Игры Латвии - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Суббота, 10.12.2016, 11:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Игры Латвии

Латвия

А. А. Бриедис

Столица - Рига.

Латвия
Латвия

Коренное население республики - латыши. Живут в ней также русские, белорусы, украинцы, поляки, литовцы, эстонцы и др.

Латвийская народная культура (литература, песни, танцы, игры, пословицы, загадки и другие разновидности народного творчества) возникла в древности. Содержание ее изменялось в зависимости от социально-экономических условий.

Как часть народной культуры изменялись и народные игры. Согласно данным научных экспедиций Академии наук Латвийской ССР, а также опубликованным материалам второй половины XIX в., имеются точные сведения о характере, содержании и частично о классификации латышских народных игр.

Большинство латышских игр - это хороводные игры с пением и речитативом, включающие имитационные и хореографические элементы. Некоторые хороводные игры преобразованы в танцы, пляски. Часть из них осталась без изменений и используется детьми, молодежью и взрослыми в часы досуга на вечерах, массовых праздниках.

Наиболее типичное построение в латышских играх - круг или два круга (один в другом). Если имеются водящие, то обычно они находятся в середине круга.

Следующая большая группа латышских игр - малоподвижные игры, требующие от участников сообразительности, находчивости, ловкости и других качеств («Краски», «Вызов номеров» и др.).

В Латвии много игр с бегом, прыжками и метанием («Прятки», «Горелки», «Салки» и др.). Имеются игры с элементами сопротивления и борьбы (перетягивание руками, пальцами, палками, полотенцами).

Видное место среди народных латышских игр в прошлом занимали игры с метанием палок, проводившиеся в виде индивидуальных и коллективных состязаний среди юношей и молодежи на силу, ловкость и меткость (вбивание палкой в землю воткнутой сучковатой верхушки елки - «Карбулю сишана», выбивание из земли воткнутого колышка метанием палки с определенного расстояния - «Пулька сатана», «Гонка деревянного диска палкой» - «Рипас дзишана» и др.).

За нарушение правил, несвоевременное или неправильное выполнение задания брались фанты, которые потом выкупались.

Выбор водящего, а также право на начало игры одной или другой команды определялись в основном жребием или считалками, которых в Латвии очень много.

Латышские игры тесно связаны с фольклором, традициями, природой (деревья, цветы, море; птицы, звери, домашние животные); ремеслами (сапожным, кузнечным, рыболовным, ткаческим и др.). В них отражались взаимоотношения между различными сословиями («Барин и слуга», «Хозяин и пастух» и др.).

Научные работники, педагоги пытались систематизировать латышские игры. В опубликованных материалах приводятся различные признаки классификации игр: игры с пением и без пения; по физической нагрузке - малоподвижные и подвижные; по физическим качествам - на ловкость, силу, выносливость и т. п.; по возрасту - для младшего, среднего, старшего возраста и др.

В настоящее время исследованием и собиранием латышских народных игр занимаются X. Суна и А. Бриедис.


Игры без предметов

Стая уток (Пилю барс)

Игра проводится детьми младшего и среднего школьного возраста. В ней участвует от 3 до 30 человек.

Описание. Игроки становятся в разомкнутую шеренгу, слегка согнув ноги в коленях и положив на них руки или соединив их под коленями (по договоренности). По сигналу, не меняя положения рук и ног, они начинают продвигаться как можно быстрее вперед до обозначенной черты (10-20 м). Побеждает тот, кто первый перейдет черту.

Правила.

  1. Тот, кто раньше сигнала начнет продвигаться, считается проигравшим.
  2. Установленное положение рук и ног во время движения менять нельзя. Нарушивший это правило считается проигравшим.

Три, тринадцать, тридцать (Трис, триспадсмит, трисдесмит)

Игра проводится детьми младшего и среднего школьного возраста. Количество играющих не ограничено (но не менее 5 человек).

Описание. Игроки образуют круг, став на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середину его становится водящий (назначенный или выбранный по жребию). Если он говорит: «Три!» - все игроки должны поднять руки в стороны, при слове «тринадцать!» - поднять их вверх, при слове «тридцать!» - положить на пояс (можно придумать другие, движения).

Водящий называет быстро любое из трех перечисленных выше чисел. Игроки должны быстро выполнять соответствующие движения. Допустивший ошибку отходит на шаг назад и там продолжает играть или меняется ролью с водящим. Выигравшими считаются оставшиеся на своем первоначальном месте или ни разу не менявшиеся ролью с водящим.

Правила.

  1. Если игрок сделал хотя бы попытку к неправильному движению, он считается проигравшим.
  2. Водящий имеет право растягивать слова, например: «Три-и-и...» Играющим надо внимательно следить за окончанием слов.

Я - это не я, а мой сосед справа (Тас неесму ее, бет манс кайминыи па лаби)

В игре участвуют подростки и молодежь, от 7 до 40 человек.

Описание. Игроки образуют замкнутый круг и садятся на пол (на землю, на траву, на стулья). Одно место оставляют свободным. Игрок, сидящий слева от свободного места, называет имя любого игрока, приглашая его к себе в соседи. Приглашенный остается на своем месте, а на свободное место идет сидящий справа от вызванного, и так до конца игры. Кто ошибется, дает фант и сразу же должен выполнить предложенное ему задание: попрыгать на одной ноге, сплясать, отгадать загадку, сказать скороговорку и т. п. Выигрывают игроки, которые ни разу не ошиблись.

Правила.

  1. Даже попытка встать считается ошибкой.
  2. Назвавший имя считает вслед за этим, например, до трех. Не успевший встать на этот счет получает штрафное очко и дает фант.

Сосед, подними руку (Кайминь, цель року)

В игре участвуют подростки и молодежь, от 7 до 40 человек.

Описание. Игроки образуют круг (можно стоять или сидеть). Выбирается (по жребию) водящий. Он становится внутри круга. Водящий ходит по кругу внутри его и, останавливаясь напротив любого игрока, говорит: «Руки!» Этот игрок продолжает стоять (или сидеть), а оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую. Игрок, который поднял не ту руку или вообще не поднял, меняется с водящим ролью.

Играют установленное время. Вы­игрывают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила.

  1. Игрок считается проигравшим, если поднял не ту руку или попытался поднять ее.
  2. Водящий должен точно остановиться напротив игрока, которому отдает команду «Руки!», иначе команда его не исполняется.


Не спеши (Нестейдзиес)

Игра проводится подростками и молодежью. Количество участников - от 5 до 40 человек.

Описание. Игроки образуют полукруг. Выбранный водящий, стоя напротив, начинает выполнять различные движения (упражнения). Все должны повторить за ним упражнения с опозданием на одно движение, т. е. при выполнении водящим первого движения все стоят спокойно, когда он показывает второе движение, все, выполняют показанное им первое движение и т. д. Допустивший ошибку отходит на один шаг назад и продолжает участвовать в игре. Побеждают игроки, ни разу не допустившие ошибки.

Правила.

  1. Движения у водящего должны быть простыми, чтобы любой из играющих мог их выполнить.
  2. Показанное движение должно выполняться без задержки (нельзя дожидаться, пока его выполнят другие игроки).


Лиса в саду (Лапса дарза)

В игре участвуют дети младшего школьного возраста. Количество их не ограничено.

Описание. Выбирают двух водящих - «лису» и «садовника». Остальные игроки образуют круг, взявшись за руки. «Лиса» становится в середину круга, «садовник» - вне его. «Лиса» подходит к любому игроку и делает движения рукой, как бы срывая что-то и кладя в рот. «Садовник», видя это, спрашивает:

 - Что ты там в моем саду делаешь? 
- Яблоки кушаю.
- Кто тебе разрешил?


Хромая лиса (Клиба лапса)

Эта игра распространена среди детей младшего и среднего школьного возраста. В ней участвует от 5 до 20 человек.

Описание. Чертится круг диаметром 6-10 м (в зависимости от количества играющих), а внутри него - круг диаметром 2-5 м. Малый круг - это «лисья нора». Выбирают (или назначают) «лису» - наиболее ловкого игрока. Остальные участники - «зайцы». Они размещаются между большим и малым кругами.

По сигналу «лиса» выскакивает на одной ноге из своей «норы» и начинает ловить «зайцев», бегающих в большом кругу. Пойманный (т. е. осаленный) идет в «лисью нору». «Лиса» может отдыхать в своей «норе», становясь на обе ноги. «Зайцы», которые, убегая от «лисы», перешагнут за границу большого круга, также считаются пойманными и идут в ее «нору». Если «лиса» долго находится в своей «норе», то «зайцы» подзадоривают ее, побуждая выскочить оттуда. Если «лиса» начинает бегать вне своей «норы», то она должна будет освободить трех первых «пленных».

Игра продолжается до тех пор, пока все «зайцы» не будут пойманы. Последний из них становится «хромой лисой», и игра начинается сначала.

Правила.

  1. Если в игре много участников, то «лиса» может первого пойманного «зайца» сделать своим помощником.
  2. Помощник «лисы» должен ловить «зайцев» также прыгая на одной ноге.


«Птица без гнезда» («Путнс без лигздас»)

В этой игре участвуют дети младшего и среднего школьного возраста, от 7 до 41 человека (обязательно нечетное количество).

Описание. Игроки образуют круг, становясь по двое один за другим лицом к центру. Одного игрока выбирают водящим. Он становится в середину круга.

Каждый впереди стоящий игрок (внутренний круг) изображает «гнездо»; игроки, стоящие в парах сзади (внешний круг), - «птицы». На счет «раз» игроки, изображающие «гнезда», кладут руки на бедра; на счет «два» игроки, являющиеся «птицами», кладут руки на плечи игроков, изображающих «гнезда». Водящий не имеет «гнезда». На счет «три» «птицы» вылетают из «гнезд» и начинают свободно бегать на носках, делая движения руками, как птица крыльями. Игроки-«гнезда» остаются на местах. Как только руководитель скажет: «Все птицы домой!» - каждая из них спешит занять находящееся ближе к ней «гнездо», т. е. положить руки на плечи стоящему впереди него игроку. Водящий также стремится занять свободное «гнездо». Если ему это удастся, то «птица», оставшаяся без «гнезда», становится водящей и располагается в середине круга. Изображающие птиц меняются с изображающими гнезда. Так игра продолжается. В заключение определяют лучших игроков - тех, кто ни разу не был водящим.

Правила.

  1. Вылетать из «гнезда» «птицы» могут только по сигналу руководителя после счета «три».
  2. Занимать «гнезда» разрешается только после слов руководителя «все птицы домой».
  3. «Летать» можно по всей площадке или залу, но не около своего «гнезда».




Заколдованный круг (Айбуртайс ринькис)

В эту игру чаще всего играют школьники младших и средних классов. Участвует от 7 до 30 человек.

Рис. 1 Заколдованный круг
Рис. 1 Заколдованный круг

Описание. Играющие образуют разомкнутый круг (на расстоянии 2-3 м друг от друга). Перед ногами игроков чертится круг (внутренний), на расстоянии 3 шагов от этого круга (сзади играющих) - наружный круг. Внутри малого (внутреннего) круга рисуют 4 сектора. Одной стороной каждого сектора является часть круга (рис. 1).

Выбирается (или назначается руководителем) водящий. Он становится в центр. По сигналу игроки начинают бегать по кругу и перекресткам («коридорам»), образованным нарисованными секторами внутри малого круга. Водящий старается догнать убегающих и осалить их. Игрок, которого он осалит, меняется с ним ролью.

Правила.

  1. Можно бегать только по «коридорам», не заступая линий секторов и наружного круга.
  2. Нельзя умышленно выталкивать за линии участников игры. Кто это сделает, исключается из игры или становится водящим.


Тянуть редьку (Руткус вилкт)

Играют подростки и юноши, от 5 до 30 человек.

Описание. Играющие садятся в колонну по одному (ноги врозь) и берут друг друга за талию; один из участников (выбранный) сидит впереди колонны напротив первого игрока лицом к нему и упираясь в его ноги своими ногами. Затем, взявшись с ним за руки, он тянет его, стремясь оторвать от колонны. Если ему это удастся, то на его место идет первый игрок колонны, а он садится в колонне последним. Если же он не смог оторвать первого от колонны, то выходит из игры, а первый из колонны становится на его место. Так постепенно количество игроков в колонне уменьшается. Выигрывают те, кто остался в ко­лонне.

Правила.

  1. Тянуть каждый раз можно только по сигналу. Если сделал это раньше, перетягивание не засчитывается.
  2. Игроки в колонне, держась за пояс друг друга, не должны отпускать рук. Они должны стараться помочь первому игроку удержаться в колонне.


Разорвать круг (Парраут локу)

Играют школьники среднего и старшего возраста, от 6 до 40 человек.

Описание. Игроки образуют круг, держась за руки. По сигналу они, дергая друг друга то назад, то вперед, стараются разорвать круг. Те два игрока, между которыми получился разрыв, выходят из игры. Затем опять по сигналу начинают тянуть друг друга, не разрывая рук, и снова выходят из игры два игрока, разорвавшие соединенные руки, и т. д. Выигрывают оставшиеся последними.

Правило. Тянуть друг друга можно только держась за руки. В противном случае оба расцепившие руки выходят из игры.



Вызов номеров в парах (Нумуру изсаукшана парос)

Игра рассчитана в основном на подростков. Количество участников - 20-40 человек.

Описание. Играющие делятся на две команды, и каждая из них выстраивается в колонну по два. Пары в командах рассчитываются по порядку номеров.

Руководитель вызывает любой номер, например третий. Тогда из каждой команды третьи бегут вперед мимо своей колонны, затем огибают первую пару (давая друг другу дорогу справа): начав бежать вперед с внешней стороны своей колонны, обегают ее и становятся на свои места. Пара, которая первой станет на свое место, приносит колонне выигрышное очко. Руководитель вызывает другой номер и т. д.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правило При беге нельзя задевать своих игроков и мешать игрокам другой команды.


Географическая игра (Географиска роталя)

Игра проводится подростками и молодежью. Количество участников - от 8 до 40 человек.

Рис. 2 Геогграфическая игра
Рис. 2 Геогграфическая игра

Описание. На обеих сторонах площадки чертятся две линии «домов» (расстояние между ними - 20 шагов), а посередине площадки - средняя линия. Игроки делятся на две команды, и каждая становится в шеренгу у средней линии одна напротив другой, лицом друг к другу (рис. 2).

По жребию одна команда задает загадку, другая должна отгадывать ее. Игроки первой из них выбирают для загадки какое-нибудь географическое название, например название города (Рига, Цесис, Вальмиера и др.). По сигналу руководителя (вожака) эта команда называет первую букву задуманного города. Игроки второй команды по очереди отгадывают это название. Как только кто-либо из них правильно назовет город, игроки первой команды поворачиваются кругом и бегут в свой «дом» за линию. Игроки второй команды сразу же начинают их догонять, стараясь осалить. Осаленные попадают в «плен» и становятся за линией «дома» игроков второй команды. Остальные возвращаются к средней линии на свои места. Теперь задает загадку вторая команда, а первая отгадывает и т. д.

Игру повторяют определенное количество раз, одинаковое для каждой команды. Выигрывает та из них, у которой окажется больше пойманных.

Правила

  1. Ловить можно только до линии «дома».
  2. «Пленные» не участвуют в игре до ее конца. Можно не брать осаленных в «плен», а подсчитывать количество очков (за каждого осаленного - 1 очко). Выигрывает команда, набравшая больше очков.
  3. Если отгадывающая команда не сможет назвать задуманный город, вожак загадавшей команды громко объявляет город и вся его команда убегает.



Догони меня (Панац мани)

В игре участвуют подростки, 12-20 человек.

Описание. На площадке рисуют две линии старта. Расстояние между ними - 2-3 м. На расстоянии 15-20 м от линии старта чертят линию финиша. Длина линий зависит от количества игроков. Они делятся на две команды. Первая становится в шеренгу за первой линией, а вторая - за второй.

По команде руководителя «Внимание!» все игроки сгибают назад левую (правую) ногу и захватывают ее у голеностопного сустава левой (правой) рукой. По команде «Марш!» прыгают на одной ноге за линию финиша. Игроки второй команды стараются догнать их и осалить до линии финиша. За каждого пойманного (осаленного) игрока команда получает 1 очко: Подсчитывают очки. После этого команды меняются местами и ролями и игра повторяется. Побеждает та, которая наберет большее количество очков.

Правила.

  1. Осаливание не засчитывается игроку, если он отпустит свою ногу.
  2. Если игрока осалили на линии финиша, он считается пойманным.
  3. Убегать раньше команды «Марш!» не разрешается. Нарушивший это правило считается пойманным.


Борьба в квадратах (Циня квадратос)

Играют подростки (мальчики), 10-20 человек.

Рис. 3 Борьба в квадратах
Рис. 3 Борьба в квадратах

Описание. Рисуют 3 квадрата в один ряд на расстоянии 1 м друг от друга. Величина первого квадрата 3х3 м, второго - 2х2 м, третьего - 1х1 м (рис. 3), Участники становятся в одну шеренгу и рассчитываются на группы по 5 человек. Первая пятерка игроков становится в большой квадрат. По сигналу руководителя она начинает борьбу. Прыгая на одной ноге и соединив за спиной руки, толкая друг друга, старается вытолкнуть соперника из квадрата. Вытолкнутые из первого квадрата переходят во второй, где продолжают борьбу. Затем вытолкнутые из второго квадрата переходят в третий. Таким образом, в каждом квадрате остается один победитель. Тот, кто оказался в первом квадрате, получает 4 очка, оставшийся во втором - 2 очка, в третьем - 1 очко. Закончив борьбу, первая пятерка возвращается в шеренгу на свое место. После этого борьбу начинает вторая пятерка и т. д. Получившие 1 очко занимают 1-е место, 2 очка - 2-е место и 4 очка - 3-е место.

Правила

  1. Вытолкнутым считается тот, кто заступил за черту квадрата.
  2. Толкать можно только плечом и всем туловищем, не разъединяя руки за спиной. Нарушивший это правило считается проигравшим.


Курьер (Курьере)

В основном играют подростки и юноши, от 8 до 40 человек.

Описание. Участники делятся на две равные по силе и весу команды. Игроки каждой из них выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 3-4 м один от другого. Каждая команда выбирает своего «всадника» - «курьера» (наиболее легкого и ловкого игрока), который становится последним в колонне. Расстояние между игроками в колоннах - 8-15 м. По сигналу руководителя «курьер» вскакивает на «коня» - на спину последнего игрока своей колонны, и тот бежит к следующему впереди себя игроку. Здесь «конь» останавливается, а «всадник» перепрыгивает на спину следующего в конце колонны игрока (следующего «коня»). При перескакивании «курьера» игрок, изображающий коня, должен наклонять голову вперед, чтобы «всаднику» было легче перепрыгнуть на спину стоящего впереди нового «коня». Таким образом «верховая езда» продолжается до первого игрока колонны, который должен добежать до финишной линии со «всадником» на спине.

Побеждает команда, чей «всадник» первым достигнет финишной линии.

Правила

  1. Бегущий игрок-«конь» может поддерживать руками «всадника», сидящего на его спине.
  2. Перескакивать с «коня» на «коня» можно непосредственно перепрыгивая со спины на спину впереди стоящего или сначала спрыгивая на землю с первого «коня» и затем вспрыгивая на спину второго «коня». Это зависит от договоренности участников и от расстояния между «конями».



Игры с предметами

Ремень под шапкой (Сиксна зем цепурес)

Играют дети младшего и среднего школьного возраста, от 6 до 40 человек. Для игры необходимы шапки (по количеству участников) и один ремень или платок.

Описание. Все игроки, кроме водящего, образуют сомкнутый круг и кладут свои шапки позади себя. Водящий с ремнем в руках ходит за кругом. Незаметно для играющих он кладет ремень (платок) под чью-либо шапку и, пройдя дальше, объявляет: «Ремень (платок) под шапкой!» Все игроки быстро поворачиваются кругом и поднимают свои шапки. Тот, у кого под шапкой окажется ремень (платок), берет его и старается осалить им любого игрока. Но, увидев ремень, участники бегут в определенное (обозначенное линиями, заранее оговоренное) место, находящееся на расстоянии 20-30 м. Добежавших до условленного места осаливать ремнем (платком) нельзя. Далее все идут на свои места, и игра начинается сначала. Теперь ремень (платок) кладет под шапку игрок, которому он был подложен, а бывший водящий становится в общий круг. Игра продолжается. Лучшими игроками считаются те, кто ни разу не был осален ремнем (платком).

Игра становится еще интереснее, если игрок прежде, чем положить ремень (платок) под шапку, поменяет местами шапки. После его возгласа: «Ремень (платок) под шапкой!» - каждый игрок должен найти свою шапку. Чтобы игроки не подсматривали, куда прячут ремень (платок), они должны руками закрыть глаза.

Правило. Подглядывать за водящим, когда он кладет ремень (платок) под шапку, нельзя. Нарушивший это правило выходит из игры.



Искать палку (Балтене меклет)

В этой игре участвуют дети дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, от 3 до 40 человек. Она проводится на лужайке, заросшей травой (желательно и кустарниками). Для игры нужна обтесанная палка («балтене») размером от 50 см до 1 м.

Описание. Разыгрывают жребий, кто первым будет бросать палку (водящий). Остальные играющие образуют большой круг и ложатся на траву лицом вниз, прикрыв глаза руками (в начальном варианте игры накрывали голову одеялом или большим платком). Метатель (водящий) находится в середине круга. Он бросает палку в любом направлении как можно дальше и говорит: «Готово!» Все игроки вскакивают и бегут искать палку. Нашедший палку кричит: «Нашел!» - и поднимает ее вверх. После этого поиски прекращаются. Тот, кто нашел палку, становится метателем. Игра повторяется. В заключение отмечаются лучшие игроки, сумевшие найти палку.

Правила

  1. Нельзя подглядывать, когда метатель бросает палку. Нарушивший правило выходит из игры.
  2. Если одновременно нашли палку 2-3 игрока, они разыгрывают между собой, кто будет метателем.




Вращение шайбы (Рипас гриешана)

Играют дети младшего и среднего школьного возраста, от 5 до 30 человек. Для игры нужна шайба (отпиленный от дерева круг толщиной 4-5 см, диаметром 18-20 см).

Описание. Игроки образуют круг (стоя или сидя). Каждый участник выбирает себе название какого-нибудь зверя или растения (например, лев, тигр, волк, заяц или роза, тюльпан, фиалка, гвоздика). Затем один игрок (водящий) становится в середину круга, берет находящуюся там шайбу; заставив ее вращаться, быстро называет, например, какого-нибудь зверя. Вызванный спешит поймать шайбу, пока она вращается, после чего сам вращает ее, а вращавший становится в круг. Теперь новый водящий проделывает то же самое, называя другого зверя или растение и т. д. Если же вызванный игрок не успел схватить вращающуюся шайбу и она упала, то он должен дать фант (какой-нибудь мелкий предмет: платок, булавку, карандаш, который есть у него, и др.) или считается проигравшим очко.

Игра продолжается неопределенное время, после чего отмечают лучших игроков, которые быстро реагировали на вызов и ловили шайбу. При игре с фантами разыгрывают их в заключение.

Правила

  1. Вращать шайбу надо так, чтобы она крутилась.
  2. Если игрок не поймал шайбу, вращать ее продолжает предыдущий.

Вариант. Все садятся вдоль стены и рассчитываются по порядку номеров. Один игрок идет в середину и, вращая шайбу, вызывает какой-либо номер. Вызванный должен схватить шайбу, пока она не упала.



Белочка (Ваверите)

В игре участвуют дети младшего или среднего школьного возраста, обычно 10-12 человек. Играющим требуется маленький или волейбольный мяч.

Описание. Чертится площадка размером примерно 10X4 м. Участники располагаются за лицевыми линиями (на двух противоположных коротких сторонах площадки). Выбирается из наиболее ловких игроков один водящий - «белочка». Он становится в середине площадки между линиями. По сигналу руководителя (вожака) игроки бросают мяч с одной стороны площадки на другую так, чтобы хотя бы один раз он отскочил от земли и после отскока попал в «белочку», которая бегает, прыгает по площадке.

Кому удастся попасть в «белочку», меняется с нею ролью.

Правила

  1. Попадание в «белочку» засчитывается только в том случае, если мяч отскочил от земли не более 1 раза.
  2. При броске мяча нельзя заходить за линию, иначе попадание не засчитывается.
  3. «Белочка», спасаясь, не имеет права заходить за линии играющих. При нарушении этого правила ее заменяют.


Выбить мяч из круга (Бумбас изсишана но апля)

Игра проводится главным образом на площадке на воздухе. В нее играют подростки и юноши. Количество участников - 7-15 человек. Для игры необходим мяч (волейбольный, баскетбольный или простой резиновый).

Описание. Игроки образуют круг, стоя лицом к центру, в положении ноги врозь (так, чтобы стопы соприкасались со стопами соседей), руки на коленях. Водящий (по жребию) находится в центре круга. По сигналу игроки начинают перекатывать мяч руками по земле (полу) так, чтобы водящий не смог выбить его из круга между ногами игроков. Им не разрешается отбивать мяч или задерживать его ногами. При необходимости можно снимать руки с коленей, чтобы отбить мяч другому игроку. Игрок, пропустивший мяч между своими ногами, становится водящим. Если мяч вылетел из круга между игроками, то на место водящего идет игрок, который пропустил мяч мимо себя с правой стороны.

Выигрывают те игроки, которые ни разу не были в роли водящего, т. е. ни разу не пропустили мяч.

Правила

  1. Водящий может отбивать мяч руками, ногами и туловищем. Все игроки, стоящие по кругу, отбивают мяч только руками и туловищем.
  2. Мяч считается выскочившим из круга, если он вылетел не выше пояса стоящих по кругу.
  3. Передачи мяча проходят только по земле или полу.


Будь осторожным (Узманиес)

Эта игра проводится в спортзале на уроках физкультуры с подростками и юношами. В ней могут участвовать 10-30 человек. Для игры необходимы гимнастический конь или козел, волейбольный мяч, прикрепленный к веревке длиной 3 м, 2 гимнастические булавы. Описание. Играющие делятся на две равные по численности команды, и каждая становится в шеренгу (или в колонну по одному, если много участников). Перед шеренгами (или колоннами) проводится линия старта. На расстоянии 5-6 м от нее устанавливается гимнастический конь (или козел). На расстоянии 0,5 м от ножки коня (снаружи) рисуют 2 кружка и ставят в них по 1 булаве (рис. 4).

Рис. 4 Будь осторожным
Рис. 4 Будь осторожным

Колонны игроков должны находиться напротив этих кружков с булавами.

На коня становится руководитель или его помощник. Он вращает (равномерно, чтобы играющие могли рассчитать время взятия булавы) прикрепленный к веревке мяч так, чтобы он вращался над булавами.

По сигналу руководителя первые игроки из команд бегут каждый к своему кругу и стараются схватить булаву, выбрав удобный момент, чтобы вращающийся мяч не коснулся игрока. Взяв булаву, игрок бежит к своей команде и передает ее следующему впереди стоящему, а сам становится в конец своей шеренги (колонны). Следующие бегут к кружкам и ставят в них булавы так, чтобы вращающийся на веревке мяч не коснулся их, затем возвращаются бегом и ударяют последующих игроков по руке. Получив хлопок по руке, игроки бегут к булавам, берут их и несут обратно в свою колонну и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока начинавший игру не окажется опять впереди шеренги (колонны). Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Правила

  1. Если игрок долго не осмеливается взять булаву, руководитель считает до трех. Если в течение этого счета игрок не выполнит задание, то получает штрафное очко.
  2. Игрок, ставящий булаву, обязан поднять ее, если она упадет, и только после этого может вернуться в свою команду.

Вариант. У игроков в руке булава, которую они должны обменять с булавой, находящейся в кружке, а ту передать следующему игроку.



Более ловкие и быстрые (Вейклакие ун атракие)

Игру лучше всего проводить в спортзале, но можно и на воздухе на площадке, где имеются скамейки или другие предметы, на которые можно быстро встать. Количество играющих - 20-30 человек. Для игры необходимы мяч (волейбольный или баскетбольный) и веревка длиной 3 м с привязанным к концу ее мешочком, наполненным наполовину песком.

Описание. Играющие становятся в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые - другую. В середину круга кладут мяч. Руководитель (водящий), стоя у мяча с веревкой в руках, к которой прикреплен мешочек с песком - «удочка», вертит ее по кругу под ногами игроков. Они прыгают вверх, чтобы их не задела «удочка». Тот, кого «удочка» заденет, бежит к мячу и, взяв его, стремится попасть им в любого игрока команды соперников. Члены его команды остаются на своих местах. Соперники выбегают из круга и стараются забраться на любой снаряд, например на гимнастическую стенку, брусья, маты, на скамейки так, чтобы ноги не касались пола (земли). Тех, кому это удалось, нельзя салить мячом. Если же в игрока попал мяч, пока он не успел еще забраться на снаряд, то команда соперников получает 1 очко. В противном случае очко засчитывается убегающей команде. После броска все игроки опять становятся в круг, и игра продолжается.

Побеждает команда, получившая больше очков.

Правила

  1. Границ у площадки игры нет, поэтому водящий имеет право осаливать мячом на всем пространстве, где играют.
  2. Каждый раз, возвращаясь в круг, все игроки должны встать на свои места, т. е. через одного.

Всадники (Ятниеки)

В игре участвуют подростки и юноши, 20-30 человек. Для нее нужен один волейбольный или баскетбольный мяч.

Описание. Игроки делятся на две команды - команду «коней» и команду «всадников». «Кони» становятся по кругу (в 3-5 м друг от друга), наклонившись вперед, выставив одну ногу и опершись на нее руками. Каждый «всадник» становится сзади одного из «коней». Игроки в парах должны быть равными по силе и весу.

По команде «всадники» вскакивают на спины «коней», обхватывая поясницу ногами и держась одной рукой за плечо «коня». Игроки-«кони» придерживают руками ноги «всадников». Мяч находится у «всадников». Они начинают перебрасывать его друг другу (налево и направо по кругу, на противоположную сторону). Если кто-либо из «всадников» не поймает мяч, то все они спрыгивают с «коней» и разбегаются в разные стороны. «Конь» «всадника», не поймавшего мяч, как можно быстрее хватает его и кричит: «На месте!» Убегающие должны остановиться. Схвативший мяч старается осалить им кого-нибудь из «всадников». Если это ему удается, то все «всадники» становятся «конями», а «кони» - «всадниками». Если он промахнется, то у игроков остаются прежние роли и игра продолжается.

Побеждает команда, игроки которой дольше были «всадниками».

Правила

  1. Когда «конь» кричит: «На месте!» - «всадники» останавливаются там, где их застал этот возглас, и не имеют права увертываться.
  2. «Коням» не разрешается ловить или отбивать мяч ногой.
  3. «Коням» запрещено мешать своим «всадникам» (сбрасывать их со своей спины, увертываться от мяча).
  4. «Всадники» не имеют права задерживать «коней», мешать им схватить упавший мяч.

Вариант. «Всадники» бросают мяч только рядом стоящему справа. Если им удастся сделать это трижды подряд, не уронив мяча, «кони» должны пробежать, неся их на спине целый круг. Если мяч упадет, то «кони» меняются местами со «всадниками».



Попасть в последнего в колонне (Трапить колоннас педеям)

Этой игрой занимаются только дети старшего возраста и молодежь. В ней могут участвовать до 20 человек. Для игры требуется волейбольный мяч.

Описание. На земле (полу) рисуют круг диаметром 4-6 м. Участники делятся на две команды. Игроки одной из них становятся на одинаковом расстоянии друг от друга за линией круга лицом к центру, игроки другой - внутри круга в колонну по одному, держась руками за пояс впереди стоящего. По сигналу руководителя (вожака) стоящие за кругом начинают перебрасывать мяч друг другу, стараясь в удобный момент попасть им в последнего игрока в колонне. Он стремится избежать попадания мячом. В этом ему помогает вся колонна, отклоняясь то в одну, то в другую сторону. Если мяч попадет в последнего игрока колонны, то он выходит из игры. Теперь участники, стоящие вне круга, пытаются «выбить» следующего последнего в колонне. Когда все игроки колонны «выбиты», руководитель (вожак) сообщает время, которое потребовалось для этого, после чего команды меняются ролями. Побеждает команда, «выбившая» всех игроков другой команды за более короткое время.

Правила

  1. Каждый игрок, стоящий в колонне, не имеет права опускать руки (снимать их с пояса впереди стоящего). Нарушивший это правило выходит из игры.
  2. Игрокам, стоящим по кругу, не разрешается во время броска заходить за черту круга.
  3. Запрещается бросать мяч в голову.



Прыгающий мяч (Лекаёша бумба)

Игра проводится подростками. Количество участников от 6 до 30 человек. Играющим необходимы маленькие мячи (по количеству команд).

Рис. 5 Прыгающий мяч
Рис. 5 Прыгающий мяч

Описание. На одной стороне площадки чертят линию старта, в 2 м от нее - 2 круга диаметром 60 см (если играют две команды). В 3 м от кругов отмечают первую контрольную линию, в 1 м от нее - вторую и т. д. - всего шесть контрольных линий (рис. 5).

Последняя линия находится в 8 м от кругов. Участники делятся на две команды (если играющих много, то можно разделить их на большее количество команд). Каждая команда становится в колонну по одному за линией старта, напротив своего круга. У впереди стоящих по мячу.

По сигналу руководителя (вожака) игроки обеих команд, стоящие впереди, с силой бросают мяч в свой круг так, чтобы после отскока он упал как можно дальше. Если мяч коснется земли (пола) за первой контрольной линией, команда получает 1 очко, за второй контрольной линией - 2 очка, за третьей - 3, за четвертой - 4, за пятой - 5 очков. Бросивший мяч бежит за ним и, возвращаясь в свою команду, передает его следующему игроку. Вслед за первыми игроками бросают вторые в колоннах, а первые идут в конец своих колонн и т. д. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Правила

  1. При броске мяча не разрешается заходить за линию старта.
  2. Если мяч не попал в круг, результат не засчитывается.



Переброска мяча (Бумбошана)

Игра проводится подростками и молодежью. Количество участников - 6-14 человек. Играющим нужны веревка длиной 15-20 м и мяч (волейбольный или баскетбольный).

Описание. Очерчивается площадка, длин

Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 3378 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
слишком много опечаток

2  
Живопись всегда поражала воображения людей, известные художники вдохновляли души в картины, изображая эмоции и чувства, передавая окружающую атмосферу происходящего. Сама по себе живопись очень старинное искусство, оно берёт начало с основанием цивилизации, на ряду с разнообразием обычаев и культуры. Первые рисунки живописи были найдены ещё на стенах пещер, где жили доисторические люди, на этих рисунках были отображены в основном вымершие животные и охотники. В будущем с развитием человека, художники сами изготовляли краски и выбирали компоненты, тем самым став первооткрывателями и основопологателями данного направления искусства. Многое для искусства живописи сделал талантливый художник, http://bypaint.net/g/159-girlandayo-domeniko.html - гирландайо доменико оставивший после себя множество произведений.

Первые произведения были о сюжетах религиозной или античной живописи, самыми известными шедеврами были настенные росписи и иконы. Не мало популярной была и портретная живопись, в дальнейшем немного вытесняла иконопись. Искусству живописи нет придела, так как нет придёлов человеческой фантазии: одни мастера живописи отображают причудливых мифологических существ, другие отражают исторические сражения, третьи отображают красоту женского тела на холсте. Хоть живописцы и рисуют произведения о разных сюжетах, они довольно часто используют одни и те же материалы для роботы, самыми популярными есть пастель и масляные краски, но краски некоторых мастеров хранят секрет своих составляющих до сих пор. Стоит также с помнить о наших русских мастерах, которые были в обществе художников передвижников, которые сделали большой вклад в развитие жанровой живописи и жанра пейзажей. В то время часто присутствовало явление обмена студентами от академии художеств , что положительно отметилось на русской культуре живописи, обогащая её новыми стилями живописи в основном западных мастеров. Не последнее место в искусстве живописи занимают русские художники пейзажисты, изображающие степные ландшафты, городские виды и озёрные пейзажи. Также стоит отметить, что одни из самых красивых картин морских пейзажей есть шедевры отображающие корабли в бурю и морские лунные пейзажи. Многим живописцам для того чтобы работать художником приходилось делать картины на заказ, они часто изображали портреты знаменитых людей и даже портреты животных. Некоторые живописцы отображали на своих картинах своих детей или родных, а также собственные портрет. Не мало внимания мастера уделяли жанру ню, часто передававших холсту ослепляющую красоту девичьего тела. Рисовали произведения и о животных, в жанре живописи анимализма, часто изображая коров, кошек и других сельскохозяйственных животных. Другие отображали не живую природу, в жанре натюрморта, рисуя цветы, а иногда изображали праздничный стол крупным планом с разными блюдами рыб и другого.

На пике развития живописи уже существовало множество стилей и жанров. Какими разными и старинными не были бы жанрами живописи но их используют до сих пор, в церквях рисуют фрески и иконы, в истории живопись тоже не стоит на месте, ведь великие битвы и портреты князей запечатлены на картинах, а старинные шедевры и до сих пор будоражат и завораживают наше воображение.

1  
Мир не стоит на месте. Появляются в Латвии и новые игры.
Вот проглым летом появилясь игра Керлидо и уже стала весьма популярной в Риге и Юрмале. http://www.kerlido.lu.lv/latviski/kerlido-lat/

Имя *:
Email *:
Код *: