Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Пятница, 26.04.2024, 19:27
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Карелия

Это - край охотников, рыбаков и лесорубов, где особо ценятся сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка. Отсюда и в играх издавна преобладали метание на дальность и в цель; длительный бег; различные испытания на выносливость (особенно для водящего и для проигравших. Например, в некоторых традиционных играх водящему приходилось водить иногда несколько часов подряд, а проигравшие «маялись», прыгая сотни метров на одной ноге).

При царизме Карелия была краем ссылки и беспросветной нужды. Сосланный сюда поэт-декабрист Ф. Глинка описал тяжелые условия жизни карелов в то время, их стойкость по отношению к жизненным невзгодам. Он же отмечал жизнерадостность народа Карелии:

 Зимой им нравятся игрища, 
Там сельской тешатся игрой.

Любовь карелов к играм и танцам нашла отражение в карело-финском эпосе «Калевала». От слова «кижат», обозначающего игру, пляс, народные игрища, а также место, где они проходят, произошло название одного из самых знаменитых мест Карелии- острова Кижи.

Большое влияние на характер карельских игр оказала суровая природа этого края. Карелия - край озер, рек, каменистой или заболоченной почвы и бескрайних лесов. Поэтому не случайно игровой инвентарь здесь издавна был преимущественно древесного происхождения: палка (бита), деревянные шары, различные чурки («курий», «кюкки», «карела»).

Возможно, что последнее название, от которого произошло название характерной для русского населения Карелии игры с чуркой («Карела»), перекликается с названием карельского народа на его родном языке (карьяла). Палка в карельских играх часто используется вместо мяча (например, в играх «Города», «Городки» ловят подкинутую вверх палку). Да и мячи в этом краю вплоть до 40-х годов часто были берестяными.

Долгая зима обусловила широкое распространение игр на льду и на снегу, катание с гор на санях. Даже некоторые игры с метанием палки проводятся здесь зимой, что редко встретишь у других народов.

Повсеместно распространены теперь интернациональные спортивные игры. Однако в отдаленных деревнях, которых немало на огромной территории Карелии, бытуют и традиционные на­родные игры. В последние годы в Кижах возрождаются силами фольклорных ан­самблей традиции проведения народных игрищ. Фольклорные ансамбли республики помогают сохранять и возрождать многие традиции народного творчества, в том числе «крууги» (танцы по кругу), старинные игры.


Игры без предметов

Я есть (Оленпа)

Игру организуют обычно мальчики 12-15 лет, иногда в ней участвуют и девочки. Играют весной и летом (обычно 12-20 человек) на тихой деревенской улице, на беговой дорожке стадиона или просто на лужайке.

Описание. Отмеряют площадку для игры длиной 80-100 м и шириной 8-10 м. В середине площадки становятся в 3-4 м друг против друга шеренгами две равные по численности команды. Договариваются или решают по жребию, какая команда первой будет водить - догонять убегающих.

Игроки убегающей команды хлопают (все вместе) в ладоши, поворачиваются и бегут к своему краю площадки. Водящая команда гонится за ними, стараясь осалить хотя бы одного из убегающих прежде, чем все они пересекут черту на своем конце площадки. Осаленный должен крикнуть: «Я есть!» («Оленпа!») После этого и он, и вся его команда поворачиваются и гонятся за игроками водящей команды, которые теперь стремятся убежать за линию на своем конце площадки. Чаще всего направление погони меняется несколько раз подряд, пока одной из команд удастся в полном составе неосаленными убежать за черту. Если это им удается, их считают победителями. Тогда игра начинается снова и ведется до условленного заранее числа побед.

Правила.

  1. Салить можно любого игрока, в том числе игрока, только что осалившего соперника, но сначала осаленный соперник должен крикнуть: «Я есть!»
  2. Забежавший за боковую линию считается осаленным.


Игры с предметами

Лунки (Хиппа)

Играют чаще всего 5-10 мальчиков и девочек 12-15 лет на ровной земляной площадке, ширина и длина которой 40-60 м.

Описание. В центре чертят круг диаметром 5 м, а в середине его в произвольном порядке выкапывают лунки по числу участников. Ширина лунки - чуть больше диаметра мяча (любого, какой найдется), а глубина - вполмяча. Играющие становятся снаружи круга у его границы.

Рис. 1 Лунки
Рис. 1 Лунки

Любой игрок (по желанию) отходит от круга на 3-4 м и катит оттуда мяч к лункам. В чьей лунке мяч остановится, тот бежит к нему и, взяв его в руки, старается попасть им, не выходя из круга, в любого из разбегающихся игроков (рис. 1). При попадании кладет в свою лунку камешек или другую метку и идет на 3-4 м от круга, откуда снова катит мяч. Если он не остановится ни в одной из лунок, то его катит следующий игрок. В конце игры определяют победителя, т. е. того, у кого больше меток в лунке.

Правила.

  1. Спасаясь от мяча водящего, игроки могут убегать или увертываться от мяча.
  2. Салить можно мячом только прямым попаданием, а не после отскока от земли.


Пятнашки (Реги гиппазил)

Умело используя местные природные условия - обилие озер и рек, покрытых зимой льдом, - мальчики 10-13 лет часто затевают на них игры на коньках и с санками.

Перед игрой расчищают от снега лед на катке, озере, речке. Играющие разделяются на пары (по желанию). В каждой паре один игрок на коньках везет второго, сидящего на санках.

Описание. Выбранная по желанию или по считалке пара водящих старается догнать любую другую пару и осалить одного из ее игроков. При этом салит сидящий на санках, и только рукой. Пара, в которой осален игрок, становится водящей, и игра продолжается.

Правила.

  1. Заехавшие за пределы условленной площадки становятся водящими.
  2. Не разрешается салить тех, кто только что водил.


Отбивалы (Гуризех)

Эта игра известна во многих районах Карелии. Проводят ее мальчики и девочки 10-15 лет в весеннее и летнее время года. Обычно в нее играет 7-8 человек.

Описание. Выбрав по желанию водящего, чертят на ровной площадке круги (диаметром 1 м) по числу игроков, не считая водящего. Каждому игроку нужна палка 60-70 см длиной, а водящему - теннисный мяч. Игроки занимают места в кругах, расположенных в радиусе 5-6 м от водящего, находящегося в центре.

Рис. 2 Отбивалы
Рис. 2 Отбивалы

Водящий бросает мяч в кого-нибудь из игроков. Этот игрок отбивает мяч палкой, не допуская, чтобы он коснулся его тела (рис. 2). Следующий бросок водящий делает с того места, где поднимет отбитый мяч. Осаленный водящим меняется с ним ролью.

Правила.

  1. Игрок в круге может отбивать палкой упавший около его круга мяч, допрыгав до него на одной ноге, или вставать в соседний круг, даже если в нем есть один или более играющих.
  2. За кругом игрок может передвигаться только прыжками на одной ноге.
  3. Водящий не имеет права входить в круг.


Чурочка (Кюкки)

Это летняя игра для подростков и юношей. Участвует в ней 5-10 человек, иногда до 15-ти.

Описание. Выбрав ровную площадку шириной 10-15 м и длиной 30-40 м, проводят на одном ее конце линию кона. В 10-15 м от нее кладут доску, дальний конец которой опирается на чурбачок или камень, приподнимаясь над землей на 15-20 см. На приподнятый конец доски ставят «кюкки» - деревянную конусообразную чурку высотой 10-15 см. У каждого игрока бита - палка длиной около 1 м. Перед началом игры все метают биты на дальность, чтобы опре­делить очередность в игре. Победители начинают игру, а тот чья палка упала ближе всех, становится водящим.

Начинающий игру бросает биту с линии кона, стараясь сбить чурочку с доски, и так, чтобы она отлетела как можно дальше. При удачном броске он бежит за своей битой, а водящий бежит с линии кона за чурочкой. Подняв их, каждый старается первым добежать до доски и ударить по ней. Ударивший первым идет на кон и становится в очередь бьющих, а опоздавший водит. Теперь бьет следующий по очереди. Если, его бита пролетела мимо чурочки, то он ждет, когда попадет в нее один из очередных бьющих. Тогда бегут за битами все, кто перед этим не попал в чурочку. Случается, что промахнутся все. Тогда водящий идет к доске и от нее кидает чурочку в лежащие биты. В чью первую попадет, тот становится водящим в следующий раз.

Правило. Бежать с кона за брошенной битой и за чурочкой можно только после того, как они перестанут катиться по земле. Иначе результат не засчитывается.


Чурка (Курий)

Игра распространена в нескольких районах Карелии среди мальчиков 12-15 лет. Иногда в ней принимают участие и девочки этого возраста. Количество участников - 10-14 человек.

Описание. Приготовив по палке-бите длиной 60-80 см и одну деревянную цилиндрическую чурку (курий) длиной 10-15 см и диаметром 4-5 см, участники делятся путем сговаривания на две равные команды. Выбрав ровную площадку, проводят на ней 3 параллельные линии длиной по 7-10 м через 10 м друг от друга. На среднюю линию ставится чурка, а другие занимают команды. Между командами разыгрывается, кто будет бить первым. Для этого устраивается соревнование между капитанами команд на дальность метания биты, поставленной на носок ноги. Право первой бить по чурке получает команда, капитан (вожак, «матка») которой метнул биту ногой дальше капитана другой команды.

Любой игрок первой команды бросает биту в чурку. После первого броска (независимо от того, удачным он был или нет) бросает игрок второй команды. Сбитая чурка ставится на то место, где оказалась после удара. Поэтому каждый игрок старается метнуть палку так, чтобы чурка отлетела от удара как можно дальше в сторону противоположной команды. Так гоняют чурку до тех пор, пока все игроки не совершат свои броски. Команда, на половине которой окажется чурка после последнего броска, считается проигравшей.

Правило. Игрок, только что выполнивший бросок, сам поднимает биту и ставит чурку там, где она упала.









Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (14.03.2010)
Просмотров: 10000 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 1
1 GeorgeTync  
0
Вечером серфил материалы инета, неожиданно к своему удивлению обнаружил отличный вебсайт. Это он: Колье сердце океана http://youtube.com/watch?v=SM1R4i_kT9s. Для меня вышеуказанный вебсайт оказал незабываемое впечатление. Всем пока!

Имя *:
Email *:
Код *: