Игры Киргизии - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Суббота, 10.12.2016, 11:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Игры Киргизии

Киргизия

М. К. Саралаев, Д. О. Омурзаков, Т. Ж. Калыбаев

Киргизия (Киргизстан) расположена в восточной части Средней Азии. Столица - Фрунзе. Коренное население - киргизы (название на родном языке - кыргыз). Живут здесь также русские, узбеки, немцы, татары и др.

Киргизия
Киргизия

Основным занятием населения Киргизии издревле было скотоводство. Отсюда распространенность игр с предварительно обработанными костями животных: «Ордо», «Упай», «Томук катамай» и др.

Жизнь кочевника была немыслима без коня. Не случайно поэтому большое распространение получили различного рода игры на лошадях и конные состязания: «Ат чабыш» (скачки), «Жорго салыш» (состязание на иноходцах), «Улак тартыш» (борьба за тушу козла) и многие другие. Успех в них зависел от подготовки коня, умения наездника управлять им.

Постоянные военные набеги, которые приходилось отражать киргизам в течение многих веков, кочевой образ жизни требовали от мужчин силы, ловкости, мужества. В этой связи становится понятным появление игр и состязаний военно-спортивного характера: «Эр сайыш» (единоборство двух всадников на пиках), «Оодарыш» (борьба всадников на конях), «Джамбы атмай» (стрельба из лука на скаку по подвешенной мишени) и др.

Очень популярна была национальная борьба «Куреш» (поясная борьба). С древних времен у киргизов существовали состязания и развлечения, связанные с охотой: охота с беркутом или соколом, охота с гончим тайганом.

Широко распространенными среди киргизской молодежи и детей были подвижные игры: «Ак чёлмёк», «Чака чампай», «Ак терек-кок терек» и многие другие. Целую группу составляли настольные игры: «Тогуз коргол» («Девять лунок»), «Беш таш» («Пять камешков») и др.

Наряду с названными общенародными играми и состязаниями были игры, служившие предметом потехи, развлечения богатого сословия, унижавшие достоинство человека, например «Тёё чечмей» (распутывание верблюда женщиной), «Атала баш» (доставание монет ртом из котла, наполненного кислым молоком).

В настоящее время в Киргизии культивируется более 10 национальных видов спорта и 60 народных игр. Часть из них систематизирована и описана. Всего известно не менее 270 бытующих в Киргизии игр, преимущественно подвижных.

Многие народные игры широко используются в школах, на уроках физкультуры, во внеклассной и внешкольной работе. В Киргизии ни одно крупное торжество не обходится без проведения состязаний (или показательных выступлений) по национальным видам спорта и без народных игр.

Народные игры киргизов широко представлены в национальной литературе, прежде всего в киргизском эпосе «Манас», где дается описание игр: «Эр сайыш», «Ат чабыш», «Жамбы атмай», «Куреш», «Ордо» и др. В произведениях современных писателей и поэтов Чингиза Айтматова («Прощай, Гульсары!»), Алыкула Осмонова («Толубай сынчы»), Абдылда Белекова («Кожомкул») и других, в кинофильмах «Иноходец», «Бег иноходца», «Алые маки Иссык-Куля», «Каныбек» и других ярко показаны народные игры и состязания. Многие произведения художников, скульпторов, а также экспонаты исторического музея Киргизской ССР дают богатую информацию о народных играх киргизского народа.

Собирателями и исследователями традиционных и современных игр киргизов кроме авторов данного материала являются Ю. М. Мусин, Г. Н. Симаков, Ф. Е. Байман, 3. А. Аманкулов, X. Ф. Анаркулов, С. М. Сеипбаев, Э. Бектенов и др.


Игры без предметов

Скачка трехлеток (Кунан чабыш)

Игра проводится летом, в хорошую погоду, на лужайке. Можно использовать ее во время отдыха и на уроках физкультуры для школьников младших классов.

Описание. Игра заключается в беге наперегонки (мальчики и девочки раздельно) на дистанции до 60 м. Каждый забег начинается по сигналу судьи. На стартовой линии все стоят свободно, произвольно, но не заступая за нее. После стартового сигнала участники бегут наперегонки. Победителями объявляется сразу целая группа прибежавших первыми. Такое состязание похоже на бег вольного табуна молодых лошадок. Если игра проводится во время праздника, то победители, а иногда все участники получают призы, например конфеты, фрукты.

Правила

  1. Начавших бег до сигнала судьи возвращают за линию старта.
  2. Не считают победителями тех, кто мешал бежать другим (толкался и т. п.).

Хромая и горбатая, одетая в лохмотья «бабка» (Аксак кемпир бапалак)

В игре участвуют младшие школьники, от 5 до 30 человек. Играют на площадке, которая ограничивается по договоренности. Для организации этой игры нужен руководитель или судья, чтобы следить за строгим выполнением условий.

Описание. В начале игры выбирают «аксак кемпира» («бабку»). Остальные дети садятся в один или два ряда на корточках. К сидящим подходит «аксак кемпир» и спрашивает:

- Как мне переправиться через речку?

- Можно вплавь, а можно и вброд, - отвечает один из играющих.

«Бабка» подходит совсем близко к ним и начинает дуть в ладони, как бы раздувая огонь.

- Кто это в темноте раздувает огонь? - спрашивает один из играющих.

- Это я, «аксак кемпир бапалак», - отвечает «бабка».

- А что ищешь?

- Не видели ли вы моего ребенка?

- Твой ребенок вон там в речке.

После этих слов «аксак кемпир», рассерженная, бросается догонять детей, но те быстро разбегаются. Если ей удается кого-либо поймать, то устраивается заранее договоренное наказание (раньше чаще всего водящий щекотал пойманного). Теперь принято давать различные задания: спеть, сплясать, отгадать загадку и др. Затем игра начинается сначала и продолжается до тех пор, пока не поймано условленное количество участников (3-5). После этого выбирают новую «бабку».

Правило. Убежавший за установленные пределы площадки считается пойманным.



Ласточка (Чабалекей)

В этой игре могут участвовать дети младшего и среднего школьного возраста, от 6 до 30 человек. Она очень простая, и в ней можно обойтись без руководителя.

Описание. Чертится круг диаметром около 1 м. В начале игры по жеребьевке выбирают «чабалекея» и «сторожа».

Первый садится в центре круга, скрестив и поджав под себя ноги, второй ходит вокруг него, оберегая от «нападения» остальных участников, которые стараются коснуться его руками. «Сторож» стремится осалить нападающих или поймать кого-нибудь. Если это ему удается, то задетый или пойманный становится «сторожем». «Чабалекей» («Ласточка») меняется после смены 2-3 «сторожей» (по договоренности).

Правила

  1. Допустивший вместо касания удар по «ласточке» становится «сторожем», а в случае повторения удара выбывает из игры.
  2. Если «сторожу» долго не удается никого осалить, его может заменить по желанию любой играющий.


Белый тополь, зеленый тополь (Ак терек, кок терек)

(Эта игра распространена в нескольких республиках Средней Азии (см. раздел «Узбекистан») )

Играют дети младшего и среднего школьного возраста, 20-30 человек.

Описание. Участники делятся на две равные по численности команды, которые выстраиваются друг против друга на расстоянии 15-20 м (каждая в одну шеренгу), взявшись за руки. Командам даются игровые названия. Команда, которая начинает (по жребию) игру, хором задает соперникам вопрос:

«Белый тополь, зеленый тополь, кого из нас желаете вы?» 

Другая команда, посоветовавшись, также хором отвечает:

«Пусть маленький Керимбек к нам прибудет поскорей!»

Игрок, которого вызывает команда, пытается с разбега прорвать цепь между любыми двумя ее участниками. Если это удается, он забирает одного игрока из команды соперников в свою, при неудаче остается в этой команде сам. Затем команды меняются ролями и игра продолжается. Побеждает та из них, которая увела больше игроков соперника.

Правила

  1. Разорвавший цепь уводит в свою команду любого из 2 игроков, расцепивших руки.
  2. Играют до того момента, когда одна из команд наберет условленное количество «пленников», или до определенного времени, и потом подсчитывают, в какой команде больше «пленников».


Взятие в плен (Колго тушмей)

Возрастной состав играющих - подростки, юноши, взрослые. Для проведения этой игры нужны руководитель и 2-3 судьи. При смешанном составе учащихся количество юношей и девушек в командах должно быть равным. Общее число участников - от 10 до 40 человек.

Описание. Чертится круг таких размеров, чтобы половина играющих могла встать внутри круга у самой его черты, и с таким расчетом, чтобы против каждого юноши (девушки) внутри круга стоял соответственно юноша (девушка) за кругом. Соперники протягивают друг другу руки и по команде судьи начинают тянуть каждый в свою сторону. Кого перетянут, заставив переступить за черту круга хотя бы одной ногой, тот «взят в плен» и прекращает борьбу. Победитель отводит его к другим пленникам своей команды. Побеждает команда, захватившая больше пленных.

Правила

  1. Начинать перетягивать друг друга можно только по сигналу судьи.
  2. Тянуть можно только за руки (не за одежду, не за ноги, не за голову).


Срывание дынь (Коон узмей)

В игре участвуют мальчики старших классов. Для ее организации нужен руководитель или судья.

Срывание дынь
Срывание дынь

Описание. Играющие делятся на две команды и выбирают капитанов. Участники первой становятся в колонну по одному, взявшись обеими руками за талию впереди стоящего партнера. Первый в колонне держится за столб или дерево. В таком же порядке напротив первой становится вторая команда (см. рисунок). По вызову судьи от команд выходят по одному участнику. Каждый становится за последним участником в колонне соперников, взяв его обеими руками за талию, и по команде судьи начинает тянуть с целью оторвать стоящего последним от колонны. Процесс такого «срывания дынь» регулируется судьей обычно счетом. Например, судья громко считает до 10-ти. Если за это время «дыня не сорвана», пытавшийся «сорвать» ее возвращается в свою колонну и встает вторым от начала. На его место выходит очередной игрок. В ходе игры капитаны команд имеют право регулировать расположение своих игроков, менять их местами. Но участвовать в «срывании», а также побывать последним в колонне должен каждый. Команда-победительница определяется в зависимости от количества «сорванных дынь».

Правила

  1. В процессе «срывания дынь» запрещается переносить руки с талии соперника (браться за плечи, шею и др.). Нельзя хвататься за одежду или сцеплять руки. При нарушении этого правила руководитель (или судья) засчитывает поражение всей команде.
  2. Если руки отпустит вместо одного еще кто-либо из впередистоящих игроков, то он и все, кто стоит за ним, считаются «сорванными дынями».


Игры с предметами

Перетягивание «аркана» (веревки) (Аркан тартыш)

Игра проводится на праздниках и на уроках физкультуры. В ней участвуют только юноши или мужчины, по 2 человека. Во время праздников на площадку поочередно выходит не менее 8-10 пар.

Для игры берут «аркан», веревку или расшитую национальным орнаментом декоративную кайму (служащую для украшения юрты) длиной 7-8 м. Концы связывают.

Описание. Чертят линию. Два участника становятся спиной друг к другу (линия - между ними), надевают на шею «аркан», пропускают его под мышками и отодвигаются от линии на одинаковое расстояние, натягивая «аркан». По сигналу судьи каждый начинает тянуть соперника в свою сторону. Тот, кто окажется перетянутым за линию, проигрывает. Если в игре участвует несколько пар, то затем устраивают состязания между победителями.

Правила

  1. Если один из соперников начал тянуть веревку до сигнала судьи, то результат не засчитывается и проводится, повторное перетягивание.
  2. Устанавливается максимальное время поединка, и если за это время ни один участник не перетянул соперника, то объявляется ничья.


Бьющий мяч (Урмай топ)

Играют дети среднего и старшего школьного возраста. Желательно, чтобы был руководитель или судья. Обычно участвует от. 4 до 8 человек, но могут играть и 15-20 человек. Нужен теннисный мяч.

Описание. На ровной площадке чертят круг диаметром 3 м. На линии, проходящей через его центр, каждый играющий выкапывает лунку (расстояние между лунками 10 см) такого размера, чтобы в ней свободно могла уместиться половина мяча. Участники поочередно катят мяч по линии расположения лунок, стараясь закатить в одну из них. Если он попадет в лунку и не вьщатится из нее, все игроки убегают. Хозяин лунки быстро вынимает мяч и, не выходя из круга, бросает его в убегающих. Если он заденет кого-нибудь, игра продолжается (мяч катит следующий игрок); в случае же промаха кладут в его лунку камешек.

Игру ведут до тех пор, пока в чьей-нибудь лунке не наберется определенное количество камешков. Хозяин этой лунки считается проигравшим и наказывается по уговору.

Правило. Если мяч не закатится ни в чью лунку, то игрок катит его еще раз. Потом очередь катить мяч переходит к следующему.



Стрельба камешками (Чакан таш)

(Другое название игры - «Чакан атмай»)

Игра эта проводится на ровной площадке размером 20 X 10 м, где нет растительности. В ней участвуют мальчики младшего и среднего школьного возраста, от 2 до 8 человек или две команды (от 2 до 4 человек в каждой).

Каждый игрок должен иметь по одному плоскому, круглому и гладкому камню (размером с карманные часы), который используется как бита, и еще один камень побольше, называемый «бабкой».

Описание. Проводят исходную линию и еще одну, в 8-10 м от нее. На вторую линию ставят вертикально «бабку». По жеребьевке игру начинает один из участников, бросая биту от исходной линии в «бабку», стараясь сбить ее. Затем по очереди бросают биты в «бабку» с того же места все остальные. При попадании игрок получает 5 очков (после попадания «бабка» снова ставится вертикально). Биты (и попавшие и пролетевшие мимо) после удара остаются лежать на месте. После того как все «отстрелялись», переходят к следующему действию: не поднимая биты, пружинистым ударом среднего пальца правой руки (оттянутого перед этим назад левой рукой) бьют по своей бите там, где она лежит, чтобы бита полетела и ударила по «бабке». На этот раз начинает тот игрок, бита которого находится в наибольшем отдалении от «бабки». Затем бьет следующий и т. д. При попадании в «бабку» игрок получает теперь одно очко. Побеждает участник или команда, набравшие наибольшее количество очков (20, 30 или 40 и т. д. - по договоренности).

Правила

  1. Если бита, направленная в «бабку», на своем пути задела любую из лежащих бит, то ее попадание в «бабку» не засчитывается.
  2. Если у 2 игроков биты лежат на одинаковом расстоянии от «бабки», то первым бьет тот, кто раньше бросал свою биту с кона.

Ударить по вёдру (Чака чапмай)

(Игра имеет вариант, в котором вместо ведра используется тыква. Этот вариант игры называется «Ударить по тыкве» («Ашкабак чапмай») )

Эта игра широко распространена в Киргизии. Редкий праздник обходится без нее. Участниками могут быть школьники всех возрастов и обоего пола, молодежь и взрослые. В игре поочередно может принять участие много людей.

Для игры нужно иметь кол и палку длиной 1,2-1,5 м, старое ведро (кастрюлю, консервную банку побольше) или тыкву. Для организации игры необходим руководитель.

Описание. Чертят круг диаметром 1-1,5 м. В 10- 12 м от этого круга втыкают в землю 1,5-метровый кол и надевают на него ведро или тыкву. Одному из участников игры завязывают глаза платком, ставят в круг и дают в руки палку. Повернувшись на месте 3 раза, он должен сориентироваться, где находится ведро или тыква, пройти определенное расстояние вперед и ударом палки сверху вниз попасть в ведро. Если игрок успешно справился с задачей, его обычно награждают призом.

Правила

  1. Во время передвижения участнику не разрешается делать повороты. Остановившись, он должен произвести удар (не делая ни шага в какую-либо сторону).
  2. Удар должен выполняться сверху вниз, а не горизонтально. Повторять его в случае промаха нельзя.


Пять камешков (Беш таш)

Играют обычно девочки и девушки, от 2 до 5 человек. Для игры нужны маленький коврик, 5 небольших круглых камешков.

Описание. Игра включает несколько упражнений, различающихся разными способами жонглирования камешками. У каждого упражнения, приема имеется свое название: «термей», «жыймай», «шакылдак» и т. д.

1-е упражнение.

  1. На коврике лежат 4 камешка. 5-й подкинуть вверх, успеть этой же рукой поднять с земли 1 камешек и поймать подброшенный. Теперь в руке 2 камешка.
  2. Подбросить 2 камешка, поднять с земли еще один и поймать подброшенные. В руке 3 камешка.
  3. Подбросить 3 камешка, под­нять еще один и присоединить к трем, поймав их в воздухе.
  4. Подбросить 4 камешка, поднять с земли последний, 5-й, и присоединить его к четырем.
  5. Подбросить все пять, успеть ладонью хлопнуть о коврик и поймать камешки.

Правило. Играют только одной рукой. Помогать второй рукой нельзя.

2-е упражнение.

  1. Рассыпать камешки перед собой так, чтобы каждый упал отдельно.
  2. Подбрасывая 1 камешек, поднимать каждый раз по одному (за 4 раза - четыре).
  3. Подбрасывая 1 камешек, поднимать каждый раз по два.
  4. То же и поднять за 1 раз 3 камешка и отдельно 1 камешек.
  5. То же и поднять 4 камешка за 1 раз.

Правило. Поднимая нужные камешки, нельзя задевать рукой остальные.

3-е упражнение. Разбросать камешки.

  1. Большим и указательным пальцами левой руки упереться в коврик, изобразив арку (ворота).
  2. Взять один из камешков правой рукой, подбросить его и, пока он в воздухе, пропустить через «арку» один из лежащих камешков. После этого успеть поймать подброшенный камешек.
  3. То же по 2 камешка.
  4. Проделать то же с 3 камешками. И, наконец, пропустить через «арку» сразу 4 камешка.

Правило. Нельзя менять положение «арки».

Игра продолжается. Выполняются все более сложные упражнения, количество которых иногда доходит до 20-ти.

Сбившаяся при выполнении приема или нарушившая условия игры теряет ход и ждет следующей своей очереди. Игру она продолжает с того приема, который не смогла выполнить. Играющим можно варьировать упражнения и по договоренности усложнять. Побеждает тот, кто первым выполнит все упражнения.



Чижик (Чикит)

(Другие названия игры - «Чекилдек», «Чикэлэк»)

В республике известны многие разновидности этой игры. Более всего она подходит для мальчиков среднего школьного возраста. Ее проводят только на воздухе. В игре участвуют две команды по 5-7 человек. Играющим нужны 2 палки. Первая - «эне-таяк» - длиной около 1 м (ее конец несколько стесывается, чтобы он был плоским), вторая - «бала-чикит» («чижик») - длиной 15-20 см (концы ее заточены наподобие тупо отточенного карандаша). Для организации игры нужен судья.

Описание. Обозначают круг диаметром 1,5 м. В середине его делают ямочку, диаметр которой несколько меньше длины «чижика». В соответствии с очередностью (устанавливается жеребьевкой) одна из команд выбивает «чижик», а вторая команда располагается произвольно на игровой площади (как при игре в «Лапту»).

«Чижик» находится над ямочкой, опираясь концами на ее края. Первый игрок бьющей команды концом палки, подсунутым под «чижик», подбрасывает его вверх и в удобный момент при его снижении бьет так, чтобы он отлетел и упал как можно дальше. В случае промаха при ударе или в случае падения «чижика» внутрь круга удар считается использованным и бьющий передает палку следующему. Если же «чижик» выбит в «поле», то один из «полевых» игроков поднимает его и бросает в сторону круга. При попадании «чижика» в круг или в палку выбивший его перед этим в «поле» прекращает игру. Если «чижик» не долетел до круга, то бьющий продолжает игру, причем «чижик» остается лежать там, куда его бросил «полевой» игрок. Теперь бьющий использует второй способ удара. Для этого он палкой подтягивает «чижик» к себе, а затем быстро подсовывает под него палку, подбрасывает его вверх и наносит удар. С нового места падения бьет опять тем же способом. От последнего места падения «чижика» бьющий игрок меряет палкой расстояние до круга. Предположим, расстояние составило 16 палок. Это означает, что бьющий выиграл 16 очков. Затем этот же игрок снова бьет с кона (своей успешной игрой завоевал право на дополнительный удар). Так продолжается до тех пор, пока он не промахнется или «полевой» игрок не попадет «чижиком» в круг.

За этим игроком в игру вступает следующий игрок. Если все игроки одной команды используют свои удары, а счет не достигнет договоренного числа, то игру начинает другая команда, и так до тех пор, пока какая-либо из команд не наберет условленного количества очков. В начале игры капитаны договариваются (или это определяет руководитель), до какого счета будут играть (например, до 180, 300, 400). Команда, набравшая установленное количество очков, считается победительницей. Участники побежденной команды должны «жужжать». Под этим подразумевается следующее: по назначению капитана один из победителей производит дополнительно три удара, и расстояния складываются. Например, в 1-й раз «чижик» отлетел на 15 м, во 2-й - на 20 м, в 3-й - на 10 м: 15+20+10=45 м. Один из побежденных (по назначению своего капитана) должен пробежать это расстояние, произнося без перерыва, не делая вдоха:

По-русски:

 Белый бай, 
Сытый бай,
Совесть потерявший бай.
Сильный иноходец
Со звездочкой на лбу,
А другой же стригунок
Бежит, словно ослик.
Быстро скачешь,
Скоро устанешь!
Верхом едет мальчик,
Ему поранил пальчик.
Чижик, чиж-ж-ж-жик!

По-киргизски:

 Ак бай, 
Ток бай,
Уяттары жок бай.
Кату жорго
Кашка тай
Кодик болгон
Башка тай.
Катуу чапса, чарчаба
Жеткирбегин башкага!
Устундеги жаш бала
Уруп кетти аскага,




Ночная колотушка (Думпулдок)

Играющим нужна веревка длиной 3-4 м. Игра проводится на воздухе и только в летние месяцы. В ней участвуют смешанные составы - подростки и молодежь, 10-20 человек.

Описание. Играющие делятся на две команды. Одна изображает овец, другая волков. «Овцы» ложатся вниз лицом. Один из них держит за конец веревку. Другой конец веревки - у «пастуха» (наиболее ловкого и быстрого участника этой команды). «Волки», «вооруженные» платками, шапками и т. д., нападают на «овец», стремясь слегка ударить ими кого-нибудь из лежащих. «Пастух» должен защищать свою «отару»: бегает вокруг «овец» и старается свободной рукой поймать или осалить «волка». Как только один из «волков» будет осален, команды меняются ролями.

Правило. Не допускаются сильные удары. Если кто-либо нарушит это правило, его команда становится водящей (т. е. изображающей овец).




Ханская ставка (Ордо)

Это игра преимущественно взрослых киргизов, воспроизводящая бой за захват ханской ставки. Она проводится на воздухе (можно организовать ее и в зале). Участвуют в ней 12-20 человек.

Игра «Ордо» описана в киргизском богатырском эпосе «Манас», что подчеркивает национальный ее характер. Для игры требуются: «хан» - круглая роговая пластинка диаметром 6 мм и толщиной 2 мм, альчики (на каждого участника по 5 альчиков), специальная бита («абалак»), представляющая собой прямоугольную (длина 8 см, ширина 6 см, толщина 2,5 см) пластину из рога козерога или пластмассы; иногда используются и специально обработанные кости крупного рогатого скота.

В этой командной игре нужны руководитель и судьи.

Описание. Играющие делятся на две равные по численности команды. На ровной площадке чертят круг диаметром 14 м (обозначают его известковой линией шириной не более 5 мм). На расстоянии 1 м снаружи от круга обозначают еще один круг, за линию которого не должны заходить зрители. В центре первого вырывают ямку глубиной 1 см и шириной не более 2 см. В нее помещают «хана». Его защищают «воеводы». Ими служат альчики, которые кучей складываются поверх «хана».

Суть игры состоит в том, что каждая команда стремится разбить «ордо» и выбить из круга «хана» вместе с его «воеводами». Выбивают альчики и «хана» «абалаком». Один из участников команды, выигравшей жеребьевку, начинает игру. Став в малый круг, он должен, метнув «абалак», разбить им «ханскую орду», находящуюся в центре.

После удачного удара (альчик выйдет за линию круга) игрок получает право на дополнительный удар. Количество их не ограничивается. Если после удара альчик не выйдет за круг, игрок уступает место другому члену своей команды. В начале игры каждый участник имеет право на три удара, причем в зависимости от игровой ситуации используется один из шести видов удара (дальний удар - «ура атмай», удар наискосок - «кынкай атмай», удар вблизи - «кадоо», удар с тыла - «тооруу», удар сбоку - «чачмай» и удар щелчком - «чертуу»).

Очень важно для успеха в игре войти в круг. Это можно сделать лишь в том случае, если при ударе альчик будет выбит из круга, а «абалак» останется лежать на расстоянии не более 40 см от какого-нибудь ближайшего альчика или центра или же в 20 см от «хана» (если он вылетел из центра, но не вышел за пределы круга).

Войдя в круг, игрок выбивает альчики только ударом «чертуу», т. е. щелчком, стоя на одном колене, причем после того, как выбит альчик, «абалак» каждый раз должен лежать на расстоянии не более 40 см от ближайшего альчика, находящегося в круге.

Так играют до того момента, когда в круге останется менее чем по одному альчику на каждого члена одной из команд (по древним правилам когда остаются 7 альчиков и «хан», если играют 10 человек и более, или 2 альчика и «хан», если играют менее 10 человек). Тогда играющие получают право выбивать «хана». При этом разрешается использовать способ удара «чертуу». Особенно хорошо владеющие этим способом называются «чертмекчи». «Хана» выбивает один из игроков то первой, то второй команды поочередно. Если «хана» выбил член команды, которая выиграла все альчики, то победа присуждается ей. Когда «хан» выбит игроком команды, у которой нет ни одного альчика или же имеется минимальное их количество, то игра продолжается. Игроки этой команды получают право начинать игру, но они будут иметь только по одному удару, как и члены команды, которая проиграла «хана», но имеет максимальное количество альчиков. В центре круга помимо 7 альчиков и «хана» кладут еще по 5 альчиков на каждого члена команды и вступают в игру после того, как первая команда использует все свои удары.

Если теперь одна из команд, начав игру, выбьет сразу все альчики и «хана», то для второй команды «ордо» строится заново и она первой начинает следующий тур игры. Если же она добивается успеха, то право начинать игру переходит снова к первой команде и т. д. Команда, которая, использовав все свои удары, не сможет выбить из круга все альчики, считается проигравшей.

По современным правилам игра продолжается не более 2 ч. Если за это время ни одна из команд не добьется успеха, то победа определяется по количеству выбитых альчиков. Случается, что отведенное время истекло, а команды только приступили к. выбиванию «хана». Тогда игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не выведет «хана» за пределы круга. «Хана» можно выбивать и тогда, когда игрок вошел в круг и получил право на удар «чертуу», однако, согласно правилам, только после того, как, войдя в круг, участник выбьет 3 альчика.

Правила

  1. Игрокам, не производящим удар, не разрешается находиться в кругу.
  2. Нельзя отрывать «абалак» от земли во время удара способом «чертуу».
  3. Перед ударом способом «чертуу» по «хану» и куче альчиков в центре запрещается переставлять колено.
  4. Нельзя выходить из круга до потери удара.
  5. При игре в круге не разрешается касаться земли какой-либо частью тела (за исключением стопы и одного колена).
  6. Участник игры теряет право на удар, если после удара любым из способов альчик не вышел из круга.
  7. Право на удар теряется и в том случае, если после предыдущего удачного удара игрок не сможет взять «абалак» не нарушая положения ног или заденет альчик, «хана», ямку в центре круга.

За несоблюдение правил игрок лишается права на удар.










Чабалекей, чам-чу-ум!

Если не хватило воздуха и «жужжащий» сделал вдох, то он должен снова попытаться «прожужжать» на выдохе. Если это не удалось, то капитан его команды переносит на себе верхом все это расстояние капитана победившей команды.

Правила.

  1. Во время удара никого не должно быть ближе 15-20 м слева от бьющего.
  2. Если команда, стоящая в поле, поймает выбитый другой командой «чижик» на лету, то команды сразу же меняются местами;








Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 6481 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: