Абхазские игры - Мои статьи - Каталог статей - ИГРА
Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
Суббота, 10.12.2016, 11:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Мои статьи

Абхазские игры

Абхазия

О. В. Вахания

Абхазия расположена на северо-западе Грузи, у Черного моря. Столица - Сухуми. Коренное население - абхазы (название на родном языке - апсуа). Живут здесь также грузины, русские, армяне и др.

Абхазия
Абхазия

Территория Абхазии, как и всего юго-восточного Причерноморья, в течение многих веков, была ареной кровопролитных войн. Кроме защиты от иноземцев на плечи народа ложилась тяжесть междоусобных феодальных войн. Бичом для абхазского народа была кровная месть (кровомщения продолжались иногда из поколения в поколение, и конец этому положила только Советская власть).

Абхазы всегда должны были быть готовы к отражению врагов, к защите своей независимости, свободы, своего очага. Это требовало мужества, большой физической силы, быстроты, ловкости, выносливости, умения метко стрелять, владеть холодным оружием, управлять конем, преодолевать препятствия и т. д.

Все это определило военно-прикладную направленность сложившейся в народе системы физического воспитания, включая большую часть игр. Проявить свою подготовку молодые люди могли не только в военных походах, но и на охоте, во время состязаний и игр на народных праздниках.

На характер игр оказали влияние и географические условия. Среди абхазов, живущих в горах, особенно распространены игры с метанием камней и дротиков, с борьбой, поднятием тяжестей, преодолением препятствий. У живущих на Черноморском побережье более распространены игры с бегом на скорость, с плаванием, конной скачкой, игры с мячом и др.

Развитию физических качеств человека успешно служат самые разнообразные народные игры: в одних случаях - сохранившиеся с давних времен почти без изменения («Ахылпахас», «Ашапуксра», «Ахтарпа-хумарра» и др.); в других - преобразованные в соответствии с новым временем. Так, боевой дротик заменен заостренной палкой («Калам-кыдца»). Во многих играх метание камня заменено метанием мяча. Но требование меткости броска осталось неизменным.

Специального исследования абхазских игр до последнего времени проведено не было, хотя отдельные сведения о них встречаются у многих авторов (Ф. Ф. Торнау, 1864 г.; К. Д. Мачавариани, 1884 г.; М. Ковалевский, 1890 г.; Вахушти, 1904 г.; Д. И. Гулиа, 1926 г., и др. )

Автор данного раздела более 10 лет собирал народные игры в селах Абхазии. Всего изучено более 50 народных игр и упражнений, учтены также игры, записанные другими авторами. Лучшие из собранных игр были проверены на практике физического воспитания в школах и в Сухумском пединституте, вошли в программу физического воспитания учебных заведений республики и опубликованы в книгах.


Игры без предметов

Кто быстрее (Мцы-мца)

Играют мальчики и девочки 10-15 лет. Количество игроков не ограничивается.

Описание. Играющие делятся на две равные по численности команды и выстраиваются на лицевых линиях площадки. В случае, если окажется лишний игрок («ахашэала»), он становится контролером (судьей) или, с согласия обеих команд, он принимает участие в игре в одной из команд. Размер площадки устанавливается самими игроками (длиной приблизительно 20-30 м для 10-12-летних и 30-60 м для 13-15-летних, шириной 10-15 м) и ограничивается двумя боковыми и двумя лицевыми линиями. Площадка условно делится на две равные части средней линией. Игру начинает по жребию одна из команд. Один из игроков начинающей команды выходит на среднюю линию, делает несколько отвлекающих движений и заступает обеими ногами за среднюю линию, т. е. в зону соперника, затем, повернувшись, бежит на свое прежнее место. Как только игрок первой команды перешел среднюю линию, стоящий напротив игрок срывается с места и старается догнать (коснуться) его до лицевой линии. Пойманного забирают в «плен». Затем на среднюю линию выходит игрок другой команды. Так по очереди играют все.

Команда, забравшая в «плен» больше половины игроков противоположной команды, считается победительницей.

Правила.

  1. Игрок считается пойманным, если соперник прикоснулся рукой к какой-либо части его тела.
  2. Начинающему игру не разрешается возвращаться обратно, если он не заступил обеими ногами в зону соперника (т. е. за среднюю линию).
  3. Нельзя начинать преследование соперника, пока он не переступит обеими ногами контрольную линию.

Не дать уйти (Ашапуксра)

Играют учащиеся средних и старших классов, от 2 до 30 человек.

Рис. 1 Не дать уйти
Рис. 1 Не дать уйти

Описание. На площадке обозначаются линии: две лицевые (начальная, конечная) и две боковые. Между лицевыми линиями расстояние от 30 до 60 м (в зависимости от возраста участников), между боковыми - от 10 до 25 м.

По жребию один из игроков ложится лицом вверх, закрыв глаза, так, чтобы пятки касались начальной линии. Остальные выстраиваются параллельно этой линии в 2 м от ног лежащего, лицом к нему. Один из игроков должен коснуться руками ноги лежащего, после чего все бегут в сторону конечной линии (рис. 1). Лежащий, почувствовав прикосновение} вскакивает и гонится за убегающими, чтобы поймать (осалить) кого-либо. Если он осалит убегающего, то меняется с ним ролью. В случае неудачи снова ложится. Так продолжают игру.

Бег можно начать также по сигналу: свистку, хлопку, слову организатора и т. д.

Правила.

  1. Игроки не имеют права начинать бег до прикосновения к лежащему или до сигнала.
  2. Игрок считается пойманным, если догоняющий коснулся его руками.
  3. Ловить можно за один забег только одного из убегающих.
  4. Нельзя хватать за одежду, ставить подножку, выходить за пределы боковых линий.

Вариант. Если играют после дождя или на загрязненной площадке, то исходным положением водящего может быть «упор присев» - согнув голову до касания коленей.


Игры с предметами

Овладеть шапкой (Ахылпахас)

Играют учащиеся среднего и старшего школьного возраста, юноши и девушки, от 2 до 20 человек и больше. Инвентарь: палка длиной до 1 м, шапка или платок.

Рис. 2 Овладеть шапкой
Рис. 2 Овладеть шапкой

Описание. На площадке устанавливают палку (в зале ставят стул или невысокую стойку), сверху надевают на нее шапку (платок). От палки по обеим сторонам отмечают контрольные (лицевые) линии - в одну сторону на 15 м (ближняя линия), в другую на 20 м (дальняя линия) и боковые линии, ограничивающие площадку шириной от 10 до 15 м (рис. 2).

Длина площадки определяется самими игроками по договоренности (на организованных занятиях - педагогом), но при этом одна часть площадки всегда должна быть на треть или четверть меньше другой.

Игроки, разделившись на две равные группы, становятся на противоположных (лицевых) линиях друг против друга. По сигналу одновременно бегут по игроку от каждой группы к палке. Бегущий от ближней к палке линии должен схватить шапку, надетую на палку, и вернуться на свое исходное место, а игрок, бегущий от дальней линии, должен поймать (коснуться) игрока с шапкой, пока тот не пересечет свою контрольную линию. Пойманный выходит из игры. Если же ловящий не поймает бегущего, то покидает «поле» игры. Вместо выбывшего выходит на контрольную линию очередной игрок с той же стороны площадки, и игра продолжается.

Лучшим в беге и ловкости называют того, кто дольше продержится в игре, сменив подряд (не выходя из игры) большее количество соперников.

Правила.

  1. Пойманным считается игрок, которого ловящий коснулся рукой выше пояса.
  2. Нельзя выходить за боковые линии, ставить подножку, хватать за одежду.

Игра с башлыком (Ахтарпа хумарра)

Игру можно проводить на площадке, поляне, на стадионе. В ней участвуют юноши и подростки старше 12 лет, 4-10 человек и больше. Игра командная.

Инвентарь: 10 башлыков (национальный головной убор) или 10 иных предметов (палки, камни, маленькие мячи и др.).

Рис. 3 Игра с башлыком
Рис. 3 Игра с башлыком

Описание. На ровной площадке обозначают 3 круга (диаметром около 1 м) в одну линию. Расстояние между первым (№ 1) и третьим (№ 3) кругами - 10-15 м, второй круг (№ 2) находится между кругами № 1 и 3. От круга № 2 на расстоянии, которое равно расстоянию между кругами № 1 и 3, умноженному на 10, обозначают круг № 4 (т. е. если расстояние между кругами № 2 и 4 будет 100 м). Слева и справа на произвольном расстоянии обозначают пятый (№ 5) и шестой (№ 6) круги (для штрафников) - рис. 3. 10 башлыков или других предметов кладут в круг № 1. По жребию определяют, игрок какой команды встанет в круг № 2 и какой в круг № 3.

По команде (сигналу) судьи игрок, стоящий в круге № 3, бегом переносит предметы из круга № 1 в круг № З.по одной штуке, а игрок из круга № 2 в это время бежит в круг № 4 и обратно. Если игрок, стоявший в круге № 3, успел перенести все предметы из круга № 1 до возвращения игрока, стоящего в круге № 2, на свое исходное место, т. е. в круг № 3, то он выиграл, а игрок, выбежавший ранее из круга № 2, становится как проигравший в круг № 5 или 6 (штрафники одной команды занимают круг № 5, а другой - № 6). В противном случае игрок из круга № 3 сам становится в круг штрафников как проигравший. Затем играют другие пары, и так продолжается до тех пор, пока в круге штрафников не окажется больше половины игроков какой-либо команды. Тогда эта команда считается проигравшей и команды меняются ролями.

Игра состоит из трех партий. Для определения победителя необходимо выиграть две партии. В третьей (решающей) партии желательно, чтобы команды менялись кругами после каждого забега.

Правила.

  1. Запрещается начинать игру до сигнала.
  2. Не разрешается брать предметы из одного круга и бросать их в другой, не став в круг обеими ногами. 3. Нельзя возвращаться из круга № 4, не став в него обеими ногами.

Варианты. Выигравший в очередной паре освобождает «штрафника» своей команды, и тот снова включается в игру. Можно также играть индивидуально. Тогда каждый выигрыш будет давать определенное количество очков самому выигравшему. Проигравший выбывает. Игра также состоит из трех партий.


Метание палки в цель (Калам-кыдца)

В игре участвует от 4 до 30 мальчиков 12-летнего возраста и старше. Игра командная. Инвентарь: две палки длиной до 40-50 см и одна «алабаша» (палка длиной до 1,5 м с заостренным концом).

Описание. На площадке устанавливают две палки высотой до 40-50 см. Расстояние между ними 10-15 м. Одна из лих контрольная, обозначающая исходную позицию, другая - «амба», т. е. конечная цель, в данной игре - мишень. Первую палку можно заменить, начертив контрольную линию.

Игроки одной, затем другой команды по очереди метают с места палку - «алабашу» от контрольной палки (линии) в другую палку - «амбу», стараясь сбить ее (или только попасть в нее).

Выигрывает команда, которая наибольшее количество раз собьет «амбу» (или лишь попадет в нее).

Правила.

  1. Если «амба» сбита боковым ударом палки, это не засчитывается.
  2. При метании палки не разрешается выходить за контрольную палку (линию).




Категория: Мои статьи | Добавил: jagiro (17.03.2010)
Просмотров: 1490 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: