бы арку, опираясь на большой и средний пальцы. Правой рукой через левую разбрасывает камешки. Выбирает один из них, подбрасывает вверх через левую руку, затем забрасывает один сквозь «арку» и ловит подброшенный. Таким же образом забрасывает по очереди в «арку» все камешки. В этом действии есть правило: кроме выбранного камешка игрок выбирает еще один - «старший» («наби»). Это может быть самый ближний или самый дальний камень, о чем договариваются в начале игры. Он забрасывается в «арку» самым последним.

Действие двенадцатое. Закончив все предыдущие действия, игрок начисляет себе очки двумя способами.

Способ первый: подбрасывает вверх 5 камешков, ловит их на наружную сторону ладони, еще раз подбрасывает и ловит сверху. Каждый камешек оценивается в 10 очков. Если игрок поймает все 5 камешков, то получит 50 очков.

Второй способ: игрок выворачивает руку наружу, подбрасывает все камни вверх, затем ловит их снизу, развернув ладонь. За каждый камень получает 10 очков.

Правила.

  1. Игроки, подбирая с пола камешки, не должны касаться руками других камешков. Если правило нарушается, игру продолжает следующий игрок.
  2. Каждый раз, продолжая игру, игрок начинает с того действия, в котором он ошибся.



Догнать джигита (Жигит куалау)

Играют школьники среднего и старшего возраста, от 10 до 40 человек. Для игры требуются два флажка и полотенце.

Описание. Проводятся две линии на расстоянии 15-20 м одна от другой. На одной из них ставятся два флажка на расстоянии 5 м друг от друга. Играющие делятся на две команды, выбирают капитанов. Команды становятся в колонны по одному у линии напротив флажков (рис. 2).

Рис. 2 Догнать джигита
Рис. 2 Догнать джигита

По жребию определяют команду «джигитов» и команду «гонцов». Капитан команды «джигитов» получает полотенце. По установленному сигналу первые игроки команд бегут к своему флажку. Задача «джигита» - бросить у флажка полотенце, обогнуть его и вернуться обратно. Задача «гонца» - добежав до флажка, взять полотенце и на обратном пути догнать «джигита» и осалить его полотенцем. Если это удастся, он считается победителем, в противном случае побеждает «джигит». «Гонец», не догнав «джигита», не сбавляя скорости, передает полотенце товарищу по команде, догоняющему следующего «джигита». Игру проводят 2 раза, меняясь местами. Выигрывает команда, у которой больше победителей.

Правила.

  1. Игроки обходят флажок справой стороны.
  2. Очередным игрокам не разрешается преждевременно выходить за линию. Они выбегают только тогда, когда предыдущий игрок коснется рукой или полотенцем следующего.

Вариант игры.

Построение играющих то же. Применяется только один флажок.

Описание. Руководитель вручает первому игроку одной из команд полотенце. По команде «Вперед!» соперники бегут к флажку со стартовой линии. Игрок с полотенцем старается осалить им своего соперника, быстро добежать до флажка, бросить полотенце при обходе флажка и вернуться обратно. Соперник, подняв полотенце с «поля», старается догнать убегающего, чтобы осалить. Осаливший считается победителем.



Полотенце с узелком (Туийлген орамал)

В игре участвуют дети школьного возраста. Для нее требуется белое полотенце с узелком посередине.

Описание. Участники становятся в круг. Игру начинает руководитель или водящий. Находясь в круге, он бросает полотенце любому игроку и сам же бросается в погоню за ним. Получив полотенце, игрок должен быстро передать его другому игроку, но так, чтобы полотенце не поймал руководитель (водящий). Игроки все время перебрасывают полотенце друг другу. Упустивший полотенце становится водящим. Водящий, поймав полотенце, может сам назначить нового водящего. По окончании игры отмечаются лучшие игроки, которые ни разу не упустили полотенце.

Правила.

  1. Игроки передают полотенце только сверху. Нарушивший это правило меняется ролью с водящим.
  2. При передаче полотенца игроки не должны выходить из круга, поэтому его лучше обозначить.
  3. Полотенце можно и перекидывать. Если водящий поймает полотенце, то на его место идет тот, кто его бросил.


Пеший кокпар (Жаяу кокпар)

(«Кокпар» произошел от слова «кокбар», а оно - «кок бори» - серый волк. Поскольку волк - первый враг кочевников-скотоводов, в старину они в основном охотились за волком. Возвращаясь с удачной охоты, они устраивали соревнования - гонки: кто первый привезет в аул убитого зверя. Это соревнование впоследствии превратилось в национальную игру «кокпар», которая символизировала ловкость, смелость, силу в скачках, джигитовках и других видах верховой езды )

Рис. 3 Пеший кокпар
Рис. 3 Пеший кокпар

Место для игры - спортивная площадка или большая лужайка. Играют школьники среднего и старшего возраста, от 10 до 30 человек. Мальчики и девочки играют раздельно. Для игры требуется набивной мяч (набивной мешок или другой предмет) - кокпар.

Описание. На одной стороне «поля» чертится (или отмечается) линия старта. На расстоянии 50 м проводится параллельно ей линия, на которую кладут кокпар. В 500-1000 м находится линия финиша (рис. 3).

Игроки, разделившись на две команды, становятся вдоль линии старта через одного. По сигналу руководителя (вожака) все бегут вперед к кокпару. Завладевший кокпаром бежит дальше. Догнавший его забирает кокпар и продолжает бежать вперед. Каждый догнавший бегущего впереди с кокпаром продвигается к линии финиша. Победителем будет команда, игрок которой доставит кокпар на линию финиша.

Правила.

  1. Игрок, взявший кокпар первым, может передать его своему партнеру.
  2. Не разрешается хватать за одежду, толкаться и применять при отборе кокпара грубые приемы.
  3. Если соперник догнал игрока и коснулся его рукой, кокпар передается ему. Партнеру по команде можно кинуть кокпар вперед в сторону. Кокпар берет тот, кто коснулся его первым.


Белая кость (Аксуйек)

Игра проводится на лужайке, на поляне с мелким кустарником. В ней принимают участие молодежь и взрослые, от 4 до 10 человек.

Для игры требуется кость (специально обработанная) крупного рогатого скота или лошади. Можно использовать и палочку, окрашенную в белый цвет.

Описание. Играющие делятся на две команды. Капитаны бросают жребий, кому первому кидать кость.

По сигналу руководителя (вожака) все участники, кроме капитана, начинающего игру, поворачиваются к нему спиной. Капитан бросает кость как можно дальше и становится рядом с руководителем. Когда кость упадет на землю, руководитель подает сигнал, означающий «можно искать». Участники устремляются на ее поиски. Задача заключается в том, чтобы найти кость (палочку), взять ее незаметно для соперников и доставить на место, откуда она была брошена, или отдать руководителю. Соперники могут отобрать ее и сами доставить руководителю. По дороге можно незаметно передавать кость друг другу, делая обманные движения и отвлекая внимание соперников.

Выигрывает команда, доставившая кость руководителю.

Правила.

  1. Отнимать кость у соперника можно только взявшись за нее.
  2. Хватать соперника за руки, за одежду, за ноги запрещается. Игроки, нарушившие правила, считаются проигравшими.


















Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 16979 | Комментарии: 45 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: