Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Пятница, 29.03.2024, 01:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Чечня

С древнейших времен вайнахи занимались в основном земледелием и скотоводством. Этому способствовали благоприятные природно-климатические условия, чрезвычайно богатые флора и фауна Чечено-Ингушетии.

Неудивительно, что в числе подвижных игр у чеченцев и ингушей было много игр, связанных с сельскохозяйственными работами: пахотой, сенокосом, уборкой урожая, стрижкой овец, прядением шерсти, приготовлением сыра (брынзы) и др. Так, в прошлом была распространена «Сырная игра» («Нахчи-ловзар» - по-ингушски, «Нахчи-къовсар» - по-чеченски).

В этой игре участвовали две команды. Каждая приходила на игру с головкой сыра, положенной в мешок (мешки были разного цвета). Участники стремились отобрать сыр у противника и доставить обе головки старикам, которые обычно находились где-нибудь на возвышении и наблюдали за ходом борьбы. Игра была эмоциональной, изобиловала разными приемами (исключались только приемы, влекущие телесные повреждения), игра длилась несколько часов, что требовало большой выносливости. Игра напоминает современное регби.

Кавказ являлся «воротами» для попадания торговцев в Турцию. Нередко аборигенам Кавказа требовалось защищать свою страну от иноземных захватчиков. Не раз мирному пастуху приходилось свою ярыгу сменять на копье, а пахарю - орал на меч, чтобы защитить себя и свою страну. Неудивительно, что в подвижных играх вайнахов занимали немалое место физические упражнения, способствующие необходимой физической подготовке молодежи.


Игры без предметов

Поиски прячущихся

(по-чеченски «Хиурре молла», по-ингушски «Лечкъоргах»)

Игра проводится на открытом воздухе, в основном летом и осенью, когда много зелени, в которой можно спрятаться. Участвуют подростки и молодежь, не более 20 человек.

Описание. Играющие разделяются на две равные по численности команды. Бросается жребий, какой команде прятаться, какой искать. Согласно жребию, одна команда уходит прятаться, другая садится по кругу, обхватив друг друга за плечи руками и наклонив голову вперед. На середину круга выходит их представитель. Он ложится на землю (траву) лицом вниз, закрыв его руками.

Команда, которая прячется, оставляет своего представителя рядом с сидящей по кругу командой. Он ходит по кругу, следя, чтобы сидящие и лежащий игроки не поднимали головы. Через определенное время (например, после счета 20-40) представитель спрятавшейся команды разрешает начать поиск. Лежащий в середине поднимается и идет искать прячущихся в сопровождении «своей тени» (игрока из другой команды). Сопровождающий должен громким возгласом «Хиурре молла!» извещать свою команду о том, где он и ищущий находятся. Когда они достаточно отдалятся от места начала игры (кона), игроки спрятавшейся команды могут прибегать к кону и голосом подавать сигнал ищущему о том, что они на кону. Ищущий со «своей тенью» должен обязательно вернуться к кону и отсюда снова начать поиск. Каждое появление игрока спрятавшейся команды у кона приносит ей выигрышное очко.

В процессе игры ищущий старается отвлекать «свою тень», чтобы она не подавала сигналы своей команде (задает ей различные вопросы, обращает внимание на окружающие предметы и т. п.).

Как только все игроки прячущейся команды найдены или набрано установленное количество очков (3-10), обе команды меняются ролями, и игра начинается сначала.

Правила.

  1. Оставшимся на кону запрещается подсматривать за прячущимися и подсказывать ищущему, убегать из круга, задерживать прибегающих на кон игроков.
  2. Играющие прячущейся команды могут прибегать на кон по одному или все вместе.
  3. Сидящие по кругу не принимают активного участия в игре, пока не поменяются ролями с соперниками.

Бег волоча ног (Ког текхабеш адар)

Условия труда горца требуют умения хорошо ходить в горах, в лесу. Это умение особенно важно было при перегоне отар, стад и табунов с одного места на другое по склонам крутых гор, в любое время года и в любую погоду. Игра «Бег волоча ногу» представляет собой игру-состязание, хорошо развивающую такое умение. Играют дети школьного возраста, от 6 до 40 человек.

Рис. 1 Бег волоча ногу
Рис. 1 Бег волоча ногу

Описание. Участники делятся на две команды: «охотников» и «зверей». Каждый «охотник» выбирает себе партнера из команды «зверей» и играет с ним до конца игры. На площадке проводятся три параллельные линии. Первая из них - старт для «охотников», вторая - старт для «зверей», третья - финиш. Расстояние между линиями зависит от размера площадки и состава играющих. «Охотники» и «звери» принимают на старте исходное положение: упор присев, одна нога в сторону (рис. 1). По сигналу начинается бег (на руках и одной ноге, волоча вторую ногу) «охотников» и «зверей». Каждый «охотник», крича: «Лови! Догоняй!», - стремится до финишной линии догнать своего партнера-«зверя». Непойманные «звери», а также догнавшие своих «зверей» «охотники» счита­ются победителями. Проигравшие катают победителей на спине условленное расстояние.

Правила.

  1. «Охотник» или «зверь», начавший бег с линии старта до сигнала руководителя (вожака) игры, считается проигравшим.
  2. Ловить можно только до линии финиша.
  3. Игрок, изменивший во время бега положение упор присев одна нога в сторону, считается проигравшим.


Бег волоча ног (Ког текхабеш адар)

Условия труда горца требуют умения хорошо ходить в горах, в лесу. Это умение особенно важно было при перегоне отар, стад и табунов с одного места на другое по склонам крутых гор, в любое время года и в любую погоду. Игра «Бег волоча ногу» представляет собой игру-состязание, хорошо развивающую такое умение. Играют дети школьного возраста, от 6 до 40 человек.

Рис. 1 Бег волоча ногу
Рис. 1 Бег волоча ногу

Описание. Участники делятся на две команды: «охотников» и «зверей». Каждый «охотник» выбирает себе партнера из команды «зверей» и играет с ним до конца игры. На площадке проводятся три параллельные линии. Первая из них - старт для «охотников», вторая - старт для «зверей», третья - финиш. Расстояние между линиями зависит от размера площадки и состава играющих. «Охотники» и «звери» принимают на старте исходное положение: упор присев, одна нога в сторону (рис. 1). По сигналу начинается бег (на руках и одной ноге, волоча вторую ногу) «охотников» и «зверей». Каждый «охотник», крича: «Лови! Догоняй!», - стремится до финишной линии догнать своего партнера-«зверя». Непойманные «звери», а также догнавшие своих «зверей» «охотники» счита­ются победителями. Проигравшие катают победителей на спине условленное расстояние.

Правила.

  1. «Охотник» или «зверь», начавший бег с линии старта до сигнала руководителя (вожака) игры, считается проигравшим.
  2. Ловить можно только до линии финиша.
  3. Игрок, изменивший во время бега положение упор присев одна нога в сторону, считается проигравшим.

Игры с предметами

Бег с палкой в руке (Гаж кульгатаоттая адар)

В игре участвуют дети школьного возраста. Количество играющих зависит от размеров места проведения. Дистанция бега - от 50 до 100 м. Соревнующиеся дети подбираются по росту, а не по возрасту. У каждого из участников должна быть палка.

Описание. Проводится линия старта и на расстоянии 50-100 м от нее - линия финиша.

На ладонь ставят одним концом палку и бегут с ней к финишу, стремясь не уронить ее. Игрок, у которого палка упадет, считается проигравшим.

Правила.

  1. Начинать бег можно только по сигналу. Кто выбежал раньше, - проигрывает.
  2. Кто уронит палку, - проигрывает и выходит из игры.
  3. Бежать с палкой в руке надо вытянув руку вперед.


Игра в колышки

(по-чеченски «Хюстамах ловзар», по-ингушски - «Хрокхех ловзар»)

Эта игра, которая в прошлом была распространена по всей территории Чечено-Ингушетии, теперь бытует в предгорных селениях, где много леса.

Игра проводится во дворах, на улицах или за околицей деревни, когда земля еще сырая. Играют, как правило, мальчики от 6 лет до подросткового возраста (молодежь и взрослые являются арбитрами при возникновении споров). Количество участников - не более 20 человек.

Рис. 3 Игра в колышки
Рис. 3 Игра в колышки

Каждый должен иметь по 5-10 колышков (из крепких пород дерева: акации, граба, кизила, яблони и др.). Длина колышка - 40-75 см, в зависимости от возраста играющих, толщина - 3-5 см. С одной стороны колышки заостряются. Заостренный конец колышка прижигается на костре, чтобы не притуплялся во время игры. Противоположный конец очищается от коры. В процессе игры он несколько утончается и отшлифовывается (рис. 3).

Описание. Участники определяют по жребию очередность вступления в игру. Первый по жребию с размаху бросает свой колышек, стремясь воткнуть его в землю. Следующие по жребию, загоняя свои колышки в землю, стараются сбить один или одновременно несколько уже забитых колышков.

В процессе игры у каждого по колышку. Если колышек после броска первым игроком упадет плашмя, хозяин этого колышка выбывает из игры, а хозяин сбитого колышка теряет очко. Если при очередном ударе колышек бьющего падает, а не втыкается в землю, то все остальные выдергивают из земли свои колышки и бивший начинает как штрафник очередной кон.

Тот, кто во время игры теряет обусловленное договором количество колышков, выбывает из игры, а выигравший все колышки считается победителем.

Правила.

  1. Должна строго соблюдаться очередность в игре.
  2. Каждый раз игрок имеет право на один бросок колышка, затем уступает место следующему.
  3. Вбивать колышек можно любым приемом.
  4. Если колышек соперника после очередного удара наклонился, а не упал на землю, то по договоренности измеряется расстояние между верхним концом колышка и землей. Если это расстояние меньше ширины ладони бьющего, то колышек «выходит из игры».
  5. Очередной игрок имеет право сбивать любой из стоящих колышков.
  6. Если очередной бьющий сбивает на землю несколько колышков, то забирает их себе, а их владельцы теряют по 1 очку.

Катание колеса (Чархах ловзар)

Играют дети младшего и среднего школьного возраста (до 10 человек) на воздухе, на ровной площадке примерно 30-35 м длиной и 10-15 м шириной. Каждому участнику требуются для игры палка длиной до 1 м (из крепкой породы дерева), немного загнутая на одном конце, и деревянное колесо диаметром 10-15 см.

Описание. Поле игры делится пополам. Играющие образуют две равные команды, и каждая занимает одну из половин поля (согласно договоренности или жребию). Команды размещаются на своем «поле» произвольно. По жребию одна из них получает колесо и вводит его в игру: игроки этой команды ударами своих палок катят колесо на «поле» соперника так, чтобы оно не упало, а прокатилось через все «поле». Соперники же задерживают палками колесо и посылают его обратно, не заходя за среднюю линию. Если колесо упадет, команда, допустившая это, проигрывает очко.

Игра ведется до 30 очков, после чего команды меняются сторонами. Побеждает команда, сумевшая выиграть 2 раза.

Правила.

  1. На «поле» соперника заходить нельзя. Зашедший проигрывает 1 очко.
  2. Запрещается останавливать колесо руками, ногами (можно задерживать палкой).
  3. После падения колеса или допущенной ошибки колесо вводит в игру представитель выигравшей команды.


Игра в голубя (Кхокках ловзар)

В этой игре участвует только молодежь, до 20 человек. Каждому нужна палка длиной примерно 1 м.

Рис. 4 Игра в голубя
Рис. 4 Игра в голубя

Описание. Чертится стартовая линия, и на расстоянии 30-60 м от нее - линия финиша. Все участники, став у линии старта, приседают, ноги вместе, руки опущены до уровня коленей; под коленями и на согнутых руках - палка. Кисти сцеплены впереди в замок. В таком положении участники по сигналу должны прыгать (рис. 4) или бежать до линии финиша. Кто раньше добежит, тот выигрывает.

Правила.

  1. Не разрешается держать палку кистями рук. Кто это допустит, тот проигрывает.
  2. Во время движения нельзя толкать друг друга.








Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (14.03.2010)
Просмотров: 2661 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: