Главная » Статьи » Мои статьи |
В исторических судьбах, в быту и культуре всех северо-кавказских народов много общего. Сказанное относится и к народным играм. Не случайно уже много лет проводятся единые соревнования по национальным видам спорта и играм народов Северного Кавказа. Для каждого из многочисленных народов этого края характерно стремление к сохранению самобытности своей национальной культуры. Например, до сих пор сохраняется и в Кабарде, и в Балкарий красивый обычай отмечать день рождения первенца сына состязаниями в национальных видах спорта и играх: в борьбе, лазании по канату, джигитовке, игре «Борьба за флаг» и др.
Между играми кабардинцев и балкарцев имеются некоторые различия. Они
связаны, в частности, с различием природных условий традиционных мест
расселения кабардинцев и балкарцев. В степной Кабарде много игр и
состязаний на лошадях (кабардинская порода лошадей известна во всем
мире). Здесь немало игр, требующих просторных ровных площадок для бега,
игр с мячом и т. д. В горной Балкарии труднее приживаются такие игры,
зато здесь особенно популярны игры, требующие умения преодолевать горные
склоны или спускаться с них на горных лыжах (шереже), игры с метанием,
переноской тяжестей, всевозможными прыжками и т. д. Игры с предметамиПовелитель лунки (Гъуэтет)В этой игре участвуют подростки, 10-20 человек. Играют все теплое время года. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 30x30 м. В центре ее выкапывается лунка, в которую кладут мяч. Описание. По считалке выбирают «повелителя» лунки («гъуэ»). Он садится в 5-7 м от играющих, которые становятся вокруг мяча (в радиусе 2-4 м) на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, «повелитель» выкрикивает имя любого из игроков. Тот должен быстро схватить мяч и осалить им кого-либо из играющих или с места, или гоняясь за ним. Осаленный выходит из игры. Если названный «повелителем» игрок промахнулся, то выходит из игры сам. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержался дольше всех неосаленным. В следующей игре он становится «повелителем» лунки. Правила.
Палочка для игры (Кхъуэп)Игра эта имеет несколько разновидностей, включая сложные многоборья. Ниже приводится сравнительно простая разновидность. Играют чаще всего подростки, 20-40 человек. Для игры нужна площадка длиной 30 м, шириной не менее 10 м. ![]() Рис. 1. Палочка для игры Описание. Выбрав двух вожаков (тамада), играющие делятся способом сговаривания на две команды по 10-20 человек в каждой. Какой команде начинать игру, решает жребий: один из играющих отходит на 7-8 м и поднимает вверх обе руки, одна ладонь раскрыта, другая сжата в кулак. Один вожак выбирает кулак, другой - ладонь. Отошедший опускает одну руку. Игру начинает команда вожака, который перед этим выбрал именно эту руку. Команда получает гладкую прочную палочку (длиной 20-30 см) или связанную кольцом прочную веревку длиной 1 м и отходит вместе с другой командой на 30 м от своих вожаков на другой конец площадки. Обе команды строятся на исходной линии в общую шеренгу через одного, а впереди, в 2 м от них, становится самый быстрый и сильный член команды, начинающий игру (рис. 1). В руках у него палочка или веревка. По сигналу своего вожака играющий с палочкой бежит к нему, стараясь донести до него палочку. Игроки другой команды стараются отнять палочку и принести ее своему вожаку. Команда, владеющая палочкой, защищает ее, не допуская соперников к игроку, бегущему с палочкой. Побеждает команда, сумевшая овладеть палочкой и донести ее до своего вожака (тамады). Правила.
Крутить кубарь(по-балкарски «Хайнук айландыр ыу», по-кабардински «Хайнук айландыр ыу чын») В разных уголках нашей страны и за рубежом встречаются игры с кубарями. В Кабардино-Балкарии такие игры бытуют и сейчас, причем кубарь (волчок) здесь называют по-разному: по-балкарски «хайнук», по-кабардински «чын». Кубарь имеет форму цилиндра, переходящего снизу в конус. Запускали кубарь как и у русских - раскрутив его сначала между ладонями, а затем подгоняя ударами кнутика. Балкарцы изготовляют кубарь из рога буйвола, быка (раньше его делали также из рога тура). Часто кубарь (хайнук) вырезают из твердых пород дерева: дикой вишни, груши, из корневищ кизиловых кустарников и боярышника. Когда кубарь (волчок) из рога сильно раскручивают, он издает своеобразный звук. Тогда балкарцы говорят: «Хайнук скюргенлей» («Волчок плачет»). Иногда от долгого употребления стенки рога отслаивались и от большого рога внутри отделялся малый конус. Тогда ребята восторженно говорили: «Мени хайнугум гитче хайнук чук танды» («Мой волчок родил маленького волчка»). Это был для ребят настоящий праздник. Играют с кубарями чаще мальчики-подростки. В Кабардино-Балкарии проводят с кубарями такие игровые состязания:
Катание на шереже(по-балкарски «Шереже учуу», по-кабардински «Ашанэ») Старинная игра катание на горных лыжах с поручнями известна в Кабардино-Балкарии и в наше время. Встречается она также в Чечено-Ингушетии и других местах Кавказа. Подросток, становясь на лыжи с поручнями, может управлять ими не только ногами, но и руками, всем телом. Лучший материал для изготовления шереже - заготовки из чинары, клена. Эти твердые, легко полирующиеся породы дерева не набухают от влаги, обеспечивают хорошее скольжение. Размеры бруска для каждой лыжи - 60x7x5 см. Спереди делается закругленный срез (рис. 2). Поручни изготовляются из гнутых палок. Концы палок закрепляются в просверленных сверху отверстиях на таком расстоянии, чтобы между ними поместилась стопа ноги. Высота поручней зависит от роста человека. Катающийся держится за поручни, чуть-чуть сгибаясь. Шереже как средство спуска с горы позволяет соревнующимся продемонстрировать высокую скорость, маневренность, ловкость и удаль. ![]() Рис. 2. Катание на шереже Описание. Лыжню для шереже прокладывают заранее. Если склон достаточно широк, прокладывают несколько параллельных лыжней и соревнуются в том, кто быстрее спустится с горы или кто проедет дальше всех. Для шережистов устраивают небольшие трамплины с последующей лыжней для скольжения на определенное расстояние. При этом учитывается дальность прыжка и дальность последующего скольжения. Шережисты Верхней Балкарии, Баксанского и Чегемского ущелий устраивают состязания на местности с препятствиями. Например, шережист должен объехать дерево или валун. Можно было бы предположить, что с появлением железных коньков («темир шереже») балкарские ребята позабудут о деревянных лыжах. Однако этого не произошло. В горах мало ровных ледяных площадок для катания на коньках. Ноги на коньках быстрее устают, чем на шереже. К тому же ничто не может заменить удовольствия, которое испытывает шережист во время стремительного, захватывающего дух спуска с высоты. Правила.
Под буркой (Щиакиуэкъуэплъ)Играют на площадке длиной 30-35 м, шириной 5-10 м. Для игры нужна бурка (национальный вид одежды), которую можно заменить курткой, пальто или другой плотной (непросвечивающей) верхней одеждой. Участвует в игре 10-15 подростков, обычно одни мальчики. ![]() Рис. 3. Под буркой Описание. Участники делятся на две команды (сговариваются парами). В каждой выбирают старшего (вожака) - тамаду. По жребию определяют, в какой команде будет бурка. Тамада этой команды садится на землю, укрывшись буркой, а остальные игроки команды, расположившись вокруг, охраняют его. Другая, водящая команда отходит от них на 25-30 м и образует круг - «крепость» водящих (рис. 3). От водящих по указанию их тамады к соперникам идут 2 игрока. Видя их, охрана окликает: «Кто идет?» Оба подошедших по очереди отвечают: «Гости». «Так, если гости, проходите. Добро пожаловать!» - говорит сидящий под буркой. Затем, продвигаясь еще ближе к сидящему и его охране, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого тамада, сидящий под буркой, пытается угадать, кто подошел, и говорит с возмущением: «Так вы не гости, вы обманщики! Медведь - это Заурбек, а волк - Магомет». Если пришедших узнали, они сразу же убегают, а охрана их догоняет, стараясь осалить. Если это удалось сделать, то они становятся «пленниками» охраны. Далее водящая команда посылает еще двоих к бурке. Если тамада под буркой ошибется, то двое пришедших забирают двух игроков из охраны и возвращаются к своим. Если тамада под буркой угадал только одного пришедшего, то охрана устремляется за ним, чтобы взять его в плен, а другой (неузнанный) забирает с собой одного из охранников. Узнанного охрана преследует до тех пор, пока он не добежит до своей команды, которая, став в круг, образует «крепость» с одними «воротами», обозначенными поднятыми руками. Сюда, спасаясь, забегает преследуемый. Когда он окажется в круге, руки опускаются, т. е. «ворота» закрываются. Если охранники по инерции забегут в круг, то они становятся «пленниками». В обеих командах «пленные» принимают участие в игре своей новой команды. Игра заканчивается, когда одна из команд «пленит» всех игроков другой команды, кроме тамады. Правила.
| |
Просмотров: 6439 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |