Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Четверг, 25.04.2024, 14:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Азербайджан

Азербайджан

Г. Г. Агаев

Азербайджан расположен в восточной части Закавказья. Он граничит на юге с Ираном и юго-западе с Турцией, на востоке его омывает Каспийское море. Столица - Баку. Коренное население - азербайджанцы. Живут здесь также армяне, русские, грузины и др. В Азербайджан входят Нахичевань и Нагорно-Карабахская автономная область.

Азербайджан
Азербайджан

Несколько тысяч лет до н. э. в Азербайджане уже существовали игры, о чем свидетельствуют рисунки, сохранившиеся на скалах в Гобустане (недалеко от Баку). На этих рисунках изображены охота, фигуры животных, игры. На горе Беркдаш высечены картинки, Изображающие ритуальный танец «яллы» и др. (История Азербайджана, т. I. Баку, 1958).

Азербайджанские историки, писатели, философы, а также путешественники в своих заметках указывали, что в Азербайджане еще с давних лет занимались физическими упражнениями, в том числе и играми. Там существовали такие игры, которые привлекали большое количество зрителей (например, игры с мячом, акробатика на канате, игры на конях), в которых могли состязаться только те, у кого были способности и кто был хорошо подготовлен. Надо полагать, что такие люди готовились опытными мастерами. По описанию некоторых авторов, в Азербайджане наряду с мужчинами в играх участвовали и женщины: удалось обнаружить миниатюру, иллюстрирующую поэму Низами Генджеви «Хамса», на которой изображена женщина, участвующая в народной игре «Човкан». Азербайджанские народные игры ярко отражены в XII в. в поэмах Низами Генджеви «Хосров и Ширин» и др. Низами прекрасно описывает сцены охоты, игры в мяч. Он подчеркивает, что, играя, народ стремится к дружбе.

В поэме Физули «Лейли и Меджнун» (XVI в.) отмечается, что до 14-летнего возраста дети занимаются игрой в мяч на лужайке, а затем начинается период учебы, изучение наук (Физули. Лейли и Меджнун, М., 1938).

В царствование Атабека проводилась игра в поле верхом на конях «Човкан». В работах востоковедов и этнографов А. Е. Крамского, А. А. Плавцова, И. С. Андреева и ряда других ученых доказано, что эта игра существовала уже 800 лет назад. Также очень старая игра «Ножны-сабли» («Фиалки»).

На протяжении веков, переходя от поколения к поколению, игры развивались, обогащались под влиянием изменений условий жизни народа, его быта, обычаев.

Игры сохранили в себе элементы народного образа жизни, его чаяний и стремлений. Во многих играх отражаются труд крестьянина, обработка земли, занятия охотой и рыболовством. В некоторых играх сохранились элементы старинных обрядов азербайджанцев.

Все основные черты, присущие традиционным играм, можно увидеть в сезонных и обрядовых играх, сохранившихся и в настоящее время у населения ряда районов Азербайджанской ССР.

По структуре и правилам народные азербайджанские игры можно выделить в следующие группы:

1) игры с двумя соперничающими сторонами без вожаков (бексиз). К этой группе игр относятся «Беновша», «Гуджай молэк»;

2) игры также без вожаков (бексиз), в которых игроки стараются показать свои способности и каждый отвечает сам за себя. К этому роду игр относятся «Учурма», «Энзели», «Яшин баджи» и др.;

3) игры, руководимые вожаками (беками), которые направляют действия игроков, могут отстранять одних участников от игры и принимать других. К таким играм относятся «Хан-хан», «Кириз», «Кара казан» и др.

Широко используются народные игры на праздниках. Одной из праздничных игр является игра «Прыжок через костер». Раньше в ней участвовали босоногие играющие, прыгающие с глиняной чашкой зерна через костер. Участники отдавали победителю чаши с зерном (Ю. Везир Чеминземинли. Девичий источник, Баку, 1934). Эта игра дошла до нашего времени. Ее можно наблюдать во время празднования «Новруз байрамы» («Праздник весны»). Она проводится уже не с босоногими участниками, и вместо глиняных чаш с зерном все участники отдают победителю окрашенные в разный цвет яйца или сладости.

Работа по изучению национальных игр ведется в Азербайджане пока недостаточно. Требуется широкое привлечение к этому научных кадров и педагогов. В настоящее время собиранием и изучением народных игр Азербайджана занимается автор данного раздела, защитивший на эту тему диссертацию.

Некоторые народные игры включены в программу по физической культуре в школе. Без народных игр не обходится почти ни один праздник.

Ниже приводятся некоторые национальные подвижные игры, бытующие в Азербайджане.


Игры без предметов

От барабана или от дудки (Тебил ойну)

Эта старая азербайджанская игра проводится детьми младшего школьного возраста. Количество участников не ограничено (желательно не более 40 человек).

Описание. Играющие делятся на две группы. В каждой из них выбирается вожак. Группы становятся шеренгами напротив друг друга.

Вожак первой группы подходит ко второй и начинает какой-либо разговор, заканчивая его вопросом: «От барабана или от дудки?» Если вожак второй группы ответит: «От дудки!» - то первая группа, образовав цепь и подражая звуку дудки «з... у ...мм», проходит под вытянутой его рукой, а он может изменять направление руки и, следовательно, направление их движения. Если же вожак второй группы ответит: «От барабана!» - то первая группа проходит под его рукой, подражая звуку барабана. Пройдя под рукой, все находящиеся в строю несколько раз приседают.

Затем вторая группа задает вопрос первой группе, и в зависимости от ответа вторая группа подражает звуку либо дудки, либо барабана, проходя под рукой вожака первой группы.

Правило. Пока под рукой не пройдет вся группа вожака, нельзя менять направ­ление руки.


Ножны-сабли (Кындын кылыз)

(Другое название игры - «Фиалки»)

Эта игра широко распространена среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Участвует в ней не менее 8 и не более 40 человек.

Описание. Играющие разделяются на две равные по количеству команды. В каждой выбирается вожак. Обе команды становятся шеренгами одна против другой на расстоянии 8-10 м. Перед их ногами проводятся линии «домов». Вожаки начинают диалог:

На русском языке:

 Вожак первой команды: «Ножны-сабли» 
Вожак второй команды: «Из ножен сабли»
Вожак первой команды: «Я стрелу пустил»
Вожак второй команды: «Я вора поймал»
Вожак первой команды: «Я камень бросил»
Вожак второй команды: «Я зайца поймал»
Вожак первой команды: «Фиалка»
Вожак второй команды: «Я отломанная ветка»
Вожак первой команды: «Кто из вас придет к нам?»
Вожак второй команды: «Я храбрец!»

На азербайджанском языке:

 1-чи десте: «Кын кылыз» 
2-чи десте: «Кыны кылыз»
1-чи десте: «Ох ахдым»
2-чи десте: «Огруну тутдум»
1-чи десте: «Дачи атдым»
2-чи десте: «Довшан тутдум»
1-чи десте: «Бановша»
2-чи десте: «Бендим душе»
1-чи десте: «Сиздем бизе ким душе?»


Борьба в цепи (Гоигар бенд оюну)

Играют подростки, от 8 до 20 человек.

Описание. Посредине площадки чертят круг диаметром 8-10 м. Участники игры делятся на две команды. Каждая из них выбирает капитана. Затем обе команды становятся в начерченный круг в произвольном порядке. Руководитель становится сбоку площадки на возвышение. По жребию одна команда разбивается на пары, и в каждой паре игроки берутся за руки. Эта команда по сигналу начинает ловить игроков другой команды, окружая их парами. Игроки другой команды бегают в кругу, увертываются от пар, стараются проскользнуть под руками. Пойманный выходит из игры (уходит за пределы круга).

Играют установленное время или до тех пор, пока всех не переловят. Затем команды меняются ролями и игра повторяется, В заключение отмечается победитель-команда, которая больше поймала игроков за установленное время или быстрее переловила всех.

Правила.

  1. Ловить можно только соединив руки в паре, иначе результат не засчитывается.
  2. Убегающим не разрешается разъединять (разрывать) соединенные в паре руки.
  3. Пары могут объединяться, образуя большую цепь.
  4. Убегающий не должен выходить за линию круга, иначе он считается пойманным и выходит из игры.

Игры с предметами

Узнай по стуку (Чик-чик ойну)

Играют дети младшего школьного возраста, от 4 до 40 человек. Для игры требуются повязка для завязывания глаз, чистые листки бумаги (для подкладывания под повязку) и 2 камня среднего размера.

Описание. Участники образуют большой круг или садятся за парты. Руководитель кладет в середину площадки или на стол 2 камня. Играющие рассчитываются по порядку номеров. Выбирается водящий, он становится в середину круга или, если играют в классе, идет к доске. Водящему завязывают глаза, предварительно подложив чистый листок бумаги. Руководитель предлагает одному из участников подойти к водящему. Подошедший берет водящего за руку, поворачивает его несколько раз кругом, водит по площадке (комнате), чтобы он потерял ориентировку. Если игра проходит в классе, то участники, сидящие за партами, пересаживаются с одной парты на другую. Водящий показывает пальцем на одного из них и вызывает его к себе. Вызванный берет камни в руки и выстукивает ими свой номер. Водящий должен отгадать, кто подходил к нему. Если ему это удастся, то он меняется с ним местом, в противном случае выполняет задание играющих (танцует, отгадывает загадку и др.). После выполнения задания он выбирает нового водящего. Играют неопределенное время. Лучшими игроками считаются те, кто, будучи водящим, сумел быстрее отгадать, кто подходил к нему.

Правила.

  1. Каждый новый водящий обязательно должен класть под повязку чистый листок бумаги.
  2. Выстукивать камнями свой номер можно не только ударами, но и отбиванием мелодии (например, отбивается мелодия на 3/4, если игрок имеет номер 3).
  3. Запрещается подсказывать водящему. Кто подскажет, то выходит из игры.


Защищай товарища (Гору йолдашыны)

Играют в основном подростки, от 6 до 40 человек. Для игры требуется мяч (лучше волейбольный).

Описание. Выбирают двух водящих. Остальные играющие образуют круг, став на расстоянии вытянутых в стороны рук. Перед их ногами чертится окружность. Один из игроков получает мяч. Двое водящих становятся в середину круга, один из них защищает другого, который является целью нападения. Играющие, стоящие по кругу, начинают бросать мяч в водящего, который служит мишенью, стремясь попасть в туловище. Другой водящий отбивает мяч, не давая ему коснуться защищаемого им. Если играющие попадут в водящего мячом, то в середину круга идут новые водящие и игра начинается сначала. В заключение отмечается, кто хорошо защищал товарища.

Правила.

  1. Запрещается бросать мяч в голову. Засчитывается только попадание в туловище, руки и ноги.
  2. Если в водящего попал мяч, отскочивший от защитника, или от пола, или от какого-либо предмета, то попадание не засчитывается.

Не падай в ров (Хендейе душме)

Игра проводится в основном на площадке. Играют подростки, от 6 до 40 человек. Для игры требуется повязка для завязывания глаз и чистая бумажка под повязку.

Описание. Поперек площадки обозначают «ров» - «коридор» шириной от 30 до 100 см, на обеих сторонах площадки чертят лицевые линии. Участники делятся на две команды, каждая из которых выстраивается у своей (по жребию) линии. Выбранные капитаны команд бросают жребий, кому начинать игру. Капитан команды, начинающей игру, получает повязку, подходит к противоположной команде и завязывает любому игроку глаза. Затем командует: «Шагом марш!» Игрок продвигается вперед. Когда он подойдет к линии «рва», играющие его команды подсказывают: «Прыгай через ров!» Игрок старается прыгнуть. Если прыгает неудачно, то переходит в команду соперника. Затем то же проделывает игрок другой команды. И так несколько раз или пока все не побывают в роли игрока с завязанными глазами. Когда игра заканчивается, подсчитывают, сколько игроков соперника оказалось в каждой команде. Команда, у которой их больше, считается выигравшей.

Правила.

  1. Не разрешается завязывать глаза дважды одному и тому же участнику. Надо завязывать глаза поочередно разным игрокам.
  2. Нельзя вводить в заблуждение игрока с завязанными глазами, несвоевременно подавая ему команду.
  3. Игроки команды соперников не имеют права подавать команду «Прыгай!». Нарушивший это правило становится «пленником» команды соперников.


Скорей действуй (Сутлу сумук ойну)

Игра проводится подростками. Количество участников - от 8 до 40 человек. Для игры требуются один тряпичный мяч диаметром 6-8 см и повязки или жилетки для игроков одной из команд для различения команд.

Описание. Играющие делятся на две команды и каждая выбирает капитана. Обе команды выстраиваются в одну шеренгу и становятся лицом к стене, закрыв его руками. Руководитель (вожак) прячет где-то рядом тряпичный мяч (можно заменить его каким-либо небольшим предметом). По его сигналу играющие поворачиваются и начинают искать спрятанный предмет. Кто найдет, тот передает его броском своим игрокам, а те стараются передать его капитану своей команды, а тот - руководителю. Команда, которая сумеет это сделать, считается победительницей. Играют несколько раз.

Правила.

  1. Нельзя подсматривать, куда прячется мяч.
  2. Мяч передается руководителю только через капитана.
  3. Во время перебрасывания мяча можно перехватить его в воздухе и передать своим игрокам. Нельзя вырывать мяч.

Игра в лунку (Пула-пула ойну)

Играют дети младшего и среднего школьного возраста, от 6 до 20 человек. Игра проводится только на площадке с мягким грунтом. Нужно иметь 5 маленьких шариков или камешков диаметром 2-3 см.

Описание. В центре площадки делают лунку глубиной 15-20 см, диаметром 10-15 см. На расстоянии 3-4 м проводят линию броска. Участники делятся на две равные по численности команды и выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на той половине поля, на которой находится линия броска.

В обеих командах выбирают по капитану. Команда, начинающая (по жребию) игру, получает 5 шариков. Ее капитан кладет их на ладонь и становится у линии броска. Его задача - забросить шарики в лунку. Сколько шариков он забросит, столько получит очков. Затем бросают шарики все игроки этой команды поочередно. Когда одна команда закончит броски, их начинает другая. Если кто-либо не забросит ни одного шарика в лунку, то их передают другой команде. Кончается игра, когда все примут участие в бросании шариков. Побеждает команда, сумевшая забросить большее количество шариков в лунку.

Правила

  1. Во время броска не разрешается наступать на линию или заходить за нее.
  2. Шарики, попавшие в лунку, но выскочившие из нее, не считаются попавшими.


Катание мяча (Дигирлетма)

Игра проводится на площадке. Играют подростки, 6-20 человек. Для игры нужен один теннисный мяч (или любой резиновый такого же размера).

Описание. На двух противоположных сторонах площадки на расстоянии 15-20 м чертятся линии броска. Посередине площадки проводится линия, на которой делают 5-8 лунок шириной 10-15 см, глубиной 20-25 см. Играющие делятся на две команды, и каждая выбирает капитана. Команды размещаются шеренгами на противоположных сторонах площадки за линиями бросков.

По сигналу руководителя-судьи, находящегося сбоку на высоком месте, капитан команды, начинающей (по жребию) игру, катит мяч по земле в лунки, не заходя за линию броска. Если мяч попадет в цель, т. е. в одну из лунок, то капитан выводит из игры одного из игроков противоположной команды (кроме ее капитана). Далее очередной игрок катит мяч из-за линии броска. Если мяч не попадет в лунку, то его передают команде соперника. Там начинает катить мяч капитан, а затем по очереди остальные игроки. При неудаче они также передают мяч противоположной команде, при удачном попадании один игрок соперников выбывает из игры. Игра продолжается установленное время (10-15 мин). Побеждает команда, в которой будет больше попаданий в лунки и останется больше игроков.

Правила.

  1. По воздуху бросать мяч в лунки не разрешается. Можно только катить его по земле.
  2. Если во время катания мяча игрок выйдет за линию броска, то мяч передается противоположной команде.
  3. Перекатившийся через лунку мяч считается проигранным и передается команде соперника.


Защита булав (Дире дойме)

Играют подростки и старшие школьники, от 8 до 20 человек. Для игры нужны булавы или кегли, от 3 до 6 штук.

Рис. 1 Защита булав
Рис. 1 Защита булав

Описание. В середине площадки чертят круг диаметром 6-7 м. В его середину ставят 4 булавы на расстоянии 1 м друг от друга. Играющие делятся на две равные по численности команды. По жребию одна команда становится в кругу и защищает булавы. Другая располагается вне круга (рис. 1).

По сигналу руководителя играющие, находящиеся за кругом, начинают «нападать» на булавы, стараясь захватить их. Команда, находящаяся в кругу, защищает булавы - стремится осалить (коснуться) нападающих, вошедших в круг. Кто из нападающих будет осален, тот выходит из игры. Если нападающие отберут 3 булавы, то считаются победителями. Если защищающие осалят всех нападающих, значит, они победители. Затем играют второй раз, поменявшись ролями. После 2 раз игры объявляется команда-победительница (команда, сумевшая быстрее захватить 3 булавы или быстрее осалившая всех нападающих).

Правила.

  1. Защитники не имеют права выходить из круга. Осаливание вне круга не засчитывается.
  2. Булава считается взятой, если нападающий вынесет ее из круга не будучи осаленным.
  3. Если защитник сам свалит булаву, то он выходит из игры.
  4. Выбрасывать булавы из круга запрещается. Взявшему булаву разрешается самому вынести ее из круга или передать своему игроку, которому удобнее это сделать.


Игра в марше (Постана ойну)

Игра проводится на площадке или же в большом спортзале. Играют подростки, от 6 до 40 человек. Для игры требуется один теннисный мяч.

Описание. Играющие делятся на две равные по численности команды. В каждой из них может быть не менее 3 и не более 20 человек. Команды выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 20-25 м. Перед каждой командой чертится линия, которая условно называется «домом». На расстоянии 8-9 м от каждого «дома» по направлению к центру чертят штрафные линии, образующие штрафную площадку - «коридор». Руководитель становится сбоку штрафной площадки. В обеих командах выбирают по капитану. Бросают жребий, какой команде начинать игру.

Руководитель вызывает к себе капитана команды, начинающей игру, и вручает ему теннисный мяч. Капитан возвращается на место. По команде «Шагом марш!» игроки начинающей команды двигаются к штрафной площадке, положив руки за спину. Капитан во время маршировки передает мяч за спиной рядом идущему, тот - следующему и х. д., пока они не дойдут до штрафной линии. Здесь они останавливаются. Три игрока из второй команды по указанию капитана должны угадать, у кого находится мяч. Если один из трех игроков второй команды угадает, у кого теннисный мяч, то он приносит своей команде 1 очко, капитан этой команды получает теннисный мяч, и игра продолжается. Если же один из трех игроков не отгадает, у кого находится мяч, то начинающая команда получает 1 очко и по команде руководителя возвращается в свой «дом». Тогда игру продолжает первая команда.

Побеждает команда, у которой в конце игры будет больше очков.

Правила

  1. Не разрешается подсказывать участникам, у кого находится мяч, иначе ответ не засчитывается.
  2. Каждый раз в командах капитаны назначают для отгадывания новую тройку или меньшее количество игроков, если участников мало.



Передай мяч (Топу отур)

Игра проводится подростками (от 6 до 20 человек) на площадке размером 5x5 или 10X10м (в зависимости от количества играющих). Для игры требуются мяч (волейбольный или баскетбольный) и повязки или куртки по количеству половины играющих для отличия команд.

Описание. Участники делятся на две равные по численности команды и располагаются шеренгами друг против друга вдоль лицевых линий. Посередине площадки чертят небольшой круг, в который кладут мяч.

Руководитель (вожак) становится на стул или на какое-либо другое возвышение посередине боковой линии. Одна команда надевает куртки. По сигналу руководителя (вожака) обе команды устремляются к мячу. Игроки команды, завладевшей мячом, перебрасывают его друг к другу, а затем в удобный момент посылают руководителю (вожаку) так, чтобы он поймал его на лету. Соперники стараются перехватить мяч и тоже передать руководителю. Команде, от которой он получит мяч, начисляется 1 очко, и игра повторяется. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Правила.

  1. Бежать с мячом в руках можно не более 3 шагов. При нарушении этого правила мяч передается сопернику.
  2. Если мяч выйдет за пределы площадки, его вбрасывает игрок другой команды с того места, где мяч перелетел через линию.
  3. Во время игры нельзя толкать друг друга, иначе мяч переходит к сопернику.


Дай мне шар (Шар вер мене)

Играют подростки, 6-30 человек. Игра проводится в основном на площадке длиной 15-20 м и шириной 5-6 м или в зале размером 5х12 м. Для игры требуются деревянный шар (диаметр 5 см), или кубик (8x8 см), или маленький мяч, а также палки (типа гимнастических) по количеству играющих.

Рис. 2 Дай мне шар
Рис. 2 Дай мне шар

Описание. На двух сторонах площадки у лицевых линий рисуют круги диаметром 1 м или роют ямки диаметром немного больше размера шара и глубиной 10-15 см. Шар кладут в центр площадки. Играющие, разделившись на две команды, становятся лицом друг к другу в шеренгах. В 3 м от них находится шар (рис. 2). У каждого игрока - палка. По сигналу руководителя (вожака) начинается игра. У кругов на двух концах стоят по 1-2 защитника (в зависимости от количества играющих). Остальные играющие стараются, катя палкой шар, ввести его в круг (ямку) соперника. Соперники же отбивают шар и, в свою очередь, стремятся ввести его в круг противоположной команды. Удар по шару и закатывание его в круг разрешается делать только стоя на одной ноге.

Команда, которой удастся попасть в круг (в ямку), выигрывает 1 очко. Играют до условленного количества очков или определенное время. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Правила.

  1. Если игрок при ударе по шару и закатывании его в круг станет на обе ноги, то попадание не засчитывается.
  2. Защитник, охраняя свой круг, должен отбивать шар только палкой.
  3. Толкать друг друга в игре запрещается. При нарушении этого правила шар передается другой команде.
  4. Если шар вылетит за линию площадки, его вбрасывает игрок другой команды.



Метание мяча (Зангу)

Игра проводится в основном молодежью и взрослыми. Количество участников - от 8 до 20 человек. Для игры необходим мяч (волейбольный или баскетбольный).

Описание. На площадке чертят два квадрата со стороной 5-8 м (в зависимости от количества играющих) на расстоянии 8-12 м один от другого. Участники делятся на две команды, и каждая занимает (по жребию) один из квадратов.

Начинающая (по жребию) команда бросает мяч вверх в сторону команды соперника (повыше и подальше). Игроки, стоящие в противоположном квадрате, стараются поймать мяч и затем бросают его также вверх в сторону противоположного квадрата и т. д. За пойманный мяч дается 1 очко. Игрок, который наберет раньше других 5 очков, берет себе из чужой команды любую «лошадь» (игрока, выполняющего роль лошади) и, приведя ее к себе в квадрат, садится ей на спину и продолжает играть, сидя на «лошади». Игрок, находящийся в рола лошади, также имеет право ловить мяч. Если поймает его, то становится «всадником» и уводит свою «лошадь» (бывшего «всадника») в квадрат своей команды.

Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет условленное количество очков (30-50). Выигрывает та из них, которая раньше наберет это количество очков.

Правила.

  1. Бросать мяч можно только из квадрата. Кто вышел из него, тот теряет право на бросок.
  2. «Всадникам» и игрокам-«лошадям» запрещается мешать друг другу ловить мяч.


Дай платок (Десмалы вер)

Играют дети младшего и среднего школьного возраста, от 6 до 40 человек. Для игры требуются 2 маленьких платка. Описание. Играющие делятся на две равные по численности команды и выстраиваются шеренгами одна против другой вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 10-15 м друг от друга. Руки держат за спиной. Выбранные капитаны команд, получив от руководителя по платку, обходят свои шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому-нибудь из участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не заметили, кому отдан платок. Затем руководитель игры (вожак) говорит: «Дай платок!» Те, у кого находятся платки, стремительно выбегают и передают их руководителю, который стоит посредине у боковой линии. Кто из выбежавших участников первым и передаст руководителю платок, тот получает 1 очко для своей команды.

Игра продолжается определенное время, после чего подсчитываются очки. Выигрывает команда, у которой больше очков.

Правила.

  1. Два раза одному и тому же игроку выбегать нельзя (т. е. один и тот же игрок не должен получать платок более 1 раза - за это отвечает капитан).
  2. Без команды руководителя выбегать из шеренги не разрешается.
















2-чи десте: «Бу кочах!»

После последних слов «храбрец», заранее намеченный вожаком, бежит к другой команде и стремится пробежать между игроками. Они, взявшись за руки, стараются не пропустить его. Игроки, между которыми «храбрецу» удалось проникнуть через шеренгу, идут в его команду. Затем происходит тот же диалог, только начинает его вожак второй команды. После диалога «храбрец» второй команды бежит к первой и тоже старается разъединить игроков, пробежав между ними. Так играют несколько раз. Если «храбрецу» не удастся пробежать между игроками противоположной команды, то он остается у них в «плену». Выигрывает команда, у которой будет больше «пленных».

Правила.

  1. Если играющие стоят не держась за руки, то следует пробежать между двумя игроками. Если же они стоят держась за руки, то надо, подбежав, разорвать туловищем соединенные руки.
  2. Кому удастся пройти или прорвать соединенные руки, тот возвращается к себе в команду. Непрошедший остается у соперников и становится за линией их «дома» (он уже не участвует в игре).
Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 6639 | Комментарии: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 RichardHaids  
0
http://yuriskutnik.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=code-herb.com
http://hyundaisuperstores.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=code-herb.com
http://walidsarkis.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=code-herb.com
http://cse.google.co.zw/url?sa=t&url=http%3A%2F%2Fcode-herb.com%2F
http://webfeeds.brookings.edu/~/t/0/0/~www.code-herb.com

1 амил  
0
8+9,0,0рдонрлиь 6тегдш6о гмм

Имя *:
Email *:
Код *: