Кабардино-балкария - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Суббота, 10.12.2016, 11:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Кабардино-балкария

В исторических судьбах, в быту и культуре всех северо-кавказских народов много общего. Сказанное относится и к народным играм. Не случайно уже много лет проводятся единые соревнования по национальным видам спорта и играм народов Северного Кавказа.

Для каждого из многочисленных народов этого края характерно стремление к сохранению самобытности своей национальной культуры. Например, до сих пор сохраняется и в Кабарде, и в Балкарий красивый обычай отмечать день рождения первенца сына состязаниями в национальных видах спорта и играх: в борьбе, лазании по канату, джигитовке, игре «Борьба за флаг» и др.

Между играми кабардинцев и балкарцев имеются некоторые различия. Они связаны, в частности, с различием природных условий традиционных мест расселения кабардинцев и балкарцев. В степной Кабарде много игр и состязаний на лошадях (кабардинская порода лошадей известна во всем мире). Здесь немало игр, требующих просторных ровных площадок для бега, игр с мячом и т. д. В горной Балкарии труднее приживаются такие игры, зато здесь особенно популярны игры, требующие умения преодолевать горные склоны или спускаться с них на горных лыжах (шереже), игры с метанием, переноской тяжестей, всевозможными прыжками и т. д.


Игры с предметами

Повелитель лунки (Гъуэтет)

В этой игре участвуют подростки, 10-20 человек. Играют все теплое время года. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 30x30 м. В центре ее выкапывается лунка, в которую кладут мяч.

Описание. По считалке выбирают «повелителя» лунки («гъуэ»). Он садится в 5-7 м от играющих, которые становятся вокруг мяча (в радиусе 2-4 м) на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, «повелитель» выкрикивает имя любого из игроков. Тот должен быстро схватить мяч и осалить им кого-либо из играющих или с места, или гоняясь за ним. Осаленный выходит из игры. Если названный «повелителем» игрок промахнулся, то выходит из игры сам. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержался дольше всех неосаленным. В следующей игре он становится «повелителем» лунки.

Правила.

  1. Нельзя выбегать за условленную территорию. О расстоянии между мячом и играющими договариваются заранее - от этого зависит степень сложности игры.
  2. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскока.


Палочка для игры (Кхъуэп)

Игра эта имеет несколько разновидностей, включая сложные многоборья. Ниже приводится сравнительно простая разновидность. Играют чаще всего подростки, 20-40 человек. Для игры нужна площадка длиной 30 м, шириной не менее 10 м.

Рис. 1. Палочка для игры
Рис. 1. Палочка для игры

Описание. Выбрав двух вожаков (тамада), играющие делятся способом сговаривания на две команды по 10-20 человек в каждой. Какой команде начинать игру, решает жребий: один из играющих отходит на 7-8 м и поднимает вверх обе руки, одна ладонь раскрыта, другая сжата в кулак. Один вожак выбирает кулак, другой - ладонь. Отошедший опускает одну руку. Игру начинает команда вожака, который перед этим выбрал именно эту руку. Команда получает гладкую прочную палочку (длиной 20-30 см) или связанную кольцом прочную веревку длиной 1 м и отходит вместе с другой командой на 30 м от своих вожаков на другой конец площадки.

Обе команды строятся на исходной линии в общую шеренгу через одного, а впереди, в 2 м от них, становится самый быстрый и сильный член команды, начинающий игру (рис. 1). В руках у него палочка или веревка. По сигналу своего вожака играющий с палочкой бежит к нему, стараясь донести до него палочку. Игроки другой команды стараются отнять палочку и принести ее своему вожаку. Команда, владеющая палочкой, защищает ее, не допуская соперников к игроку, бегущему с палочкой. Побеждает команда, сумевшая овладеть палочкой и донести ее до своего вожака (тамады).

Правила.

  1. Для овладения палочкой разрешается силовая борьба, но запрещаются грубые, болевые и опасные приемы.
  2. Нельзя задерживать соперников на исходной линии.
  3. Вожаки находятся на одинаковом расстоянии от шеренги. Расстояние между ними - 5 м. Им не разрешается сходить с места.

Крутить кубарь

(по-балкарски «Хайнук айландыр ыу», по-кабардински «Хайнук айландыр ыу чын»)

В разных уголках нашей страны и за рубежом встречаются игры с кубарями. В Кабардино-Балкарии такие игры бытуют и сейчас, причем кубарь (волчок) здесь называют по-разному: по-балкарски «хайнук», по-кабардински «чын». Кубарь имеет форму цилиндра, переходя­щего снизу в конус. Запускали кубарь как и у русских - раскрутив его сначала между ладонями, а затем подгоняя ударами кнутика.

Балкарцы изготовляют кубарь из рога буйвола, быка (раньше его делали также из рога тура). Часто кубарь (хайнук) вырезают из твердых пород дерева: дикой вишни, груши, из корневищ кизиловых кустарников и боярышника. Когда кубарь (волчок) из рога сильно раскручивают, он издает своеобразный звук. Тогда балкарцы говорят: «Хайнук скюргенлей» («Волчок плачет»). Иногда от долгого употребления стенки рога отслаивались и от большого рога внутри отделялся малый конус. Тогда ребята восторженно говорили: «Мени хайнугум гитче хайнук чук танды» («Мой волчок родил маленького волчка»). Это был для ребят настоящий праздник. Играют с кубарями чаще мальчики-подростки.

В Кабардино-Балкарии проводят с кубарями такие игровые состязания:

  1. Два-три человека запускают свои кубари, соревнуясь, у кого дольше провертится кубарь при одинаковом числе ударов кнутика. Иногда число ударов не учитывается, а фиксируется только время вращения.
  2. Участники стремятся провести кубарь, подстегивая его кнутиком, по лабиринту (из палок, камней или нарисованному).
  3. Участники стараются загнать кубарь на возвышение, а затем заставить его скатиться по лабиринту. Если кубарь сойдет с пути, то его хозяин считается проигравшим.
  4. Участники бьют по кубарю кнутиком так, чтобы он перевернулся в воздухе (т. е. сделал сальто). Для этого используется кубарь, заточенный в форме конуса с обоих концов.
  5. Участники стремятся провести кубарь через преграды (преградой может быть палка, камень и т. д.).
  6. Иногда запускают по желобу 2 кубаря с двух сторон: чей кубарь остановится при столкновении первым, тот и проиграл.
  7. Участники стараются провести крутящийся кубарь по неглубокому снегу до установленного места. Это соревнование требует особой ловкости, силы и тренированности.


Катание на шереже

(по-балкарски «Шереже учуу», по-кабардински «Ашанэ»)

Старинная игра катание на горных лыжах с поручнями известна в Кабардино-Балкарии и в наше время. Встречается она также в Чечено-Ингушетии и других местах Кавказа. Подросток, становясь на лыжи с поручнями, может управлять ими не только ногами, но и руками, всем телом. Лучший материал для изготовления шереже - заготовки из чинары, клена. Эти твердые, легко полирующиеся породы дерева не набухают от влаги, обеспечивают хорошее скольжение. Размеры бруска для каждой лыжи - 60x7x5 см. Спереди делается закругленный срез (рис. 2). Поручни изготовляются из гнутых палок. Концы палок закрепляются в просверленных сверху отверстиях на таком расстоянии, чтобы между ними поместилась стопа ноги. Высота поручней зависит от роста человека. Катающийся держится за поручни, чуть-чуть сгибаясь. Шереже как средство спуска с горы позволяет соревнующимся продемонстрировать высокую скорость, маневренность, ловкость и удаль.

Рис. 2. Катание на шереже
Рис. 2. Катание на шереже

Описание. Лыжню для шереже прокладывают заранее. Если склон достаточно широк, прокладывают несколько параллельных лыжней и соревнуются в том, кто быстрее спустится с горы или кто проедет дальше всех.

Для шережистов устраивают небольшие трамплины с последующей лыжней для скольжения на определенное расстояние. При этом учитывается дальность прыжка и дальность последующего скольжения.

Шережисты Верхней Балкарии, Баксанского и Чегемского ущелий устраивают состязания на местности с препятствиями. Например, шережист должен объехать дерево или валун.

Можно было бы предположить, что с появлением железных коньков («темир шереже») балкарские ребята позабудут о деревянных лыжах. Однако этого не произошло. В горах мало ровных ледяных площадок для катания на коньках. Ноги на коньках быстрее устают, чем на шереже. К тому же ничто не может заменить удовольствия, которое испытывает шережист во время стремительного, захватывающего дух спуска с высоты.

Правила.

  1. При соревновании на дальность спуска съехавший не должен делать дополнительных шагов после того, как лыжи перестанут двигаться по инерции. Надо отметить место и только тогда двигаться дальше.
  2. При падении шережиста его результат не засчитывается.


Под буркой (Щиакиуэкъуэплъ)

Играют на площадке длиной 30-35 м, шириной 5-10 м. Для игры нужна бурка (национальный вид одежды), которую можно заменить курткой, пальто или другой плотной (непросвечивающей) верхней одеждой. Участвует в игре 10-15 подростков, обычно одни мальчики.

Рис. 3. Под буркой
Рис. 3. Под буркой

Описание. Участники делятся на две команды (сговариваются парами). В каждой выбирают старшего (вожака) - тамаду. По жребию определяют, в какой команде будет бурка. Тамада этой команды садится на землю, укрывшись буркой, а остальные игроки команды, расположившись вокруг, охраняют его. Другая, водящая команда отходит от них на 25-30 м и образует круг - «крепость» водящих (рис. 3). От водящих по указанию их тамады к соперникам идут 2 игрока. Видя их, охрана окликает: «Кто идет?» Оба подошедших по очереди отвечают: «Гости». «Так, если гости, проходите. Добро пожаловать!» - говорит сидящий под буркой. Затем, продвигаясь еще ближе к сидящему и его охране, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого тамада, сидящий под буркой, пытается угадать, кто подошел, и говорит с возмущением:

«Так вы не гости, вы обманщики! Медведь - это Заурбек, а волк - Магомет». Если пришедших узнали, они сразу же убегают, а охрана их догоняет, стараясь осалить. Если это удалось сделать, то они становятся «пленниками» охраны.

Далее водящая команда посылает еще двоих к бурке. Если тамада под буркой ошибется, то двое пришедших забирают двух игроков из охраны и возвращаются к своим. Если тамада под буркой угадал только одного пришедшего, то охрана устремляется за ним, чтобы взять его в плен, а другой (неузнанный) забирает с собой одного из охранников. Узнанного охрана преследует до тех пор, пока он не добежит до своей команды, которая, став в круг, образует «крепость» с одними «воротами», обозначенными поднятыми руками. Сюда, спасаясь, забегает преследуемый. Когда он окажется в круге, руки опускаются, т. е. «ворота» закрываются. Если охранники по инерции забегут в круг, то они становятся «пленниками». В обеих командах «пленные» принимают участие в игре своей новой команды. Игра заканчивается, когда одна из команд «пленит» всех игроков другой команды, кроме тамады.

Правила.

  1. Идущие в гости заранее договариваются, кто из них «волк», а кто «медведь».
  2. Первым на вопросы должен отвечать «медведь», вторым - «волк», и сидящий под буркой тамада соответственно называет сначала имя «медведя», а затем «волка».
  3. Охрана должна стоять рядом с буркой и бежать за «гостями» только тогда, когда те начинают спасаться бегством.




Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (14.03.2010)
Просмотров: 1609 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: