Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Среда, 24.04.2024, 16:25
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Известные русские игры.

Описание некоторых наиболее известных русских игр.

1 .Игры без предметов.

«Салки»

Эта игра широко распространена не только в России, но и в Германии. Другие названия этой игры - «Пятнашки», «Ловитки» , « Ловишки» , «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др.

Описание: По жребию или по считалке выбирают одного водящего - «салку». Условно устанавливаются границы и площади игры. Все разбегаются в пределах этой площали. Водящий объявляет: «Я салка!» - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности «Салок»: «Салки с домом», Салки «Ноги от земли», Салки «Давай руку», «Салки-пересекалки».

 

«Жмурки»

«Жмурки» - старинная игра, которая проводится у всех народов

России. Она имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.

Разновидности «Жмурок»: «Жмурки с голосом», «Яша и Маттта».

 

«Уголки»

Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание в ней - быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении, и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети, начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря. Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе - до 10 человек.

Описание: Играющие становятся по углам комнаты, входящий - в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки - «домики» («норы»). Все находящиеся по углам - «мышки». Одна из них - водящая «мышка» - находится в середине комнаты. Она подходит к кому-нибудь из стоящих в углу (к «норке») и говорит: «Мышка, мышка, продай свой уголок!» Та отказывается. Тогда водящая идет к другой «мышке». В это время «мышка», отказавшаяся продать «уголок», вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с нм местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой «мышке» с просьбой продать «уголок». Если водящий скажет: «Кошка идет!» - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо «уголок» («норку»).

Разновидности « Уголков»: «Ключи» ,« Чур у дерева», «Море волнуется».

 

«Мы – веселые ребята»

Это очень старая игра. Построение ее все время сохраняется, но тематическое содержание изменялось несколько раз. В конце 19 в. она называлась «Терем» - играющие перебегали «улицу», боясь попасть в «терем» - к водящему, который их салил (ловил). Затем эта игра стала называться «Трубочист». В этом варианте была введена дразнилка «трубочиста», после которой все перебегали мимо водящего («трубочиста»), а он старался «мазать» (салить) их. В дальнейшем эта игра стала называться «Черный человек» - вместо х трубочиста» в ней появился «черный человек». В советское время персонаж водящего был заменен. Им стал «дождик» (играющие перебегали, спасаясь от «дождя»). В настоящее время эта игра проводится под названием «Мы - веселые ребята» (или «Октябрята»). Во всех этих итрах участники перебегают из одного места в другое, спасаясь от водящего.

В игре «Мы - веселые ребята» участвуют дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек. Эта игра включена в программу по физическому воспитанию для школ. Самостоятельно в нее играют редко.

Для игры нужна площадка не менее 6 на 12 м.

Описание: На противоположных сторонах площадки (зала) линиями отмечаются два «дома» на расстоянии 10-20 м один от другого. Из играющих выбирается водящий. Он становится посередине площадки. Остальные участники находятся на одной стороне площадки за линией «дома». Водящий (стоит лицом к играющим) громко произносит: «Раз, два, три!», и все говорят хором:

Мы - веселые ребята,

Наше имя - октябрята,

Любим, бегать и играть.

Ну, nonpoбyй нас догнать

 

После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию другого «дома». Водящий ловит перебегающих. Пойманный (т.е. тот, до кого водящий дотронулся рукой), отойдя в сторону, не принимает участия в игре, пока не будет поймано условленное количество играющих. Когда все дети перебегут, водящий опять дает сигнал: «Раз, два, три!» - и все, произнеся речитатив, бегут в первый «дом». Пойманные опять отходят в сторону.

После 2-3 перебежек (по договоренности) подсчитывают количество пойманных и выбирают нового водящего из непоймаиных, а пойманные включаются в игру, и она начинается сначала. Победителями считаются те, кто ни разу не был пойман. Отмечаются и лучшие водящие (сумевшие поймать больше ребят).

 

«У медведя во бору»

Это старинная русская игра, описанная еще Е.А. Покровским в конце XIX в. Она бытует и в наши дни. В ней участвуют дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 3 до 40 человек.

Описание: выбирается один водящий -«медведь», который становится в  углу площадки (или помещения). Остальные играющие - дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми - «бор» («лес»).

Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами» , постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

Медведь простыл,

На печи застыл!

Последние две строки теперь часто заменяют на:

А медведь сидит

И на нас рычит!

После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разныe стороны, стараясь не попасться «медведю» , который стремиться поймать их (дотронуться рукой - осалить). Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом» ), он идет к себе в« берлогу» и продолжает водить.

 

«Золотые ворота»

В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ди не у всех народов.

Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание: Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной»

(«месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто поют при этом любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: отпускают поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т.д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и«ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

2.Игры с предметами.

«Платочек» («Жгут»)

Эта игра популярна как среди школьников, так и среди молодежи. В нее играют в разных странах (Германия, Англия, Франция и т.д.).

Количество участников - от 5до 40 человек.

Для игры требуется платочек или веревочный жгут. Можно заменить платочек маленьким тряпичным мячом, мешочком с горохом или песком (в отдельных странах используется полотенце или шапка).

Описание: Все за исключением водящего, становятся в круг, руки кладут за спину. Водящий с платочком в руках ходит за кругом и, выбрав себе игрока, кладет ему в руки платочек (жгут, мешочек), после чего бежит по кругу. Получивший платочек бежит за ним, стараясь догнать его и дотронуться до него платочком. Если догонит, то водящий берет у него платочек и продолжает водить. Если не догонит, то они меняются ролями. Так игра продолжается. В заключение отмечаются игроки, которые сумели догнать водящего.

Эта игра усложняется, если все играющие не просто стоят, а приседаю    т или, что еще труднее, усаживаются «по-турецки» (из такого положения встать труднее).

 

«Кубарь» («Точка», « Волчок», «Дзыга», «Ленивец»)

Кубарь был известен еще древним грекам. В Древней Руси игры с кубарем были одними из самых распространенных.

Интересно отметить, что уже в 10 в. кубарь имел настолько совершенную форму, что она почти не менялась до наших дней.

Простейшие кубари вытесывались топором и ножом (а позднее и на токарном станке) из деревянного цилиндра диаметром от 4 до 8,5 см и высотой от 5 до 11 см путем стесывания его нижнего конца до формы конуса. Иногда кубарям придавалась более затейливая форма: с перехватом примерно на середине его высоты или вырезался желобок (кубарь в этом случае носил название «точка»).

Обязательной принадлежностью игр с кубарем является кнутик (веревочка на короткой палке) или просто веревочка длиной 50-80 см, с помощью которых кубарь раскручивается до быстрого и устойчивого вращения.

Играют дети школьного возраста, собравшись по 2-10 человек, иногда в одиночку.

Описание: Кубарь запускается по-разному. Иногда его раскручивают между ладонями, а чаще накручивают на кубарь веревочку и с силой дергают за ее конец. Это придает кубарю вращательное движение, которое затем

можно поддерживать, подхлестывая кубарь кнутиком или веревочкой. Кубарь при этом не падает, а только слегка подпрыгивает «как живой» и начинает вращаться еще быстрее, продвигаясь постепенно в определенном направлении. Умелые иrроки соревнуются, гоняя кубарь по условленному направлению, часто извилистому, лавируя между различными преградами (камни, палки, канавки и т.д.) или преодолевая препятствие (небольшие бугорки, лужи, кучки песка, снега и т.п.).

Начинающие игроки удовлетворяются простым состязанием в том, у кого кубарь дольше прокрутится без подхлестывания кнутиком или при определенном минимуме подхлестываний. Когда этим овладевают в совершенстве, начинают устраивать поединки между кубарями, заставляя их сталкиваться, пока один не повалиться на бок Можно попытаться гонять одним кнутиком сразу несколько кубарей или заставить кубарь делать в воздухе сальто и т.д.

Количество всевозможных игр и забав с кубарем безгранично. Когда, например, научили гонять кубари группу современных городских школьников, они вскоре начали устраивать игры, напоминающие хоккей, где шайбой служил вращающийся кубарь, клюшками - кнутики, а целью было загнать кубарь в ворота соперника.

В русских селах кое-где кубари гоняют точно так, как и тысячу лет назад. Отличительной чертой русских игр с кубарем является то, что они проводятся чаще всего зимой - кубарь гоняют по гладкому льду.

 

«Котел» («Масло», «Дук», «Шар-мазло», 'Лунки», «Мазлы », «Свинка», « Кубарь», «Зевака», «Клюшки» и др.)

Эта игра была широко распространена у русских еще тысячу лет назад. При раскопках древнего Новгорода уже в слоях 10 и 11 вв. было найдено много деревянных шаров и многочисленные остатки деревянных клюшек - палок с загнутым концом. Известный археолог Б. А. Колчин пришел к выводу, что в 10 и последующих веках в Новгороде одной из самых любимых была игра «Шар-мазло» («Котел»). В книге Е.А. Покровского и ряде русских сборников игр 19 в. говорится о широком распространении «Котла» по всей стране. Вытесненная почти везде более современной игрой подобного типа - хоккеем, игра «Котел» все же сохранилась в отдельных местностях России. Имеются примеры успешного использования этой игры на организованных педагогами внеклассных занятиях со школьниками.

Играют юноши или мальчики-подростки, обычно 7-10 человек. У каждого клюшка длиной 0,8 - 1 м(последнее время используются иногда хоккейные клюшки). В середине площадки размером не менее 20 на 20 м выкапывается «котел» - неглубокая ямка диаметром от 15 до 50 см, изредка больше. Вокруг по радиусу 1,5 - 2 м делают маленькие ямки, называемые в разных местах то «лунками», то «мазлами», то «дучками» и по-другому. Размеры их таковы, что в них свободно может поместиться конец одной клюшки, а для второй уже не остается места. Число лунок равно количеству игроков без водящего. Он выбирается по жребию или путем метания клюшек (кто метнул ближе всех, тот водит).

Описание: Водящий берет деревянный шар диаметром 7 – 12см и отходит в сторону, а остальные игроки становятся у лунок, опустив в них концы своих клюшек. Отойдя от круга в любую сторону на оговоренное перед игрой расстояние (обычно 7 – 10 м), водящий кидает шар, чтобы он катился или летел навесом невысоко над землей и попал в центральную ямку – «котел». Остальные игроки отбивают летящий ли катящийся шар своими клюшками. Если же он все же попадает в «котел», то все должны поменяться друг с другом лунками. Но в это время водящий нередко успевает подбежать и занять своей клюшкой одну из лунок. Оставшийся без лунки меняется ролью с водящим.

Если шар был отбит на лету и не попал в «котел», водящий подбегает к нему и начинает гнать его клюшкой по земле, стараясь любым путем закатить в «котел» и заставить игроков меняться лунками. Однако все игроки стремятся, в свою очередь, не допустить попадание шара в «котел». Для этого они ударяют по шару своими клюшками. Бывает, что один или даже несколько игроков отбегают от своих лунок довольно далеко, угоняя шар подальше от «котла». Но при этом каждый из них должен следить, чтобы водящий оставив шар, не побежал к лункам и не занял своей клюшкой лунку, оставшуюся без охраны. Тогда бывший владелец лунки становится водящим. Однако любой из оставшихся игроков может тоже подбежать к пустой лунке и занять ее своей клюшкой, опередив водящего. Две клюшки одновременно в одну лунку ставить нельзя. Поэтому опоздавший бежит к другой освободившейся лунке, но если и тут опоздает, то идет водить. Так, с постоянной сменой водящих, игра может продолжаться столько, сколько решат сами участники игры или руководитель. Задача каждого игрока, ставшего водящим, - как можно скорее занять одну из лунок.

 

«Охотники и утки»

Это очень старая игра. Она сейчас широко распространена у нас. Раньше в нее играли с малым самодельным мячом, в настоящее время используют волейбольный и баскетбольный мячи. Уже несколько десятилетий эта игра входит в программу по физкультуре в общеобразовательных школах. Ее применяют и в подготовке к спортивным играм.

В «охотниках и утках» участвуют от 6 до 40 человек. Играют и дети (начиная с 9—10 лет) и взрослые. Для игры нужен мяч среднего размера (лучше волейбольный).

Описание: На площадке чертят большой круг диаметром от 6 до 10 м. Если играют в узком зале, то рекомендуется начертить две линии на расстоянии 6- 8 м одна от другой, образовав прямоугольник, двумя сторонами которого будут стены и двумя другими - начерченные линии.

Играющие делятся на две команды -«охотников» и«уток» (могут быть и другие названия). «Охотники» становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись пополам. У одного из них в руках мяч. «Утки» располагаются произвольно в кругу или в прямоугольнике.

«Охотники», не входя в круг, перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в «уток».

Если времени для игры мало, а ее участники хорошо владеют мячом и физически хорошо подготовлены, можно ограничить игру временем. Например, отмечается количество «уток», пойманных за 3 мин. В этом случае считается победительницей команда, которая больше осалит «уток» за установленное время.

 

«Круговая лапта»

Это старинная игра. В 19 в. ее называли «Немой лаптой». Участвуют в ней дети среднего и старшего школьного возраста. Количество участников от б до 40 человек Для игры требуется один мяч (волейбольный или маленький, размером с теннисный мяч. Старшие школьники могут использовать и баскетбольный мяч).

Описание: На площадке на воздухе или в зале чертится большой круг и.пи прямоугольник.

Играющие делятся на две равные команды. Согласно жребию, одна из них -«водящая команда» (она становится в середину круга или прямоугольника), другая -«полевая команда» (располагается за кругом, прямоугольником - с двух сторон). У одного из полевых игроков в руках мяч. По договоренности можно спрятать его или показать водящим игрокам. Полевые игроки по сигналу стремятся попасть мячом в водящих (в любую часть тела, за исключением головы), а те, увертываясь от мяча, ловят его. Если игрок будет осален мячом, то он выбывает из игры; если же водящий поймает мяч, он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших из игры. Вырученный им игрок становится опять в середину круга. В процессе игры количество водящих игроков то убывает, то увеличивается за счет вырученных игроков.

Игра продолжается установленное время или пока не будут осалены все водящие игроки. Участники меняются ролями и играют второй раз. Проигрывает команда, у которой к концу установленного времени будет меньше игроков в«поле» или в которой все игроки будут осалены.

Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (13.03.2010)
Просмотров: 4069 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: