Игры Таджиков - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Суббота, 10.12.2016, 11:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Игры Таджиков

Таджикистан

Н. Н. Турсунов

Таджикистан расположен в юго-восточной части Средней Азии. Столица - Душанбе. Коренное население - таджики. В Таджикистане живут также, узбеки, русские, татары, немцы, киргизы, украинцы и др.

Таджикистан
Таджикистан

Таджикистан - страна гор и цветущих долин, гигантских ледников и сухих степей. Почти половина его территории расположена на высоте более 3000 м.

Климат находящегося далеко от моря Таджикистана резко континентальный: лето бывает необычайно жаркое, температура в некоторых районах доходит до +46°, зимой в некоторых районах морозы не уступают сибирским. Длительность теплого периода - 9-10 месяцев на равнинах и 3-4 месяца в горных районах.

Культурно-бытовые традиции таджикского народа, которые складывались в процессе труда и борьбы за независимость, отражены в многочисленных оригинальных народных играх, а также видах спорта. Это и конноспортивные игры, и национальная борьба, и игры с борьбой, и стрельба из лука и др.

Особенно популярными были и остаются в наше время пешие эстафеты, конные скачки, конное поло и травяной хоккей, «охота на горных козлов», игры с ракеткой и маленьким мячом и др.

Подвижные народные игры с древних времен были отражением культурно-бытового уклада жизни таджиков. Об этом свидетельствуют историко-археологические памятники, произведения классиков таджикской литературы, труды советских и зарубежных ученых. Условия некоторых игр и забав воспроизводили пастьбу скота, охоту на диких животных и птиц. В играх детей использовались кости домашних животных.

Еще за тысячелетие до нашей эры, если судить по археологическим данным, существовала игра «Белая косточка». Давнее происхождение имеет и игра в альчики (кости конечностей домашнего рогатого скота). Любопытно, что такие игры бытуют у разных народов под другими названиями. У русских, например, подобная игра называется игрой в «бабки». М. Таникеев в работе «Казахские национальные виды спорта и игр» указывает, что альчики находили при раскопках на Памире, что игра в альчики похожа на игру «Белая косточка». Сейчас ее чаще называют «Белая палочка» («Сафед чубак»).

Многие игры таджиков сопровождались песнями, танцами, игрой на музыкальных инструментах, что сохранилось и до нашего времени. Древние обряды наложили на народные игры свой отпечаток. Игра с перепрыгиванием через костер постепенно видоизменилась, и сегодня играющие прыгают через булавы, кегли, скрещенные связанные палки, пучки соломы и т. п.

Большая часть коллективных подвижных игр у таджиков заканчивается переноской друг друга, т. е. проигравшие игроки должны поднять на спину выигравших и доставить их на указанное место.

Изучением таджикской культуры, и в частности народных игр, много занимались в начале века М. С. Андреев и А. А. Половцев. Они дали описание нескольких таджикских игр. В 1925 г. Е. М. Пещерова опубликовала работу «Некоторые игры среди оседлого населения Туркестана». В основном ею собраны игры детей дошкольного возраста и некоторые подвижные игры школьников. Описание десятка таджикских подвижных игр (памирских) содержится в книге М. С. Андреева «Таджики долины Хуф» (1925 г.). Подвижные и другие игры таджиков записаны и искусствоведом профессором Н. Нурджановым (1952, 1976 гг.).

На некоторые детские игры обращает также внимание кандидат филологических наук Б. Шермухамедов, изучавший детский фольклор.

Из числа специалистов по физической культуре и спорту дали описание некоторых игр Таджикистана Н. И. Торопов и Я. Ю. Абрамов.

По таджикским национальным играм выпущены книги Н. Н. Турсунова «Таджикские подвижные игры» (1961 г.), «Таджикские народные игры для детских садов» (1965 г.), «Игры и занятия для детских садов - таджикские игры» (1980 г.) на таджикском языке и «Таджикские национальные подвижные игры» (учебное пособие, 1982 г.) на русском языке.

Некоторые таджикские игры входят в школьную программу по физкультуре; широко применяются в детских садах, пионерских лагерях. Народные игры и развлечения составляют неотъемлемую часть народных празднеств и торжеств.


Игры без предметов

Кто быстрее (Гир-гиракон)

Игра проводится с детьми 8-12 лет на площадке или в большом помещении. В ней участвуют от 10 до 40 человек.

Описание. Посередине площадки чертится большой круг. Играющие становятся за кругом на расстоянии вытянутых рук, а водящий - в середине круга. По сигналу (счету «раз-два») играющие начинают забегать в круг и сейчас же убегать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из находящихся в кругу. Если ему удается это, то пойманный становится помощником водящего и тоже начинает ловить забегающих в круг. Каждый пойманный присоединяется к водящим. Игра продолжается до тех пор, пока большинство игроков не станут водящими. Непойманные игроки считаются победителями. Из них выбирается новый водящий.

Правила.

  1. Водящий не имеет права выходить из круга.
  2. Пойманным считается только тот, кого коснулся водящий, пока тот находился в кругу.
  3. Ловить за линией круга не разрешается.

Вариант. Если играющих много, можно разделить их на две команды. Одна команда располагается в кругу (водящая), другая - за кругом. Пойманные выбывают из игры. Игра заканчивается, когда все находящиеся за кругом будут пойманы. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, быстрее переловившая своих соперников.



Сбор тюльпанов (Лолачинакон)

Игра широко распространена среди таджикских девочек младшего и среднего школьного возраста. Обычно в нее играют весной на площадке или в зале. Участники разбиваются на тройки, которые становятся на расстоянии 1 м одна от другой. Игра начинается от поперечной линии. На расстоянии 25-30 м от нее проводится линия, параллельная ей, а в полуметре от последней - еще одна параллельная линия. Таким образом обозначается «коридор», «арык» («чуй», «канал»). Выбранная водящая называется именем «Мавлуда» или другим. Она становится за «арыком» (рис. 1).

Рис. 1 Сбор тюльпанов
Рис. 1 Сбор тюльпанов

Описание. По первой команде руководителя играющие в тройках кладут руки на плечи друг другу. По второй команде они начинают петь и выполнять различные движения, продвигаясь вперед в сторону «арыка»:

 Се духтаракон будем, 
Лолачинакон будем,
Давидему-давидем,
Чуй навба расидем.
Чуй нава обашне,
Мавлудая тобашне.

В переводе это примерно означает:

 Были трое девчонок, 
Собирали тюльпанчики,
Бежали-бежали,
До нового арыка добежали,
У нового арыка воды нет,


Кто допрыгнет дальше (Баландпарак)

Игра популярна среди детей старшего школьного возраста. Играют обычно на склоне холмов.

Описание. Участники выстраиваются парами (в колонну по два). По команде руководителя каждая пара по очереди прыжками двигается снизу вверх холма, плотно соединив обе ноги. Выигрывает в паре тот, кому удастся пройти прыжками большее расстояние.

Правила.

  1. Прыгающие должны стоять на определенном расстоянии друг от друга.
  2. Ноги должны быть соединены во время прыжков. Тот, кто их разожмет, проигрывает.
  3. Выигравшие в парах могут соревноваться между собой.


Эстафета прыжками на одной ноге (Яккплингбози)

Игра проводится на спортплощадке, в зале или на ровном широком поле. Играют школьники среднего и старшего возраста.

Описание. На одной стороне площадки (зала) проводится линия старта. На расстоянии 15-30 м от нее чертятся два квадрата по 1,5X1,5 м, посередине квадратов проводится линия финиша - «марра». Играющие делятся на две команды, каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта на расстоянии 1,5 м от нее. По команде руководителя направляющие в колоннах, согнув назад одну ногу и держа ее за область голеностопного сустава, прыгают до линии «марра», а затем опускают ногу и возвращаются обратно на старт бегом. Как только они переступят стартовую линию, в игру вступают следующие по очереди игроки, и так до последнего. Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.

Правила.

  1. Если игрок согнет левую ногу, то он держит ее левой рукой, а согнув правую, - правой. Разрешается прыгать на любой ноге, но до финиша нельзя менять ее.
  2. Вернувшийся игрок становится в конец своей колонны.
  3. Можно установить правило: вернувшийся игрок должен коснуться руки следующего, после чего тот начинает движение к финишу.


Борьба за участок (Палабарак)

В кишлаках дома таджиков располагаются близко друг от друга, так что крыша одного дома соприкасается с крышей другого. В «Палабарак» дети часто играют на крышах, а также играют на поле и в зале. В игре участвуют только мальчики среднего школьного возраста, 10-20 человек.

Описание. Площадка делится линией пополам. Одна сторона площадки называется «пал», другая - «чал». Играющие делятся на две команды и выстраиваются у средней линии: одна - на стороне «пал», другая - на стороне «чал», лицом друг к другу на расстоянии шага. По сигналу руководителя игроки команды «чал» начинают атаковать, т. е. стремятся прорваться на участок «пал», протискиваясь грудью без применения рук. Члены команды «пал» задерживают грудью и ногами атакующих. Если кто-то из наступающих прорвется в «пал» (т. е. на участок) и его ног никто не коснется, то его команда выигрывает и участники меняются ролями. Играют несколько раз. Выигрывает команда, которая сумеет большее число раз и в более короткий срок прорваться на участок «пал», причем одновременно могут прорваться два и три игрока.

Правила.

  1. Борьба ведется только ногами и туловищем, но не руками.
  2. Если игрок попал на участок «пал» после касания его только ногой, он должен возвратиться назад.
  3. Не допускаются грубые приемы при задержке игроков.



Кого толкнуть (Хатело)

В игре участвуют дети школьного возраста, от 6 до 40 человек. Играют на площадке, в зале, в коридоре.

Описание. На двух сторонах площадки (зала) на расстоянии 10-15 м одна От другой проводятся две параллельные линии. Играющие разделяются на две команды и выбирают капитанов. Команды становятся друг против друга у линий. В командах игроки берутся за руки. По сигналу один из команды, начинающей игру, спрашивает: «Кого толкать?» Противоположная команда отвечает: «Серую козу толкать!» Игрок первой команды: «Из моих друзей кого толкать?» Вторая команда в ответ: «Рахима» (или кого-нибудь другого). После этого первый игрок, разбегаясь, старается прорвать цепь команды, где стоит Рахим. Если это удается, то два игрока, между которыми образовалась брешь, идут в «плен» к первой команде или становятся между ее игроками и играют на их стороне. Затем в игру вступает следующий игрок первой команды и т. д. Если же разорвать цепь не удается, то нападавший сам идет в «плен». Во второй раз разорвать цепь пробует уже игрок второй команды. Играют до тех пор, пока в одной из команд никого не останется (если мало играющих) или в «плену» не окажется половина игроков.

Правила.

  1. Команды должны стоять строго в линию и не вылезать вперед.
  2. Игроки, которые проиграли, без задержки отходят в сторону (в «плен») или тут же начинают играть за другую команду.
  3. Держаться за руки надо крепко.



Игры с предметами

Сесть в круг (Давранишини)

Играют ребята среднего и старшего школьного возраста. Количество участников - от 6 до 40 человек. Для игры нужен наполненный опилками мешочек (или мячик) и платочек.

Описание. В середину начерченного большого круга кладется предмет (мешочек или мяч). Игроки сидят, скрестив ноги, по кругу и смотрят на предмет. Водящий с платочком в руках становится за кругом. По команде водящий начинает ходить по кругу и незаметно бросает платочек позади кого-нибудь из сидящих. После этого он обегает круг, стараясь занять место того, кому подбросил платок. Сидящий же вскакивает и ловит водящего, даже если он не сразу заметил платок. Игрок, не поймавший водящего, сам становится им. Водящий продолжает водить, если, его поймали.

Правила.

  1. Подсматривание и подсказывание запрещаются.
  2. Платок надо бросать за разными игроками.
  3. Игрок, которому подбросили платок, должен сначала взять его, а затем догонять водящего.



Плетка в приколе (Дуррадар мех)

Игра для ребят школьного возраста. Проводится на площадке, в спортзале, на большом ровном поле. Для игры требуются 2 веревки: одна длиной 3,5-4,5 м, другая 1 м.

Рис. 2 Плетка в приколе
Рис. 2 Плетка в приколе

Описание. Выбирают двух водящих, остальные играющие образуют большой круг. Один из водящих - «колышек» («мех») - становится в центр круга и берет за конец длинную веревку. Второй водящий берет в руку другой конец веревки (рис. 2). Второй водящий считается защитником «колышка» и держит в другой руке короткую веревочку. От стоящих по кругу он находится на расстоянии 3-4 шагов. По команде руководителя игрок-защитник бежит по кругу, охраняя «колышек», который стоит на месте. Все игроки стараются напасть на «колышек» и занять его место. Если это удается, то игроки меняются местами. Если защитник коснется кого-нибудь короткой веревочкой, пока тот не занял места «колышка», то эти игроки также меняются местами. Играют установленное время.

Правила.

  1. Пока защитник не начнет защищать «колышек», ни один игрок не имеет права нападать на него.
  2. Если защитник коснулся нападающего веревочкой или рукой, тот считается пойманным.
  3. Если играющих много, надо выбрать двух защитников, иметь две длинные веревки и две короткие.



Прыжки через костер (Аловпарак)

В «Аловпарак». играют на открытой площадке или на дороге в дни Нового года (навруз). В середине площадки разжигают костер или заменяют его булавами, если играют в помещении. Количество участников - 10-20 человек.

Описание. По команде вожака (сармира) играющие по очереди прыгают через костер или над булавами, стараясь не задеть их.

Правила

  1. Прыгают строго по одному.
  2. Игрок, задевший костер или булавы, считается проигравшим.


Бой подушками (Болишт джанг)

Эта игра очень распространена среди детей и молодежи таджикских сел. Из шерстяного материала шьют подушки, наполняют ватой и играют с ними. Можно использовать и мешочки, набитые опилками. Для игры требуется, кроме того, бревно. В спортивном зале можно воспользоваться бревном или гимнастическими скамейками.

Рис. 3 Бой подушками
Рис. 3 Бой подушками

Описание. Играющие становятся вдоль бревна, укрепленного на высоте 0,75-1 м, в 2-3 м от него. Двое играющих берут по подушке и становятся на бревне немного боком друг к другу на расстоянии вытянутых рук (рис. 3).

По команде руководителя каждый игрок старается ударом своей подушки о подушку партнера вывести его из равновесия. Кто не удержится на бревне, тот проиграл. Победитель играет с очередным игроком. Очередь устанавливается самими играющими. В конце называется победитель, которому удалось большее число раз вывести партнеров из равновесия.

Правила

  1. Без команды нельзя начинать сбивание соперника.
  2. Нельзя ударять по рукам (ударяют только по подушке).


Бой петухов (Хурус чанг)

Обычный вариант этой распространенной игры такой: двое стоят в кругу на одной ноге, руки держат за спиной и, подпрыгивая, начинают выталкивать друг друга из круга. У таджиков есть и иные варианты.

Два игрока с палками (примерно метровыми) садятся в кругу друг против друга. Палки под коленями облватываются снизу руками, которые, соединяясь, образуют как бы цепь. По сигналу игроки приближаются друг к другу, стараясь плечом вывести из равновесия один другого и свалить на спину. Победители в парах играют затем между собой.

Еще один вариант: два игрока в кругу поднимают левую ногу назад, придерживая ее левой рукой, а правой рукой, подняв ее вверх за голову, держат за левое плечо. В таком положении они стараются плечом вывести из равновесия друг друга, вытолкнуть из круга. Кто опустит ногу или руку, тот проигрывает.

Правила

  1. Выталкивание и выведение из равновесия можно начинать только по сигналу руководителя.
  2. Проигравшим считается и тот, кто выйдет из круга.



Кружись и лови (Джавловдавгир)

Играют дети среднего и старшего школьного возраста на большой площадке или на поле. Для игры требуется полуметровая веревочка или кусок материала.

Описание. Водящий с веревочкой становится в середине площадки, остальные разбегаются по полю. По команде руководителя водящий бежит за игроками и старается осалить их, т. е. дотронуться веревочкой. Игроки бегают по всему полю, не выходя за установленные границы. Игрок может обманным путем, не давая прикоснуться веревочке к своему телу, забрать ее у водящего. Игрок, которого коснется веревочка, выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока го игры не выйдет половина или больше игроков, после чего руководитель, обращаясь к водящему, кричит: «Чавлон-давгир!» («Кружись и лови!») Услышав эти слова, все игроки вместе с выбывшими начинают ловить водящего, чтобы отобрать у него веревочку. Водящий, увертываясь, бежит к руководителю. Если его не задержали и он передал веревочку руководителю, значит, он выиграл. Тот, кто поймает водящего и отберет у него веревочку, становится водящим, и игра начинается сначала.

Правила

  1. Поймать игрока - это значит слегка коснуться его веревочкой.
  2. Осаленный игрок должен сразу выйти из игры.
  3. Веревочку отбирают так, чтобы коснуться ее только рукой.
  4. Спасаясь от водящего, нельзя убегать за пределы поля. Допустивший это считается пойманным.
  5. Убегать и догонять можно только по команде.


Игра в лошадки (Аспакбози)

Играют дети младшего школьного возраста на большой площадке или на поле. Количество играющих - от 6 до 20 человек. Для игры требуются палки длиной 1,5-2 м - по количеству играющих и столько же коротких веревок.

Описание. Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на одной стороне площадки перед линией старта. На другой стороне параллельно линии старта на расстоянии 25-50 м чертится линия финиша (марра). За линией финиша-квадрат для руководителя игры. В каждой команде капитан выдает участникам по палке и веревке.

Играющие садятся на палку верхом (держат ее между ногами), в левой руке - конец палки, а в правой - веревка. По команде руководителя все восклицают: «Чу!» - и бегут-скачут верхом к финишной линии. Прибежавшие подходят к руководителю. Команда, прибежавшая полностью раньше другой, считается победительницей. Руководитель объявляет о победе команды и называет первых игроков.

Играют несколько раз. Победительницей считается команда, которая прибежит первой большее число раз.

Правила

  1. Без команды бег не начинают. Нарушивший это правило выбывает из игры.
  2. Во время бега нельзя мешать друг другу.
  3. После объявления результатов все возвращаются на линию старта.
  4. Передвигаться можно установленным способом: просто бегом, по переменными скачками на правой и на левой ноге, галопом.

Белая палочка (Сафедчубак)

«Белая палочка» - широко распространенная игра. В нее играют на большой площадке, стадионе, а лучше всего проводить ее на большой лужайке. Участвуют в ней дети старшего возраста, молодежь и взрослые. Для игры нужны две палки длиной 20-50 см и диаметром 2-3 см. Палки должны быть светлыми, но отличаться друг от друга оттенком или отметинами.

Описание. Играющие делятся на две команды и выбирают капитанов. На одной стороне площадки чертится линия старта. На расстоянии шага вдоль нее строятся шеренгами обе команды лицом к «полю». Капитаны команд получают палки, выходят вперед и становятся на линии старта. По первому сигналу капитаны команд меняются своими палками, по второму сигналу они с силой бросают их как можно дальше вперед. Как только палки упадут на землю, игроки обеих команд (лучше по сигналу) устремляются к палке соперника. Игрок, добежавший до нее первым, быстро поднимает ее и бежит к своему капитану, который без промедления передает палку руководителю игры. Побеждает команда, которая раньше передаст палку.

Если играют учащиеся старшего возраста, то проигравшие сажают соперников на спину, доставляют их к тому месту, где упала их палка, а затем возвращаются с седоками на спине к начальной линии. Так игра продолжается.

Правила.

  1. Пока палка не упадет на землю, бежать к ней запрещается.
  2. Чтобы быстрее доставить палку капитану, ее можно передавать друг другу.
Игру чаще проводят вечером, когда уже темно и сложнее отыскать палку




Сможешь - пересекай (Шуд-бур)

Играют дети младшего и среднего школьного возраста, от 8 до 20 человек. Для игры требуются баскетбольный мяч, булава или какой-либо другой небольшой предмет.

Описание. Посередине площадки чертят круг диаметром 5-8 м. В центре круга ставится предмет (мяч, круглый камень, булава, колышек). Выбираются два капитана. Играющие разбиваются на пары, и каждый выбирает себе какое-нибудь название. Затем пары подходят к капитанам и предлагают выбрать их по названиям. Так образуются две команды. Игроки первой команды становятся по кругу внутри него, капитан назначает одного водящим для охраны предмета. Вторая команда становится снаружи по очерченному кругу. По сигналу руководителя игроки второй команды стремятся пробежать между игроками первой команды и выбить или захватить предмет, стоящий в центре. Игроки первой команды стараются не пропустить соперников. Задача игроков второй команды - любым путем пройти между игроками первой. Если кому-то удастся пройти вокруг, он должен громко сказать: «Пересек!» («Буреш!») Игроки, пропуставшие соперника, приседают или садятся а не принимают участия в дальнейшей игре до окончания партии. Игрок, прорвавшись к предмету, может взять его или вытолкнуть, а защитник старается помешать этому. Как только удается схватить или вытолкнуть предмет, команды меняются местами. Если половина игроков защитников выходит из игры, команды также меняются местами. Играют несколько раз. Выигрывает команда, сумевшая овладеть предметом или получившая больше очков за выведение игроков из игры.

Вариант. Команды строятся полукругом лицом друг к другу. Одна из них - защитники, другая - нападающие. Позади защитников на расстоянии 3-4 м помещается предмет, возле которого становится один защитник.

Каждый защитник следит за определенным нападающим. По команде руководителя нападающиестараются проскочить между защитниками и взять предмет. Игрок, пропустивший соперника, садится там, где пропустил его, и не участвует в игре до конца первой партии. Игроки защиты передвигаются так, чтобы не пропустить соперника, а защитник, стоящий сзади, охраняет предмет. Если защитник коснется соперника руками, тот считается пойманным, отходит в сторону и не участвует в игре до смены. Выигрывает команда, которой удастся дольше сохранить предмет или вывести из игры больше половины соперников.

Правила

  1. При прорыве через соперников умышленно толкать друг друга запрещается.
  2. Защитники закрывают проход туловищем и руками. Во втором варианте они стараются коснуться рукой соперника. Если им это удается, то соперник выходит из игры.
  3. Игроки нападения могут обманным путем не только схватить предмет, но и наступить на него и вытолкнуть. В этих случаях предмет считается взятым.


Чиж

(Таджикская игра представляет собой подобие игры в «Чиж») («Чиллакбози» или «Зум-зумак» (Есть и другие названия этой игры: «Чиллакбози», «Зум-зумак», «Чиллакдангал», а на Памире - «Лаш»))

Игра широко распространена в республике. В ней участвуют мальчики-подростки.

Первый вариант («Зум-зумак»). Игра проводится на большом поле или стадионе. Требуется один «чиж» («чил-лак») - палка длиной 15 см, заостренная с обоих концов на 1 см, и палка длиной 75-100 см для выбивания «чижа» - «чилакдаста», или лапта. Хорошо иметь 2-3 запасных «чижа». Инвентарь готовят сами ребята.

Описание. На одной стороне площадки чертится линия начала игры - «пилладжой», на другой стороне на расстоянии 50-75 м проводится другая линия - «марраджой». Играющие делятся на две команды. По жребию одна из них подбрасывает «чиж» с намеченного места, а другая следит за ним и приносит его. Обе команды размещаются шеренгами за начальной линией. Один из игроков команды, начинающей игру, выходит к линии «пилладжой», кладет «чиж» на землю и лаптой бьет его по острому концу. Когда «чиж» поднимается в воздух, игрок сильным ударом лапты отбивает его подальше вперед, за линию «марраджой». Игроки другой команды должны доставить его обратно следующим образом: один из них поднимает «чиж» и бежит, произнося звук «зуууу...» или «зумммм...», не переводя дыхания. Примерно через 15 м бегущий передает «чиж» партнеру по команде, который также бежит метров пятнадцать, не переводя дыхания и издавая те же звуки. Далее «чиж» принимает следующий игрок, и так до тех пор, лока «чиж» не доставят за начальную линию. После этого отбивать «чиж» начинает вторая команда, а первая бежит за «чижом», когда он упадет за финишную линию. Если «чиж» не попадает сразу за финишную линию, то с того места, где он упал, другой игрок той же команды отбивает «чиж» дальше. Если игрок второй команды не сможет пробежать 15 м (по договоренности) с «чижом» не переводя дыхания, то «чиж» снова отбивает первая команда. Очередность отбивающих, а также переноски «чижа» устанавливается самими играющими в командах.

Второй вариант. Построение команд такое же, как и в первом варианте, только на начальной черте кладется толстая палка. Первая команда бьет «чиж» в сторону финиша, а вторая бежит на финишную линию и кидает «чиж» обратно к начальной линии, стремясь попасть им в палку, лежащую на черте. Если это удается, то команды меняются местами. Если не удается, то продолжает отбивать «чиж» первая команда.

Можно внести условие: одна команда стоит у начальной черты, а другая - за финишной. В этом случае игроки второй команды могут ловить отбитый в их сторону «чиж». Если поймают, то команды меняются ролями и местами.

Правила

  1. Когда игрок бьет по «чижу», другие не должны стоять близко.
  2. Если во время отбивания «чиж» отлетит назад или игрок промахнется, то бьет другой игрок из той же команды.
  3. «Чиж» можно подбросить рукой и отбить лаптой, если об этом договориться.
  4. При доставке в первом варианте «чижа» к начальной линии передавать его другому игроку, пробежав установленный отрезок, надо обязательно. Если во время бега игрок прервет произносимый звук, то «чиж» отдается той команде, которая его отбивала.


Бросок мяча в круг (Тубхасак)

Играют в основном мальчики среднего и старшего возраста на площадке, в спортивном зале, на ровном поле. Количество играющих - От 6 до 30 человек. Для игры необходим баскетбольный или волейбольный мяч.

Рис. 4 Бросок мяча в круг
Рис. 4 Бросок мяча в круг

Описание. Площадка делится поперечной линией пополам. На одной стороне площадки в середине слева чертится круг диаметром 2 м; на расстоянии 1,5-2 м от него по обе стороны в 1,5 м друг от друга чертятся два круга диаметром 1 м. На расстоянии 4 м от боковых кругов к центру площадки проводится линия броска, откуда начинается игра. На другой стороне площадки на расстоянии 15-20 м (в зале 10-15 м) обозначается линия финиша (рис. 4).

Играющие делятся на две команды, равные по силам, и рассчитываются по порядку номеров. Первые номера из обеих команд становятся на линию броска, все остальные размещаются в произвольном порядке около кругов. Первый игрок начинающей (по жребию) команды, находясь у линии броска, садится на спину первого игрока второй команд и по сигналу руководителя бросает мяч большой круг. Если он попадет в него, все игроки его команды и он сам убегают назад, за линию финиша. Игроки другой команды захватывают в этот момент мяч и пятнают им убегающих. Если мяч попадет в кого-нибудь из соперников, не успевших убежать за линию финиша, то команды меняются ролями.

Если мяч не попадет в круг, то, бросавшая команда имеет право попытаться попасть еще раз, поручив другому игроку. Если и второй раз мяч не попадет, то команды меняются ролями. Если мяч попадет в малый круг (бокс вой), то игроки бросавшей командь, имеют право перебросить его своему подающему, который бросает мяч второй раз.

Выигравшей считается команда, которая чаще попадала мячом в большой круг.

Правила

  1. Игрок бросает мяч пс сигналу.
  2. Пока мяч не попадет в круг, никто не имеет права брать его и пятнать игроков.
  3. Пятнать можно только до линии финиша, иное попадание не засчитывается.
  4. Пятная убегающих, можно передавать мяч своим партнерам, нахс дящимся ближе к соперникам.
  5. Игрок, держащий на спине бросающего мяч, щ имеет права мешать ему.


Метание в цель (Бозии флакмон)

Играют преимущественно школь» среднего и старшего возраста на больше площадке, на стадионе. Для игры требуются-2-3 мяча с прикрепленными к нв ремнями или 5-6 палок длиной 0,5 м толщиной 5 см, 2 больших камня (ил другие предметы) для обозначения цели.

Рис. 5 Метание в цель
Рис. 5 Метание в цель

Описание. Две команды выстраиваются шеренгами на одной линии. В каждой команде выбирается капитан. Перед игроками каждой команды на расстоянии 2-3 м чертится круг диаметром 1,5-2 м. Расстояние между кругами - 5-6 м. На другой стороне «поля» на расстоянии 30-40 м напротив каждой команды ставится предмет (цель) - черный или белый. В кишлаках целью служат большие камни. Для переноски мячей или палок выбираются помощники, которые должны находиться в 4 м от места метания (рис. 5).

По назначению капитанов по одному игроку из каждой команды становятся в круг и метают мяч с ремнем (или палку) в цель. Для метания лучше становиться левым боком вперед. Вначале можно метать легкие мячи, а потом более тяжелые. Становятся по очереди все участники. Результат игры определяется по количеству попаданий в цель.

Правила

  1. Метать можно только из круга, не выходя за его пределы.
  2. Сразу после метания помощники должны доставлять мячи на место.
  3. Без команды метать нельзя.


Бросание камня в цель (Коландози)

(Эта игра имеет еще название «Нишон-зани» и др.)

Она широко распространена в кишлаках. В ней участвуют школьники среднего и старшего возраста, от 2 до 12 человек. Она построена аналогично предыдущей игре «Бозин флакмон», только для метания используются плоские камни, каждый длиной 8-10 см, шириной 4-5 см и толщиной.0,5-1 см. Их называют «кол» или «шилле». Целью являются большие камни, и ставятся они на расстоянии 10-15 м от линии метания (или кругов метания). Метают камешки по очереди: сначала одна команда, затем другая. Задача не только попасть в большой камень, но и постараться свалить его.

Правила

  1. Во время метания никто не имеет права выходить вперед.
  2. Когда все игроки одной команды закончат метание, тогда можно подсчитать количество очков (по количеству сваленных камней). Камни опять расставляют, и в них начинает метать другая команда.
  3. Выигрывает команда, которая больше заработает очков.



Охота на куропаток (Кабк шикор)

Играют в «Охоту на куропаток» дети младшего и среднего школьного возраста, от 10 до 40 человек. Для игры требуются 2 волейбольных мяча, можно использовать и теннисные мячи.

Описание. Играющие делятся на две команды: одна - «охотники», другая - «куропатки». По обеим сторонам площадки на расстоянии 20-40 м одна от другой проводятся линии, за которыми становятся «охотники», разделившись пополам. В середине площадки чертится «коридор» шириной 4-8 м, где передвигаются «куропатки». У «охотников» в руках 2 мяча. По первой команде руководителя «куропатки» начинают ходить по всей площадке и как бы искать «зернышки». Когда куропатки приблизятся к «охотникам», руководитель подает вторую команду, после чего «куропатки» быстро бегут на свои места в «коридор», а «охотники» гонятся за ними, стараясь осалить мячом. «Куропаток» можно ловить до «коридора». Осаленные «куропатки» выбывают из игры до ее окончания. Затем игра повторяется. Играют до тех пор, пока «охотники» не поймают половину «куропаток». Тогда команды меняются местами и игра начинается сначала. Выигрывает команда, которая сможет быстрее переловить «куропаток».

Правила

  1. Игру можно начинать лишь по команде.
  2. «Куропатки» двигаются только в пределах «поля».
  3. «Охотники» могут салить мячом любую часть тела, кроме головы.


Игра в шалаше (Каппа-каппабози)

В игре участвуют школьники старших классов, от 8 до 30 человек. Для игры требуется трехметровая веревка.

Описание. На площадке чертится небольшой круг - «шалаш» («каппа»). Участники делятся на две команды.

Игроки одной из них (по жребию) становятся тесным кольцом по кругу, положив руки друг другу на плечи и наклонив голову, чтобы во время прыжка по ней не ударили. Вторая команда также становится по кругу на расстоянии 5 м от «шалаша». Капитан первой команды стоит снаружи, держа один конец веревки и передав другой одному из своих игроков. По сигналу руководителя капитан, держа в руках веревку, бегает вокруг «шалаша», охраняя своих игроков. Игроки второй команды начинают наступать на соперников, стремясь прыгнуть им на спины. Капитан первой команды препятствует этому, не выпуская из рук конца веревки. Когда кому-нибудь из наступающих удается прыгнуть на спину соперника, участники меняются местами и игра начинается сначала. Выигрывает команда, которая большее количество раз становилась «каппа».

Правила

  1. Игрок, вспрыгнувший на спину и не удержавшийся, считается проигравшим.
  2. Если игрок, сидящий на спине, коснется ногами земли, он проигрывает.
  3. Игрокам, изображающим «каппа», нельзя приседать, можно только наклоняться вперед.
  4. Игроки в команде «каппа» должны крепко держаться руками, положив их друг другу на плечи. В противном случае они считаются проигравшими.

Взятие крепости (Калагирак)

Игра проводится на широкой площадке в поле. В ней участвуют школьники среднего и старшего возраста, 20-30 человек. Для игры необходим большой камень, изображающий крепость. В настоящее время эту игру проводят и на уроках физкультуры. Тогда вместо «крепости» ставят гимнастический козел или гимнастического коня без ручек.

Описание. Играющие делятся на две команды и выбирают капитанов (вожаков). Вокруг «крепости» чертится круг диаметром 1,5-2 м. Одна команда (по жребию) располагается вокруг «крепости», чтобы защищать ее. Другая находится на расстоянии 2-3 м от первой. По команде руководителя одна команда наступает на «крепость», другая защищает ее, не давая возможности наступающим пройти. Каждый из наступающих старается обманным путем овладеть «крепостью» - забраться на нее. Игра заканчивается, когда «крепость» будет «взята». Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее другой овладеет «крепостью».

Правила

  1. До сигнала руководителя нельзя начинать «бой».
  2. Бить друг друга ногами запрещается (движения ногами могут быть только в сочетании с обманными движениями, можно лишь отталкивать друг друга туловищем и руками.


Мяч перед ногами (Тубпеши пой)

(Эту игру называют еще «Токи пеши пой»)

Эта игра широ

Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 7344 | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: