Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Пятница, 19.04.2024, 13:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Аджария

Аджария

В. М. Григорьев, 3. М. Мамучадзе

Аджария (Аджаристан) расположена на юго-западе Грузии, на побережье Черного моря. Столица - Батуми. Коренное население - грузины. Живут здесь также русские, армяне, греки, украинцы и др.

Аджария
Аджария

Жители Аджарии отличаются от большинства других этнографических групп населения Грузии тем, что в XVII-XVIII вв. этот край находился под игом турецких феодалов и подвер­гался попыткам отуречивания, насиль­ственного насаждения магометанской религии. В 1877-1878 гг. в результате русско-турецкой войны Аджария была освобождена, вернулась в состав Грузии, добровольно воссоединившейся с Рос­сией.

Героическая борьба за свободу и на­циональную независимость нашла яркое отражение во всем народном творчестве, включая народные игры Аджарии (см., например, игру «Пленение»).

Культура Аджарии составляет единое целое с культурой всей Грузии. Аджарские народные игры - это в своей основе общегрузинские игры с небольшими видоизменениями, вызванными особенностями истории Аджарии и своеобразием ее природы. В частности, для прибрежной части республики характерно широкое распространение игр в воде и водных видов спорта. Чаще, чем в других районах Грузии, здесь используются в играх мелкие круглые камешки - галька, покрывающая пляжи Черноморского побережья. На распространенных здесь играх сказывается в известной мере и то, что в Аджарии много курортов, куда приезжают отдыхать жители всех союзных республик страны. Этим вызвано относительно более интенсивное распространение интернациональных видов игр и развлечений. В то же время коренное население бережно хранит свои национальные традиции. Так, в Аджарии, особенно в ее горных районах, местные жители и сейчас знают много традиционных грузинских игр. В особом почете у населения игры, способствующие воспитанию смелости, решительности, благородства, упорства в достижении цели, умения постоять за себя и товарищей.

Специальное изучение бытующих в Аджарии игр проводилось, к сожалению, недостаточно. Отдельные записи их сделаны сотрудниками Батумского государственного педагогического института им. Ш. Руставели, спорткомитета республики и Батумского Дворца пионеров, а также участниками этнографической экспедиции КДИ в Аджарию (1981-1982 гг.).


Игры с предметами

Игра с теленком (Декниноба)

Эта игра (распространенная во многих местах Грузии) является своеобразной разновидностью общеизвестной игры в камешки.

Играют обычно дети 6-10 лет (чаще девочки), иногда вместе с ними и взрослые. В игре участвует 2-3 человека.

Выбирают 4 камешка разной величины, больший из них (величиной с орех) называют буйволом, следующий за ним по размеру - волом, третий - коровой, самый маленький - теленком (декнино).

Описание. Один из играющих берет все камешки в руку и, подбросив их вверх, ловит на тыльную сторону ладони. Если на ней удержались все 4 камешка, то он, подбросив их, ловит рукой, за что получает 1 очко. Если на тыльной стороне удержится только часть камешков, нужно, стараясь не уронить их, осторожно подобрать остальные с земли пальцами той же руки. Если удалось это сделать, то 1 или 2-3 камешка, лежащие на тыльной стороне ладони, подбрасывают и ловят рукой. За это начисляется 1 очко. Если при поднимании камешков, лежащих на земле, какой-либо из камешков скатится с тыльной стороны ладони, то играющий бросает вверх остальные. Поймав их, он скрытно перекладывает один из камешков в другую руку и спрашивает любого играющего: «Вол это или теленок? Буйвол или корова?» Если соперник не отгадает, какой камень у него в руке, то загадавший получает 1 очко и начинает игру сначала. Если камешек угадан, то очередь начинать игру переходит к следующему. Тот из играющих, кто наберет 5 очков, считается выигравшим.

Правила.

  1. Бросать и ловить камешки можно любой рукой, но в ходе игры нельзя менять руку.
  2. Не разрешается помогать себе второй рукой.

Пленение (Тквеобана)

В горном Хулойском районе Аджарии, у самой границы с Турцией, сохранились остатки грозных крепостей, напоминающих о борьбе за независимость, о подвигах во имя освобождения своих соплеменников из неволи. Живет здесь и игра, отражающая историческое прошлое, - «Пленение».

Рис. 1 Пленение
Рис. 1 Пленение

Играют 10-15 мальчиков-подростков.

Описание. Выбирают отдельно стоящее дерево, камень или втыкают палку - это «крепость» («цихе симагре»). Ограничивают линиями или палочками площадку длиной 20-25 м и шириной 10-15 м. «Крепость» должна находиться на одном из дальних концов площадки, в 2-3 м от ее границы, за которой отводится место для «взятых в плен» (рис. 1).

Один из наиболее ловких и быстрых игроков сам вызывается быть защитником «крепости» (цихе симагрис дамцвёли). Он занимает любое место на площадке, а остальные игроки (нападающие) - за линией, находящейся на противоположном конце площадки. Защитник вызывает на «поединок» любого из нападающих. Тот приближается и старается «взять крепость» - коснуться ее рукой. Защитник бросается к нему, чтобы осалить в пределах площадки. Осаленный становится на площадку для «пленных», а защитник вызывает нового нападающего. Если кому-нибудь из нападающих удается «взять крепость», то он тем самым освобождает всех взятых в «плен» и становится защитником «крепости», а прежний защитник везет его на спине до черты кона. Часто никому не удается «взять крепость» (все попадают в «плен» к умелому защитнику). Тогда победитель отпускает их под залог, чтобы они позвали для участия в игре более быстрого и ловкого подростка, который сумеет их освободить. Случается, что игра длится несколько дней с перерывами, выявляя самых ловких и быстрых игроков в округе.

Правила.

  1. Упавшего салить не разрешается. Защитник отходит от него не менее чем на 5 шагов, предоставляя ему возможность встать.
  2. Убежавший от преследования за пределы площадки считается «взятым в плен».
  3. Осалив нападающего, говорят громко: «Ткве» («пленный»), а коснувшись «крепости»: «Цихе чемия» («крепость моя»), после чего салить уже нельзя.

Вариант. Можно заранее определить время, в течение которого водящий должен суметь защитить «крепость» (10-20 мин). После смены нескольких водящих определяют лучшего по числу взятых им в «плен».


Игра в кости (Кочаоба)

Для игры берутся кочи, кочики - специально обработанные косточки из сочленений голени со стопой задних ног барана, дикой козы (джейрана) и подобных животных (у тюркских народов такие кости для игры называются альчиками).

Рис. 2 Игра в кости
Рис. 2 Игра в кости

Различают 4 положения, в которых могут лежать кости: «алчу», «тохани», «чуки», «тали» (рис. 2).

В Грузии широко распространены разнообразные игры в кости. Некоторые из них похожи на игры других народов, но есть немало самобытных игр этого типа. В Аджарии «кочаоба» настолько популярна, что кочами называют различные предметы, используемые в сходных по типу играх, например камешки, монеты, значки. Наиболее распространенным является здесь описанный ниже вид игры, в которой участвуют подростки или юноши, а иногда и взрослые мужчины. Играют по 2-5 человек. Для игры достаточна площадка размером 2-3 кв. м.

Описание. Каждый берет 1 кость, и все одновременно подбрасывают кости вверх. Если кость одного игрока легла «алчей» вверх, а другие кости иначе, то этот игрок поднимает свою кость и бьет ею по любой из лежащих. Перевернув таким образом чужую кость на противоположную сторону, бивший забирает ее себе и бьет по следующей. Если перевернуть лежащую кость не удается, то право удара переходит к хозяину кости, бывшей под ударом. Если же бивший вообще не задел чужую кость, то игра начинается сначала. Побеждает тот, у кого окажется к концу игры больше костей. Чтобы избежать ненужной азартности в игре, по окончании игры кости возвращаются прежним их хозяевам.

Правила.

  1. Если после удара кость бившего ляжет на «чуки», а лежавшая кость перевернется на «алчу», то к хозяину последней переходят кость бившего и право удара.
  2. То же правило действует в том случае, если лежащая кость окажется на «тохани», а кость бившего - на «тапи».

Крюк (Очивара)

Эта древняя народная забава до сих пор бытует среди подростков, пасущих летом скот в горах Аджарии.

Рис. 3 Крюк
Рис. 3 Крюк

Находят засохшее деревце высотой 5-7 м, обрубают вершину и корень и очищают от сучков, кроме самого крепкого, находящегося поближе к толстому концу. Получается деревянный шест длиной 3-5 м с крюком на конце (рис. 3, а). Этот крюк зацепляют за прочный сук большого дерева и привязывают веревкой или лыком. К нижнему концу (на высоте 50-60 см от земли) привязывают поперечную палку длиной 50-60 см (см. рис. 3, б). Получаются своего рода качели для 1 человека (см. рис. 3, в). По жребию устанавливают очередность качания.

Описание. Первый по очереди участник становится на поперечную перекладину и, оттолкнувшись ногой от земли, раскачивается за счет перенесения центра тяжести своего тела. Подсчитывают, сколько раз потребуется ему качнуться, чтобы качели достигли договоренной высоты - вершины соседнего куста, специально воткнутой ветки и др. (высота не должна быть слишком большой, чтобы не требовалось сильно раскачиваться и не отцепился крюк).

Правила.

  1. Отталкиваться от земли можно только 1 раз.
  2. Результат не засчитывается, если раскачивающийся не удержался на перекладине качелей.

Бить мяч (Гаквра бурта)

В Аджарии до сих пор распространен характерный для Грузии вид лапты, описанный еще в книге Е. А. Покровского «Детские игры» (1887 г.). Грузины обычно не употребляют лапты, т. е. специальной дощечки или палки, которой бьют при игре в мяч. Они - мастера ударять и далеко выбивать мяч ладонью, именно: одной рукой подбрасывают мяч, а другой бьют его.

В игре участвуют 10-20 подростков, юношей. Требуется мяч размером с теннисный.

Описание. Путем сговаривания участники делятся на две команды. На ровном месте ставят камень, называя его «бера» (т. е. кон). Капитан одной из команд берет плоский камешек, мочит его слюной с одной стороны и, поднимая вверх, спрашивает: «Кукуриант ту кшиант?» («Хотите пить или голодны?») Одна команда отвечает: «Голодны», другая - «Хотим пить», и камешек подбрасывается вверх. Если он упадет на землю сухой стороной, то мяч берут говорившие «голодны», другая же команда распределяется на площадке перед коном (ширина площадки около 20 м, длина 40-50 м). Игроки первой команды начинают по очереди бить ладонью мяч, а игроки второй ловят его. Если они не поймают мяч на лету, то бросают его в цель - в камень (кон); если и сюда не попадут, то бьющей команде засчитывается 1 очко. Затем мяч бьет второй по очереди, за ним третий и т. д., пока не пробьют все. Если вторая команда поймает мяч на лету или попадет им в камень, то команды меняются местами. Когда одна из них наберет условленное количество очков (10 или 20), то каждый ее игрок бьет от кона мяч для одного из участников проигравшей команды, а тот должен добежать от места падения мяча до кона, крича (не переводя дыхания): «И - и - и...»

Правила.

  1. Если выбитый мяч пойман на лету, то бьющая команда теряет свои очки и право бить мяч переходит к ее соперникам.
  2. Если мяч пойман на земле, его кидает в камень тот, кто поймал, и именно с того места, где поймал.


Игра с лахтами (Лахтаоба)

Общегрузинская игра с лахтами (поясами, ремнями) бытует в Аджарии в нескольких разновидностях. Помимо основной (описанной в разделе «Грузия») распространена, например, разновидность, которую сами играющие называют сокращенно «Лахты». Ее отличие - введение элементов силовой борьбы: когда нападающие пытаются схватить лежащие лахты и утащить их из круга, защитники не салят нападающих ногой, как в основной разновидности, а хватают за протянутую руку и стараются втянуть в круг. Втянутый выбывает из игры (так же, как и вытянутый из круга защитник). Товарищи по команде могут помогать борющимся. Если кто-либо переступит черту круга, он тоже выбывает из игры. В остальном ход игры и ее правила общие с основной ее разновидностью.







Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 2775 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: