Эстонские игры - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Суббота, 10.12.2016, 11:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Эстонские игры

Эстония

А. М. Каламеэс, А. М. Тийк, М. Э. Хийемяэ

(Вступительный текст написан А. М. Тийком и М. Э. Хийемяэ, игры отобраны и переведены А. М. Каламеэсом, общая редакция текста осуществлена А. М. Каламеэсом и М. Э. Хийемяэ)

Эстония находится на побережье Балтийского моря. Столица - Таллин. Коренное население республики - эстонцы. Живут здесь также русские, украинцы, белорусы, финны и др.

Эстония
Эстония

Эстонские народные игры являются неотделимой частью всей культуры и быта народа. Особенно тесно они были связаны с традиционными праздниками народного календаря. На Иванов день проводились игры и состязания в силе и ловкости («Горелки», бег взапуски, бег в мешке, разные приемы борьбы, перетягивание палки, перетягивание пальцем, влезание на столб, метание дуги и др.). Много народных игр было приурочено ко времени смены года- с 21 декабря по 6 января. Существовал обычай играть в это время на внесенной в комнату соломе: «Игра в сапожника», «Цыганская борьба», «Ужение ерша», «Лисий силок», «Стрельба в тетерева», «Поворачивание судна», «Лизание меда», «Экзамен портного» и др. С постепенным исчезновением обычая устилать комнату соломой на рождество эти игры потеряли связь с календарным обрядом и стали проводиться все реже. Подвижные игры наряду с другими развлечениями организовывались также на свадьбах (игры беговые, силовые и на ловкость). Они не потеряли своего значения и на современных летних свадьбах.

Игры проходили на сельских выгонах и сельских дорогах, площадках у качелей, у корчмы. Они были любимым развлечением для пастухов на пастбище. Играла молодежь на посиделках и во время толок (коллективный обмолот снопов).

Местоположение Эстонии на перекрестке исконных путей распространения европейской культуры было благоприятным фактором для взаимного влияния народных игр прибалтийско-финских, балтийских, германских и славянских народов. Это одна из причин сходства многих эстонских игр с играми других народов. Примером может служить игра «Метание колеса» («Раттавискаминэ»), которая была одной из наиболее популярных в Эстонии, но столь же широкое распространение имеет (под разными названиями) и среди латышей, литовцев, была известна в Белоруссии, на Украине, в Мордовии. (Описание этой игры дано под названием «Рипка» в разделе «Литва».)

Среди эстонских народных игр важное место занимают подвижные игры. О соотношении их с играми других типов можно судить исходя из материалов эстонских фольклорных архивов, где 2/3 из общего числа записанных игр являются подвижными или близкими к подвижным по своему содержанию.

Именно народные подвижные игры послужили исходным материалом для разработки игровых средств физического воспитания в Эстонии. При сравнении игр, включенных в программы начальных классов, с народными подвижными играми обнаруживается немало общего между ними. Особенно много в программу введено игр с бегом («Салки», «Волк и овцы», «Поезд», «День и ночь» и др.). Народные игры встречаются также среди игр с прыжками, с мячом.

Во внеклассных и внешкольных занятиях используются игры более спортивного характера («Народный мяч», «Лапта» и др.). По этим играм проводятся межклассные и межшкольные соревнования.

Наиболее простые народные игры используются в дошкольных детских учреждениях (в детских садах и яслях), а также в школах на переменах между уроками, на экскурсиях в сельские местности и т. д. (с целью отдыха и развлечения). Само собой разумеется, что усвоенные в школе игры переносятся детьми во дворы, на игровые площадки у домов. Чем меньше возраст детей, тем чаще встречаются в их игровом репертуаре сюжеты народных игр. С увеличением возраста детей их игровые интересы все больше переключаются на спорт.

В детских коллективах распространены народные игры, развивающие преимущественно быстроту и ловкость; у взрослых же на первом месте игры и физические упражнения, развивающие силу (перетягивание каната и палки, борьба, поднимание гирь и т. д.).

Собирание фольклора, включая народные игры, началось в Эстонии во второй половине XIX в., причем благодаря энергии организатора этого дела Якоба Хурта (1839-1907 гг.) к данной работе примкнули 1400 местных добровольных собирателей. В материалах, собранных Я. Хуртом и видным исследователем эстонского фольклора проф. М. И. Эйзеном (1857-1934 гг.), опиравшимся на 1500 местных добровольных собирателей, широко представлены народные игры. Значительные результаты дало соревнование по собиранию народных игр, проведенное в 1934-1935 гг. в период существования Эстонского фольклорного архива. Составителем вопросника для собирателей был Р. Я. Вийдалепп. Соревнование предназначалось для местных взрослых собирателей и школьников. Архив получил около 15000 описаний игр. К 1937 г. в фонде архива насчитывалось 17706 описаний народных игр.

В Советской Эстонии продолжается изучение народных игр, начатое прогрессивными деятелями прошлого. В помощь собирателям издается специальный бюллетень «Собиратель народных преданий» и распространяются вопросники. В последние годы проводилась в школах работа по записи игр, которой на местах руководили учителя. В республиканских газетах печаталась программа по изучению игр. Организатором изучения игр стал фольклорный отдел Литературного музея им. Ф. Р. Крейцвальда Академии наук Эстонской ССР. В настоящее время картотеки музея содержат более 21500 тематически систематизированных описаний народных игр.

Было издано несколько сборников игр для практического использования среди детей и особенно среди молодежи. Большую работу по популяризации подвижных игр провела преподавательница гимнастики и народных танцев Анна Раудкатс (1886-1965 гг.). Сборник народных эстонских игр, составленный педагогом, пропагандистом народных игр А. Каламеэсом, выдержал четыре издания (1936, 1945, 1960, 1973 гг.). О народных играх писали в своих работах также Л. Рийкоя 1956 г.), Э. Изоп (1958, 1974 гг.), А. Тийк (1977 г.), Р. Миров (1980 г.) и др.



Игры без предметов

Игра в поезд (Ронгимянг)

Эта игра распространена среди старших дошкольников и детей младшего школьного возраста, но нередко возглавляет «поезд» кто-нибудь из подростков - в роли паровоза (младшим очень нравится, когда «паровоз» в этой игре энергичный и «маневренный»). Участников обычно бывает от 5 до 20 человек.

Описание. Играющие становятся в колонну, положив руки на плечи впереди стоящим. Первый в колонне - «паровоз» - пыхтит, свистит и начинает двигаться вперед, то увеличивая, то уменьшая скорость. Договариваются, что «поезд» идет, например, из Таллина в Тарту или в другой город. По пути «поезд» часто поворачивает в стороны, обходя преграды, поднимается на бугры, тормозит и снова набирает скорость. Идущие за «паровозом» не должны отцепляться от него, иначе происходит «крушение» и приходится составлять «поезд» заново. Выполняющий роль паровоза может объявить, что «колесо разбито». Тогда все разбегаются в стороны. Для продолжения игры выбирают новый «паровоз».

Правило. «Поезд» не должен двигаться, если отцепился хотя бы один из играющих. Тогда все должны остановиться и составить «поезд» заново. Но можно договориться, что отцепившийся игрок выбывает из дальнейшей игры.


Игра в борону (Яккэмянг)

В этой игре участвуют обычно подростки. Играют по 5-10 человек на лужайке, поляне или на пляже. Могут играть и младшие школьники, но тогда роль лошади должен взять на себя кто-то из более старших и сильных ребят.

Описание. Играющие, став в колонну, приседают, держась за пояс впереди стоящего. Это - «борона». Перед первым в колонне становится лицом к нему тот игрок, который вызвался выполнять роль лошади. Он, схватив переднего в колонне за руки, дергает резкими рывками всю колонну. Присевшие игроки должны реагировать на рывки «лошади» рывками «бороны», делая для сохранения равновесия прыжки. Кто свалится или отпустит руки, выходит из игры. Тот, кто окажется последним не выбывшим из игры, признается лучшим «зубцом бороны».

Искусная «лошадь» может резким рывком свалить всю «борону». Тогда игра повторяется, причем новой «лошадью» становится кто-нибудь из сильных ребят или остается прежний ведущий, если он не слишком устал.

Правила

  1. Ведущий («лошадь») не должен дергать колонну, пока все не приготовятся.
  2. Если в колонне кто-то отцепился от впередистоящего или упал, то оставшиеся сцепляются вновь и продолжают игру.

В речку - на берег (Йыкке - калдале)

В этой игре могут принимать участие ребята в возрасте от 7 до 14 лет. Количество играющих - от 5 до 30 человек и больше.

Описание. Для игры проводят на земле или на полу две параллельные линии. Эти две линии образуют «реку». Расстояние между ними и их длина зависят от возраста и количества игроков. Все участники становятся на «берег» (за линию) или на оба «берега реки». Ведущий быстро приказывает: «В речку! На берег! В речку!» Играющие должны точно прыгать по приказу ведущего: на территорию, ограниченную линиями, и обратно. Кто ошибется, выходит из игры и должен будет после проскакать на одной ноге вдоль (кругом) «речки». Выигрывает последний не выбывший из игры. Он может стать новым ведущим.

Правила

  1. Ведущий может, подавая команды, выполнять обманные движения. Например, отдав команду «На берег!», прыгнуть в «реку».
  2. Наступивший на черту выбывает из игры.


Игра в птиц (Линнумянг)

В «Линнумянг» играют младшие школьники и подростки на площадке в просторном помещении, примерно 10 человек.

Описание. На дальних концах площадки чертят ограничивающие ее линии. По жребию назначают «хозяина» и «коршуна». Остальные игроки - другие «птицы». «Хозяин» стоит с «птицами» за дальней линией. На площадке в 7-10 м от них находится «коршун». Хозяин шепотом сообщает каждому участнику, название какой птицы тот получает в игре. Прилетает «коршун» и начинает переговоры с «хозяином»:

- Здравствуйте, тинк-танк, хозяин!

- Здравствуй. Зачем пожаловал?

- За птицами.

- Гостинца принес?

- Принес нюхательный табак. «Коршун» дает «хозяину» щепотку мху, травы или соломы. Тот нюхает и чихает. «Коршун» спрашивает у него:

- Какая есть у тебя птица?

- Ищи сам.

«Коршун» называет какую-нибудь птицу. Если такая есть среди играющих, то она переходит линию и бежит по площадке, а «коршун» должен ее поймать (осалить). «Птица» старается убежать за линию на другом конце площадки. Если ей удастся это, то «хозяин» по-новому называет ее и она снова становится среди «птиц». Если «коршун» поймает «птицу», то это его «добыча». Игра продолжается, пока «коршун» не переловит всех «птиц».

Правило

  1. «Коршун» может гнаться за «птицей» только после того, как она переступит линию и побежит по площадке («полетит»).
  2. Пойманная «птица» не играет до конца игры.

Другие «Игры в птиц».

  1. По приказу «хозяина» «Ищи сам» все «птицы» начинают кричать своими голосами. «Коршун» должен узнать «птицу» по голосу.
  2. Если после того, как «коршун» вызовет «птицу», она успеет взяться за руки с «хозяином», то «птица» остается у «хозяина». В противном случае «птица» становится добычей «коршуна».


Поездка на ярмарку (Сыйт Колувэрэ лаадалэ)

В этой игре участвуют обычно младшие школьники, реже подростки и юноши, 10-30 человек. Для игры нужны стулья по числу участников.

Описание. Выбирается водящий - «ярмарочник». Играющие садятся по кругу на стулья, «ярмарочник» - в центре круга. Каждому участнику он присваивает название предмета, нужного для поездки на ярмарку (например, телега, колесо, дуга, мешок, кнут, лошадь). «Ярмарочник» должен искусно, быстро, в шутливой форме вести разговор о поездке на ярмарку, используя присвоенные играющим названия предметов. Каждый игрок, предмет которого назван, должен быстро-быстро встать и повернуться на одной ноге (на каблуке) кругом. При неполном повороте он отдает фант, как и тот, кто опоздает повернуться. Время от времени «ярмарочник» кричит: «Ярмарка закрывается!» Тогда все играющие должны бегом поменяться местами. «Ярмарочник» старается занять пустой стул. Кто остался без стула, становится новым «ярмарочником». Кто не успел пересесть со своего стула на другой, должен отдать фант. В конце игры все, кто отдал фант, должны выполнить какое-нибудь задание.

Правила

  1. Опоздавшим считается тот, кто не успел при упоминании его предмета встать со стула прежде, чем ведущий скажет следующее слово.
  2. Нельзя меняться местами с ближайшим соседом, а надо хотя бы через одного.

Сельдь (Херингас)

Эту игру проводят на улице или в помещении мальчики и девочки от 6 до 13 лет. Количество играющих - обычно от 4 до 15 человек, но может быть и больше.

Описание. По жребию выбирают водящего - «сельдь». На площадке на расстоянии 8-20 м (в зависимости от возраста и количества играющих) чертят два кона (две линии). На одном кону спиной к играющим становится «сельдь», на другом - остальные игроки. «Сельдь» громко считает до трех. Во время счета играющие, прыгая, стараются как можно ближе подойти к «сельди». По окончании счета «сельдь» оглядывается, в этот момент все прыгающие должны стоять неподвижно. Кому не удалось замереть, должен идти на первоначальное место. Теперь «сельдь» считает снова, все опять прыгают, «сельдь» оглядывается и т. д. Кто первым окажется на линии, где стоит «сельдь», тот становится новой «сельдью». Игра повторяется с новым водящим.

Правила

  1. Игроки должны приближаться к территории «сельди» только прыжками. Кто приближается иначе, должен возвратиться на первоначальное место.
  2. Нельзя после остановки двигаться вперед, пока «сельдь» не начнет считать. Кто начал двигаться раньше, возвращается на начальную линию.

Игра в бочку (Тырремянг)

В игре участвуют мальчики-подростки и юноши, обычно 7-10 человек и более.

Описание. Кто посильнее, сам вызывается быть водящим. Играющие, образовав круг, взявшись за руки, двигаются по кругу (по договоренности шагами или скачками). Водящий стоит за кругом. Он должен ворваться в круг игроков («катящуюся бочку»), которые оказывают сопротивление. «Клепка», которая «не выдержит» (игрок отпустит руку), становится водящим. Игра начинается сначала.

Правила

  1. Если двое в кругу расцепили руки, то виновным считается тот, у кого рука была правой (он становится водящим).
  2. Водящий, не сумевший прорваться в «бочку» за три попытки, заменяется новым водящим, вызвавшимся по желанию.


Перетягивание (Лууривэдаминэ)

В «Перетягивание» играют преимущественно мальчики 11-14 лет (и старше).

Описание. Двое соревнующихся становятся спиной друг к другу, сцепившись локтями. Они стремятся перетянуть друг друга через определенную ранее границу (линия, порог дома). Кто из трех раз побеждает дважды, тот выигрывает.

Правило. Соревнующиеся должны быть приблизительно одинакового роста и веса.



Перетягивание ступнями (Пыялыыминэ)

В эту игру-состязание играют преимущественно мальчики 11-14 лет и старше.

Описание. Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу (лицом в противоположные стороны), сцепившись стопами поднятых правых или левых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге.

Правило. Нельзя толкать соперника руками, желательно сцепить их за спиной.



Ястреб и куры (Кулль я канад)

В этой игре участвуют от 3 до 10 человек - мальчики и девочки 6-10 лет.

Рис. 1 Ястреб и куры
Рис. 1 Ястреб и куры

Описание. Один игрок - «ястреб», остальные - «курицы». Чертят площадку длиной 10-20 м и шириной 4-5 м (рис. 1). «Куры» находятся в «курятнике» - треугольнике «А». На остальном поле, разделенном на. 7 участков, охотится «ястреб». «Куры» бегают по ближайшим к «курятнику» участкам и стараются, прошмыгнув мимо «ястреба», попасть на более дальние участки. Каков порядковый номер участка, на котором «курице» удалось побыть, столько она получает очков. «Ястреб» должен осалить одну из «куриц». В момент осаливания он кричит: «Ястреб!» - после чего становится «курицей» и спасается, убегая в «курятник». Новый «ястреб», в свою очередь, старается осалить одну из перебегающих «кур», поменяться с ней ролями.

Играют на время или договариваются о числе перебежек. Игрок, набравший наибольшую сумму очков, становится победителем.

Правила

  1. «Куры», выбежавшие из «курятника» и добежавшие до определенного участка, должны вернуться в «курятник».
  2. После каждой перебежки очки у «курицы» суммируются.
  3. Осаленная «ястребом» «курица» теряет все очки, а став позже опять «курицей», набирает очки сначала.


Дразнить водяного (Няки ярритамине)

Эстонские ребята очень любят играть в воде. В этой игре участвуют от 2 до 20-30 школьников.

Описание. Все строятся в шеренгу на берегу моря и ждут набегающей волны. Когда набежавшая волна начинает откатываться, все (без специальной команды) бегут за ней как можно дальше по обнаженному дну. Затем надо успеть убежать от набегающей волны, чтобы она не замочила ног (что означало бы «водяной укусил»). Замочившие ноги выше стопы выбывают из дальнейшей игры, а остальные повторяют попытки, пока не выявится победитель - пробежавший за волной дальше всех и не замочивший ног выше стопы.

Правила

  1. Засчитывается результат только тех участников, чьих ног не коснулась волна.
  2. Если несколько участников имеют почти одинаковый результат, то все они считаются победителями.


Окунать свечу (Кююнла кастмине)

В этой игре участвуют от 2 до 10 младших школьников под руководством взрослого.

Описание. Участники заходят в воду чуть выше пояса. По команде руководителя все разом подпрыгивают, а затем погружаются в воду по шею (или с головой - смотря по договоренности). Уставшие перестают прыгать и стоят на месте. Побеждает подпрыгнувший наибольшее число раз без перерывов.

Правила

  1. Подпрыгивать можно только по команде (счету) руководителя.
  2. После каждого прыжка и погружения нужно возвращаться в исходное положение (положение стоя).


Проплыть между ногами (Харкис ялгаде вахелт уюмине)

В этой игре участвуют школьники - от 2 до 4 человек. Начиная с 10-11 лет мальчики и девочки играют порознь.

Описание. Играющие становятся в воду по грудь, ноги шире плеч, образуя колонну с промежутками 1-2 м. Тот, кто стоит последним, ныряет и проплы­вает между ногами всех стоящих, выныривает и встает первым в колонне. После этого ныряет следующий в конце колонны и т. д., пока все не выполнят ныряние.

Правила

  1. Очередной ныряльщик обязан дождаться, когда предыдущий вынырнет и займет место впереди колонны.
  2. Стоящие не должны во время ныряния двигаться, мешать или помогать ныряющим.

Вариант. Можно составить две команды и соревноваться в том, чья колонна быстрее выполнит ныряние.


Игры с предметами

Пить в ушате (Тообрис йооминэ)

Эта игра типа аттракциона, когда выполняемые кем-то игровые действия привлекают внимание многочисленных зрителей. Проводится она на народных праздниках (иногда на школьных праздниках для старшеклассников). Участвуют в ней юноши и мужчины.

Рис. 2 Пить в ушате
Рис. 2 Пить в ушате

Через ушки ушата просовывают палку и ушат устанавливают на круглом камне или подвешивают его на веревках, привязанных за палку.

Описание. Игрок, залезает в ушат (становится там) так, чтобы палка была между ногами (рис. 2), и пьет из кружки. Победителем считается тот, кто удержится в качающемся ушате и выпьет воду, не пролив ее. Если таких окажется несколько, то побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.

Правило. Никто из окружающих не должен прикасаться к ушату.



Игра в сапожника (Кингсэпамянг)

(Эта игра имела много других названий: в Эммасте - «Игра в котенка», в Тарвасту - «Игра в куницу», в Мустяла - «Игра в Яна-башмачника», в Цоору - «Стрельба в зайца», в Вынну - «Игра в портного»)

Играют двое, а остальные смотрят это комическое представление. Поэтому игра часто используется в качестве аттракциона на детских или народных праздниках. В последнем случае участвуют нередко и взрослые.

Рис. 3 Игра в сапожника
Рис. 3 Игра в сапожника

Описание. Из соломы делают три веника и связывают их. Получившийся большой веник ставят на три «ноги». Это «сапожник». Возле «сапожника» становится один из игроков. Другой «едет к нему верхом на лошади» - на палке, делает вокруг него три круга, и между ними происходит такой разговор:

 - Здравствуйте! Сапожник дома? 
- Дома.
- Что он делает?
- Туфли для соседей.
- А мне сделает?
- Нет.
- Тогда я его накажу.



Игра в школу (Коолимянг»)

Этой игрой занимаются ребята 5-9 лет, от 3 до 10 человек. Перед игрой чертят на площадке прямоугольник 6x1 м, состоящий из шести квадратов (рис. 4).

Рис. 4 Игра в школу
Рис. 4 Игра в школу

Описание. Выбирают по считалке или другцм способом «учителя». Он берет маленький камешек, прячет его за спиной в кулак, вытягивает руки вперед. Один из «учеников» должен отгадать, в какой руке камешек. Если это ему удалось, то он получает право бросить свой камень в квадрат первого класса так, чтобы камешек остался там. Если это получится, он снова угадывает и в случае удачи бросает камешек в квадрат второго класса. Если камешек не попадет в квадрат или «ученик» неправильно отгадает, то он остается в первом классе и очередь переходит к следующему «ученику». И так далее. Кто первым закончит все классы, тот победитель.

Правила.

  1. Камешек считается не попавшим в квадрат, если упал на черту.
  2. Участник, дождавшийся повторной очереди, бросает камешек в тот квадрат, на котором остановился в предыдущий раз.


Экзамен батрака (Тэомэхэ-эксам)

Это игра для юношей и мужчин. Используется дуга из конской упряжи. Играют по одному.

Описание. Играющий ставит дугу на концы, приседает перед нею, обхватывает ее руками и стремится пролезть ногами вперед (рис. 5).

Правило. Не разрешается во время пролезания под дугой менять положение рук и касаться земли телом.



Поворачивание судна (Лаэвапыыраминэ)

Это игровое упражнение типа аттракциона привлекает много зрителей. Его проводят на народных праздниках, в молодежных лагерях и спортивно-трудовых лагерях для старшеклассников.

Рис. 6 Поворачивание судна
Рис. 6 Поворачивание судна

Два каната (каждый длиной 5-8 м) натягивают горизонтально или наклонно на желаемой высоте и примерно на расстоянии 50-60 см друг от друга между четырьмя столбами или крючками. Участник приглашается по желанию. Описание. Вызвавшийся игрок получает звание рулевого (или капитана) корабля. Он передвигается вдоль по канатам на четвереньках (рис. 6), поворачивается, не сходя с канатов, в обратную сторону и возвращается назад.

Правило. Никто не должен прикасаться к передвигающемуся по канатам, помогая или мешая ему.

Варианты

  1. С обоих концов канатов приближаются на четвереньках двое играющих. Они должны обойти друг друга, не слезая с канатов, и двигаться дальше.
  2. Дуга (из конской упряжи) подвешивается за концы к канату (привязывается веревкой). «Рулевой (капитан) судна» садится на качающуюся дугу и старается, крепко держась за нее, перевернуться на 360 градусов.

Можно придумывать и другие приемы движения на канатах.



Игра в щелчок (Нипсумянг)

Эту игру, являющуюся одним из вариантов игры в камешки, особенно любят девочки 6-10 лет. Участвуют в ней и мальчики. Играют чаще летом на пляже.

Описание. Трое-четверо играющих сидят вокруг разостланной мягкой подстилки и играют пятью маленькими (в поперечнике до 2 см) камешками. Договариваются играть, например, от 25 очков до 0. Первый игрок с ладони подбрасывает камешки, а когда они падают, подставляет тыльную сторону, и камешки раскатываются по подстилке (желательно, чтобы они легли отдельно друг от друга). Одной рукой игрок берет любой камешек и подбрасывает его вертикально вверх, а пока тот в воздухе, старается схватить другой камешек с подстилки и поймать в ту же руку падающий камешек. Подброшенный камешек должен удариться (щелчком) о находящийся в руке. Затем игрок выкладывает из ладони на подстилку любой камешек, а с оставшимися продолжает выполнять указанное упражнение, пока все четыре камешка не будут подняты. Потом подбрасывает 5 камешков и старается поймать их на тыльную сторону ладони. Удалось игроку поймать, например, 4 камешка, ему отсчитывают от 25 очков 4. Выигрывает тот, кто при отсчитывании очков первый доходит до нуля. Если участнику не хватает, например, 1 очка, но при последнем подбрасывании у него осталось на тыльной стороне ладони 4 камешка, тогда он ждет заново своей очереди, стараясь в следующий раз подбросить только один камешек, что ему точно даст 1 очко. Если при перечисленных упражнениях не удалось набрать нужное число очков, то переходит к следующим упражнениям: старается разбрасывать с тыльной стороны ладони все 5 камешков так, чтоб те легли по возможности парами. Теперь необходимо, подбрасывая 1 камешек, поднимать при этом сразу пару. В следующий раз разбрасывают камешки с тыльной стороны ладони так, чтобы три лежали вместе, а два других - отдельно. Потом так, чтобы четыре легли отдельно от пятого. (Разбрасывать камешки группами на подстилке можно после того, как они пойманы на расставленные пальцы.) Первый участник играет так до тех пор, пока не сделает ошибку. Тогда играет следующий по очереди.

Вот некоторые другие приемы с камешками:

  1. «Перекидывание» («Лоопиминэ»). Камешки по одному подбрасывают одной рукой и ловят другой.
  2. «В другую руку» («Пихку панэминэ»). В ладони - 5 камешков. Один подбрасывают, другой перекладывают в другую руку и подхватывают падающий камень. То же проделывают с остальными камешками.
  3. «Без щелчка» («Клыпсута»). Камешек подбрасывают, подхватывают с подстилки второй, ловят падающий, но без щелчка о другой камешек. То же делают с остальными четырьмя камешками.
  4. «Со щелчком» («Клыпсуга»). То же, что 3-й прием, но со щелчком.
  5. «С большого пальца» («Пыйдла поолт»). На ладони - 5 камешков. Один подбрасывают, второй берут с руки и кладут со стороны большого пальца на подстилку, ловя подброшенный.
  6. «С мизинца» («Вяйкесырмэ поолт»). То же, что 5-й прием, но камешек кладут на подстилку со стороны мизинца.
  7. «Разъединение» («Лыхкуминэ»). Камешек подбрасывают, подхватывают еще один с подстилки и ловят падающий. Подбрасывают все три и ловят двумя руками: два - в одну руку, третий - в другую. Дальше играют подобным же образом с четырьмя камешками (в каждой руке - по два) и с пятью (два плюс три).


Лисий силок (Рэбасэпююдминэ)

В «Лисий силок» играют подростки и юноши, чаще на праздниках, где эта игра служит своего рода развлечением для зрителей. Играющих трое: двое из них - «ловцы», третий - «лиса». Беру веревку длиной 3-4 м и из нее делают затягивающуюся петлю («силок»), чтобы «лисе» можно было на четвереньках через нее прошмыгнуть.

Рис. 6 Лисий силок
Рис. 6 Лисий силок

Описание. «Ловцы» ставят свои левые ступни на нижние углы петли, левой рукой берутся за верхние ее углы, а правой рукой - за концы веревки (рис. 7). Задача «лисы» - проскользнуть через петлю. «Ловцы», в свою очередь, стараются в этот момент, затянув петлю, поймать «лису». «Лиса» вертится на четвереньках вокруг петли, спрашивает разрешения понюхать, отведать, отвлекая внимание «ловцов». Улучив благоприятный момент, она старается проскочить через петлю. Если же «ловцы» успеют затянуть петлю и поймать в нее «лису», то они - победители.

Правила

  1. «Ловцы» должны держать петлю неподвижно, не набрасывая ее на «лису».
  2. «Лиса» может, чуть войдя в петлю, отскочить назад. Если при этом «ловцы» затянут петлю, они проиграли.

Вариант. «Лиса» должна проскочить через «силок», прыгая на одной ноге.




Игра в мяч с фигурами (Куюпалль)

В этой игре участвуют младшие школьники, подростки, от 5 до 20 человек. Для игры нужен мяч.

Описание. Играющие образуют круг. В центре его становится водящий (по выбору). Он бросает им мяч. Один из игроков должен поймать мяч и бросить водящему. Если игрок не поймает мяч, то замирает в той позе, в которой пытался его поймать. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не станут «статуями». Водящий выбирает самую интересную, на его взгляд, «статую», и игрок, изображающий ее, становится водящим. Игра начинается сначала.

Правило. Игрокам, не поймавшим мяч и ставшим «статуями», не разрешается изменять позу, иначе они выбывают из игры.




В скачки (Кутсикулыыминэ)

В Эстонии известно много вариантов этой игры. У русских она называется «Игрой в чижа» («Чижик»). Она распространена также у других народов. Правила этой игры, проводимой в разных местах, сходны, но различаются способы ударов по «чижику». Здесь описывается не вся игра, а приводятся только способы ударов, применяемые в данной игре у эстонцев.

Наиболее распространены семь способов (видов) ударов по «чижику». Любой из них повторяется до тех пор, пока не пробьют все играющие. При желании можно играть, используя лишь часть способов, в любой последовательности. Обычно договариваются о такой последовательности туров игры:

Тур 1. Играющие подбрасывают свободной рукой «чижик» в воздух и отбивают его битой.

Тур 2. «Чижик» подбрасывают в воздух той же рукой, которой держат биту, и отбивают.

Тур 3 . «Чижик» кладут на плоский конец биты, подбрасывают и отбивают.

Тур 4. «Чижик» кладут в лунку (одним концом). По выступающему из лунки концу ударяют битой. Подскочивший вверх «чижик» выбивают следующим ударом в «поле».

Тур 5. «Чижик» кладут на лунку, биту засовывают плоским концом в лунку, выбрасывают ею «чижик» вверх и отбивают.

Тур 6. «Чижик» кладут на лунку и прижимают сверху битой. Резко дернув биту к себе, заставляют «чижик» катиться и тут же подсовывают под него плоский конец биты (накатывают «чижик» на биту). Затем подбрасывают «чижик» в воздух и отбивают.

Тур 7. «Чижик» наклонно всовывают в землю и с установленной дистанции (8-10 м) метают битой в «чижик», чтобы он отлетел.



Игры с палкой (Кайкамянгэ)

В этой игре участвуют мальчики-подростки и юноши, от 3 до 10 человек. Для нее нужна площадка длиной 20-30 м и шириной не менее 10 м. На одном из дальних ее краев проводится линия кона, от которой играющие будут метать палки-биты (длиной 80-100 см, толщиной 3-4 см). Метрах в 7-15 от кона (как договорятся сами играющие, исходя из своих сил и умения метать палки) чертится круг или квадрат около 1 м в поперечнике. В середину его втыкается деревянная палочка (высотой около 15-20 см и диаметром 2-3 см).

Описание. По жребию или путем метания палок на дальность определяют очередность метания, а также водящего, который охраняет палочку, стоя в стороне от нее (не ближе 5-6 м). Метая по очереди палку-биту от линии кона, игроки стараются сбить палочку. После броска (независимо от результата) метатель бежит за своей палкой. Водящий старается догнать и осалить (слегка коснуться) бегущего своей палкой, преследуя его до линии кона. Если ему удается сделать это, то метатель становится водящим. Если палка от попадания упала, защитник должен в первую очередь воткнуть ее в землю и только после этого может догонять метателя.

Правила

  1. Водящему разрешается преследовать метателя только после того, как тот поднял свою палку-биту и побежал обратно к линии кона.
  2. Нельзя забегать за боковые границы площадки. Забежавший считается осаленным.

Другие виды игр с палкой, известные в Эстонии

  1. Участники становятся за линией кона с палками в руках. В 8-10 м от играющих лежит деревянный шар. Один игрок (вызывающий) стоит в стороне от шара и вызывает по имени любого игрока. Вызванный старается метнуть свою биту по шару так, чтобы он покатился как можно дальше. Вызывающий бежит за шаром, а метатель - за своей палкой. Оба стараются прибежать на линию кона - на место метателя. Бегут и в том случае, если метателю не удалось попасть в шар. Прибежавший на линию кона вторым становится новым вызывающим.
  2. У каждого участника - палка, которой надо попасть в деревянный шар. Подающий (выбранный по жребию) подбрасывает шар вверх-вперед, играющие по очереди стараются, бросая свою палку, попасть в шар в воздухе. Попавшие свободны, а непопавшие должны из-за линии кона все сразу бросить свои палки в мишень (дерево, камень). После броска все не попавшие в мишень (попавшие свободны) бегут каждый к своей палке, хватают ее и ударяют по мишени. Ударивший последним становится новым подающим.
  3. Один играющий подбрасывает свою палку вверх-вперед, другие в порядке, установленном по жребию, стараются своей палкой попасть в подброшенную палку. У кого будет больше попаданий (например, при 5-10 турах), тот считается победителем.

Охота на лисицу (Рэбасэяхт)

В «Охоту на лисицу» играют ребята 9-14 лет и старше, обычно от 7 до 20 человек и более. Играют в лесу или на местности, где есть кустарники. Выбирают двух «собак» и одного «охотника». У «охотника» в руках мяч - «ружье». Остальные игроки - «лисы».

Описание. «Охотник» громко считает до трех. В это время «лисы» прячутся в кустарнике. «Охотник» и «собаки» идут их искать. Если «собака» найдет «лису», она старается ее поймать и удержать до тех пор, пока не подбежит «охотник». Он должен осалить «лису» мячом. Если ему это удалось, то «лиса» становится «собакой» и помогает «охотнику» ловит остальных «лис». Сам «охотник» старается тоже осалить «лису», без помощи «собак». Игра продолжается до тех пор пока не будут осалены все «лисы». Та «лиса», которую поймали первой, становится «охотником». Выбираются из желающих новые «собаки», и игра начинается сначала.

Правила.

  1. «Лиса», если ее поймала «собака», может вырваться и убежать. Погоня за ней начинается сначала.
  2. «Лиса» может увертываться от мяча «охотника».

Чья баня? (Кэллэ саун?)

Когда-то эту игру затевала зимой сельская молодежь: катали друг друга на санках вокруг селения с остановками у отдельно стоявших возле домов бань. До наших дней эта игра дошла только в своей детской разновидности, в которой настоящие бани заменяются воткнутыми в снег палочками.

Играют 3-5 и больше мальчиков и девочек младшего или среднего школьного возраста. Требуются небольшие палочки или прутики (по числу участников) и санки.

Описание. Все участники втыкают свои палочки в снег с таким расчетом, чтобы образовался круг диаметром 5-10 м или больше (как договорятся). Каждый делает на своей палочке какую-нибудь пометку, отличающую ее от остальных. По считалке или по жребию определяют очередность участников. Первого по очереди сажают на санки и завязывают ему глаза. Остальные участники игры везут санки как можно быстрее с наружной стороны круга, образовавшегося из воткнутых в снег палочек - «бань». После одного или нескольких (по договоренности) кругов санки останавливают рядом с какой-нибудь «баней». Сидящий должен отгадать, чья это «баня». Отгадавшего везут еще примерно столько же, и снова он должен отгадать чью-то «баню». Неотгадавшего сменяет на санках следующий по очереди участник.

Можно за правильные угадывания «бани» начис

Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 4576 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Очень хорошо подойдёт сайт Longdating http://longdating.top/?s=193 для встреч с незнакомкой в сети интернет. Этот веб ресурс который поможет людям поверить в эффективность данного вида знакомств. Преимущества виртуальных знакомств. Даются полезные советы тем, кто желает найти свое счастье через Интернет. Всем тем, кто еще не нашел своего счастья в личной жизни.

1  
Многие считают, что знакомство с помощью интернет http://bezotkazzniki.org/?t=2988 - глупое, бесполезное занятие. Но это вовсе не так. Знакомство через интернет ничем не отличается от известного всем знакомства через газету. Довольно часто услуги сайтов знакомств http://intimstrana.in/?t=2988 ничего не стоят, ко всему к этому там можно сразу себя показать во всей красе с помощью лучших фотографий.

Имя *:
Email *:
Код *: